Урок ИЗО по теме "Искусство на улицах города. Храм – архитектурное сооружение, произведение искусства". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 3


Цели урока:

  • Расписать купола, закончить моделирование храма.
  • Закрепить знания о храмах родного города, полученные на экскурсии

Задачи урока:

  • Изображать. Строить. Украшать;
  • Развивать художественные умения и навыки, образное мышление на основе наблюдательности и фантазии;
  • Познакомить с соборами России и родного города Иркутска;
  • Изучить архитектурные формы храмов, дизайнерские решения;
  • Воспитывать любовь к Родине, гордость за нее;
  • Дать понятие об устройстве церкви, о церкви– организации;
  • Знакомить с христианскими правилами, учить жить в добре;
  • Формировать художественную культуру, как часть культуры духовной.

Оборудование: гуашь, кисточки, вода, салфетки, яйца из папье-маше на тарелочках, макеты двух храмов в виде креста и круга без куполов.

Тип урока: интегрированный ИЗО с технологией, историей, литературным чтением (90 мин.)

(Этим урокам предшествовали еще 2 + экскурсия.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы. Постановка цели, задач.

Учитель:

– Изобразительное искусство и художественный труд называется наш предмет. Мы продолжаем изображать, строить и украшать

А строим мы особое архитектурное сооружение – храм. (слайд 1)

К 350-летию Иркутска объявлен конкурс среди юных художников: “Какой быть церкви в нашем микрорайоне?” 3,4 классы принимают в нем участие

– Что такое храм? Какаво его предназначение?

(Отвечают учащиеся. Слайд № 2)

3. Актуализация знаний.

Архитектура – часть изобразительного искусства. Конкретнее, что это такое?

Дети:

Архитектура – художественное строительство. (Слайд3)

Учитель:

– Архитектура – художественное строительство. А у нас – художественный труд. И мы, как настоящие художники– архитекторы рисовали церковь, строили на плоскости в виде аппликации, теперь выполняем в объеме из картона и папье – маше (Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9).

В качестве куполов используем яйца, которые изготовили на прошлом уроке из папье – маше

4. Повторение о технике выполнения. Техника безопасности.

Вспомним технику выполнения папье – маше

Д: На скорлупу выеденного яйца наклеиваем кусочками первый слой бумаги на воду.

Второй и третий – на клейстер.

Сушим. Скорлупу можно не вынимать.

У: Задача сегодняшнего урока: помня и выполняя технику безопасности и правила для учащихся, расписать яйца и увенчать ими главы нашего храма.

5. Организация рабочего места.

Проверим готовность к уроку.

(Главы сделали заранее по всем правилам строительства, (Слайд № 10, 11, 12) изучив внешний вид храмов Иркутска и внутреннее убранство на экскурсии по городу и по страницам учебника “Изобразительное искусство” Неменского 3 кл. с. 46 – “Памятники архитектуры”, 4кл– с.54

“Древние соборы”.

С соборами главных городов России познакомились по фотографиям (Слайд № 13, 14, 15)

Каждый ученик склеил трубочкой картонный прямоугольник заданного размера, предварительно изобразив на нем окна, двери, рельеф. Эту трубочку – главу посадил на клей “Момент” на общий фундамент (большую коробку) на определенное место).

6. Беседа (Слайд № 16. На фоне церковного пения).

У: Храм, как правило, произведение искусства, самое красивое здание в городе, в поселке.

Храм облагораживает бытие, умиротворяет душу звоном колоколов, песнопением. Идут в церковь люди с открытым сердцем и душой, чистые, свободные от всяких дурных помыслов на встречу с богом, для разговора с ним.

– Почему для встречи с богом люди идут в храм, церковь?

Д: Церковь, храм – это Божий дом.

Однажды бог сказал пророку Моисею:

“Постройте мне храм, Я хочу быть среди вас”.

Стали строить Божьи дома – церкви шатровые переносные, деревянные, позднее каменные. Поручалось строительство церкви самым умелым мастерам. Строились они годами тщательно, прочно, на века и являются историческими и архитектурными памятниками на века.

У: Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Слайд №16.)

Словно 3 богатыря в золоченых шлемах стоят на страже любимого города и охраняют его покой. Твердо уперлись они в родную землю. Не сдвинуть.

Собор Василия Блаженного в Москве (Слайд №16)

– С чем или с кем сравнили бы вы это архитектурное чудо?

Д: Он напоминает девушек в красных расписных сарафанах. С причудливыми прическами – куполами. Взявшись за руки, они образовали хоровод. А вокруг них еще один хоровод из разнообразных арок. Окружили девушек маленькие дети.

Д: А может быть это мужчины в среднеазиатских халатах с чалмой на голове?

У: Вот какие интересные образы храмов создали !

7. Знакомство с храмами родного города Иркутска. (Слайд №17)

(С информацией о храмах – подготовленные ученики):

1ученик: Еще один хоровод, где дородные тети и стройные девицы в синих шапочках идут по кругу. Среди них несколько пар близнецов. Это церковь Казанской Божьей матери в Иркутске.

2 уч.: (Слайд № 17, 18) Слева – Казанский кафедральный собор, который стоял на главной площади Иркутска на месте “Серого дома” – областной администрации.

В 1932 году под давлением “общества безбожников” это прекрасное монументальное сооружение, уникальный храм был взорван. Его разрушили до основания и битым кирпичом уложили мостовую площади. Уровень площади поднялся на 1 метр. Дорожники при ремонте дороги смогут обнаружить резные с глазурью камни вплоть до ангарского моста.

