Критическое мышления на уроке биологии по теме "Лишайники". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


В последнее время достаточно широкое распространение получила технология развития критического мышления. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Предлагается разработка урока по биологии в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления, приемы “Пометки на полях” и “Маркировочная таблица”.

Урок, проведенный с использованием технологии критического мышления, включает три этапа: вызов – осмысление новой информации – рефлексия.

На стадии вызова учащимся предложено, не зная ничего о лишайниках, составить текст и согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить “плюс” или   “минус”.

На стадии осмысления новой информации используется прием “Маркировочная таблица” совместно с приемом “Пометки на полях”. Происходит непосредственная, направленная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается маркировкой текста и заполнением таблицы. Он обязывает отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя текст учебника.

Самая важная стадия – рефлексия. Именно на этой стадии происходит осознание новых приобретенных знаний. Учащиеся возвращаются к первоначальным записям (составлению текста вначале урока) и вносят изменения (исправляют ошибки).

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать синквейн.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Технология развития критического мышления на уроках биологии предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс обучения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о лишайниках как о симбиотических организмах;
  2. Определить значение лишайников в природе и в жизни человека;
  3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
  4. Развивать творческое мышление учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

Деятельность учителя Деятельность учеников
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку Показывают готовность к уроку

II. Вызов

Деятельность учителя Деятельность учеников
Предлагает составить рассказ, используя 5 слов (слова записаны на доске: гриб, водоросль, лишайник, таллом, симбиоз, автогетеротрофный организм.

Заслушивает рассказы нескольких учеников.

Учащиеся составляют рассказ.

Выборочно озвучивают свой рассказ.

Предлагает выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений:
  1. Лишайники – это единые организмы, состоящие из гриба и водоросли, связанные симбиозом.
  2. Тело лишайника представлено слоевищем или талломом.
  3. Клетки водорослей в теле лишайника играют роль зеленых растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ.
  4. Различают лишайники: накипные, кустистые, листоватые.
  5. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха.
  6. В результате деятельности лишайников подготавливается почва для поселения растений.
  7. Некоторые лишайники используют как сырье для химической промышленности.
Выполняют тестовое задание.
Проверяет выполнение тестового задания: утверждения разбираются вслух, если учащиеся согласны – поднимают руки.  
Предлагает учащимся задать вопросы, возникшие при выполнении тестового задания, и записывает их на доске. Задают вопросы, возникшие при выполнении тестового задания.

III. Осмысление

Деятельность учителя Деятельность учеников
Предлагает прочитать текст учебника, делая пометки карандашом:

V – уже знаю
+ – новое для меня
– – думал иначе, а меня убедил материал учебника
? – не понял

Читают текст учебника, делая пометки карандашом.
Закончив работу с текстом, предлагает заполнить таблицу:

Уже знал
Новое для меня
Думал иначе
Не понял

Заполняют таблицу
Проводит фронтальную беседу:

– какая графа заполнена более емко (коротко)?
– кто озвучит графу “уже знал”?
– что нового узнали?
– кто о чем думал иначе?

Отвечают на вопросы

IV. Рефлексия

Деятельность учителя Деятельность учеников
Предлагает исправить ошибки в рассказе, который учащиеся составили в начале урока.

Заслушивает рассказы учащихся.

Исправляют ошибки.

Зачитывают исправленные рассказы

Формулирует домашнее задание:

Составить синквейн на тему

“Отдел Лишайники”

Записывают домашнее задание