3 уч.: (Cлайд №19) Белокаменная Спасская церковь. Корабль. Одно из первых каменных зданий Иркутска, которое было построено в начале 18 века у острожных стен колыбели города и стоит до сих пор. 300 лет! (Ранее на территории острога стояла и действовала 35 лет деревянная)

4 уч.: (Слайд № 20) Рядом – еще один памятник архитектуры 18 века, красивейшее, колоритное здание – Богоявленский собор. Украшение нашего города.

Здание претерпело много переделок из – за того, что пострадало во время землетрясений и бурь, тем не менее, Богоявленский собор и Спасская церковь помогают нам представить город Иркутск в давние времена

5 уч.: (Слайд № 21) Крестовоздвиженская церковь – небольшой городок с неповторимой игрой объемов, линий и силуэтов. Всего лишь 3 цвета. Но как красива, стройна, изящна! Какой богатейший рельеф!

Ограды, кресты – образцы старинной кузнечной работы иркутских мастеров.

А Крестовоздвиженской названа потому, что на ее месте долго стоял крест.

8. Рассказ учителя.

Церковь – это дом, где собирается Божья семья. Бог – отец всех людей, матерь Божья нам всем мать, все святые нам родственники, мы все друг другу братья и сестры.

Эта божья семья, которая одна для всех – организация, объединение верующих людей тоже называется церковью. (Слайд № 22)

У церкви есть знак, который показывает, что эта вещь, предмет, или человек принадлежит Богу, что они святые, божьи. Знак этот – крест

Отличительный знак самого дома божьего – крест. И храмы строятся в виде креста (Слайды № 23, 24) Через крест Христов народ пришел к спасению.

А еще – в виде круга. Это говорит о том, что жизни с Богом нет конца.

В виде корабля ( Ноев ковчег) Церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть море жизни. (Слайд № 25)

Святые – это такие люди, которые очень любили Бога и угодили ему своею праведною жизнью. Это друзья Бога. Они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.

Самая великая святая. Самая близкая Богу – Божья Матерь, мать Иисуса Христа. Ради ее материнской любви и ее молитв Бог многое нам прощает и помогает.

Святые, ангелы и Иисус Христос изображены на иконах. Им мы ставим свечки и через них в молитве просим Бога о чем – либо и благодарим.

Ангелы – невидимые добрые духи, которые живут на небе – невидимом духовном мире. Служат Богу и выполняют его поручения. Ангел значит посланец или вестник. На иконах они изображены с крыльями. Крылья, наверное, для того, чтобы быстро оказаться около человека и помочь ему. Ангелы охраняют нас и помогают совершать добро.

Есть и злые духи: бесы, демоны, дьяволы, сатана. Сатана– противник Бога. Это бывший самый светлый и сильный ангел. Возгордился, перестал слушать Бога. Захотел сам стать как Бог. В небесном мире началась война. Добро победило. Злые ангелы были изгнаны с небес.(Слайд № 26)

Молитва – есть беседа, разговор с Богом.(Слайд № 27) Каждая зажженная свеча– это молитва. Огонек свечи тянется вверх к Богу и передает нашу благодарность или просьбу. (Слайд № 28)

Храм – это Божий дом, где собираются верующие, чтобы молиться Богу. Храм– это та часть в здании, где стоят прихожане. (Слайд № 29).

Алтарь – самое священное место в церкви, передняя часть, где служат священники.(Слайд № 30)

В алтаре находится престол. Это стол, на котором лежит большая красиво украшенная книга– Евангелие, крест, дарохранительница– ящичек в виде церкви или креста, где хранится причастие для больных, которые сами не могут прийти, антиминс – священный платок с изображением Иисуса Христа. ( Вспомнить о том, как Иисус нес крест на Голгофу. Терновый венок ему поранил лицо. Сердобольная женщина утерла его лицо платком. На нем отразился лик Иисуса.)

Алтарная часть от храма отделяется иконостасом. (Слайд № 31)

Бог?

Радость, счастье, любовь мы чувствуем, но не видим. Так и Бога…

Бог ведет по жизни. Бог помогает. Бог посылает испытания, чтобы через испытания мы сами пришли к добру. Бог хранит.

– А какое отношение имеет яйцо к церкви?

(Отвечают ученики )(Слайд № 57)

9. Практическая работа.

Грунтовка яйца гуашью

Просушивание.

Продолжение беседы. Просмотр (Слайд № 32-56) о рождении, жизни Божьего сына, о смерти, которую Иисус Христос принял, взяв людские грехи на себя и тем самым привел народ к спасению (см. “Детская библия”), о воскрешении Христа.

(Во время просмотра слайдов об Иисусе Христе не упустить воспитательный момент о том, что Иисус проповедовал добро.

Заповеди.

Золотое правило)

У: О том, что Иисус Христос воскрес, хотелось сообщить всему миру. В память о событии Воскрешения Господа мы красим яйца.

– Почему? Кто расскажет подробнее?(Слайд № 57)

10. Техника росписи яиц (Слайд № 58 – 66).

11. Другие приемы украшения яиц (Слайд № 67 – 70).

12. Яйца Фаберже (Слайд № 71-74).

13. Практическая творческая работа.

Роспись яйца.

Просушивание. Изготовление креста по образцу из плотной фольги. Крепление к куполу.

14. Возведение куполов на главы храма – выставка. Завершение строительства под звон колоколов.

15. Итог.

Рефлексия. Оценки.

16. Результат (продукт работы) (Слайд № 75, 76, 77, 78).

Презентация

Используемая литература:

  1. Учебник “Изобразительное искусство” под редакцией Б. Неменского 3 кл., 4кл.
  2. “Детская библия”.
  3. Закон Божий для самых маленьких. Текст С. Куломзина. По благословению патриарха Алексия 2.
  4. Материалы с городских семинаров “Роспись яиц”. Работы Котельниковой, Константиновой.
  5. Cайты: www.wikipedia.ru; www.irkutsk.lusya.com; www.isaac.spb.ru