Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Учить детей раскладывать число 5 на два меньших, а из двух меньших составлять одно большее число на наглядном материале.
  2. Закреплять навыки измерения величины линейных предметов с помощью условной и мерки
  3. Уточнить знание плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и многоугольник.
  4. Закрепить знание дней недели и их последовательности.
  5. Продолжать учить детей называть дни недели, геометрические фигуры. Отражать в речи результаты измерения, решения логических задач. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  7. Развивать логическое мышления, фантазию, творческие способности.
  8. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
  9. Воспитывать ответственность, толерантность, самоконтроль.

Материал к занятию:

Демонстрационный: рисунок парусного корабля, цветной календарь, фонограмма шума моря, веселой мелодии, карточки с изображением многоугольников (по количеству детей), вахтенный журнал с вопросами о днях недели, стрелки – указатели, камень с нарисованной цифрой 5, набор цифр, сундучок с шоколадными монетами.

Раздаточный: набор цифр от 0 до 10, математические знаки, простые карандаши, красная и белая полоски – мерки (2 и 5 см), голубая полоска бумаги ( 20см), геометрические фигуры разные по размеру и цвету.

Конспект образовательной деятельности

(Дети с воспитателем на ковре.)

– Ребята, вы любите читать рассказы и смотреть фильмы про отважных моряков, коварных пиратов, поиски кладов?

Сегодня мы сами отправимся в волнующее путешествие, будем искать сокровища, которые спрятал капитан Флинт. Это будет морское путешествие. Для начала нам надо проверить, все ли в порядке с нашим кораблем.

Посмотрите на него.

(Открывается панно. На нем корабль с парусами, обозначенными цифрами. Но на некоторых парусах цифры отсутствуют.)

– Ой! Ребята, оказывается морские разбойники– пираты совершенно не хотят, чтобы мы отыскали их сокровища. Они решили нам помешать отправиться в путь и похитили некоторые паруса с цифрами. С какой цифрой парусов не хватает, если считать по порядку слева – направо и снизу – вверх? (Ответы детей.)

Вот теперь все паруса на месте. Можно занимать места на корабле.

(Дети садятся за столы.)

– Итак, представьте, что вы – матросы одной дружной команды, и все мы на палубе корабля.

Ну что, давайте теперь узнаем, сколько же дней мы будем находиться в пути.

– У вас на столах лежат голубые полоски. Это морской путь. Есть 2 мерки белого и красного цвета. Что можно сказать об их длине?

(Белая мерка длиннее красной).

– Наш корабль может плыть с разной скоростью. Скорость может быть большая и не очень большая.

Чем больше скорость корабля, тем большее расстояние проплывает корабль в день.

Сейчас возьмите карандаши и измерьте голубую полоску белой меркой.

(Дети с помощью белой мерки измеряют голубую полоску.)

– Сколько раз уложилась белая мерка в длине голубой полоски? Значит, если наш корабль будет плыть с большой скоростью, он доберется до места за 4 дня.

А сейчас возьмите красную мерку и красный карандаш и узнайте, сколько дней вы будете находиться в мерку пути, если корабль выберет такую скорость.

(Дети с помощью красной мерки измеряют голубую полоску.)

– Какой получился результат? (мерка уложилась в длине голубой полоски 10 раз)

– Что это значит? (Мы будем находиться в пути 10дней).

Давайте выберем большую скорость. Преодолеем путь за 4 дня. Нам же хочется поскорее найти сокровища?

– Интересно, а какой это будет день недели?

Посмотрите на доску. (На ней размещен цветной календарь.)

– Сегодня – четверг. Мы определили, что будем в пути 4 дня. Посчитайте и скажите, в какой день недели мы окажемся на месте? (Это произойдет в воскресенье.)

– А если бы мы плыли 10 дней, то в какой день недели мы бы прибыли? (В субботу)

– Ну что, в путь! Мы будем стараться попасть на остров сокровищ вовремя, в воскресенье.

(Включается фонограмма – шум моря.)

– Мы уже в пути. Посмотрите, как красиво вокруг. Как блестит море, белыми барашками пробегают ласковые волны. А сколько много разных животных в море!

Отгадайте, кого можно встретить в море?

Белокрылые хозяйки
Над землей летают …(чайки).

От зубастых щук, таясь,
Стороною плыл…(карась).

Через океан плывет великан
И выпускает воды фонтан. (кит)

Дети отгадывают морских животных).

А вот в веселом хороводе танцуют медузы.

Физкультминутка

– Давайте встанем и подойдем к ним. Встаньте в круг около медуз. Все они имеют разную форму. Сейчас вы под музыку будете плыть по кругу, как только музыка кончится, вы остановитесь, рассмотрите медузу, сосчитаете их уголки и назовете, какой формы ваша медуза.

(Дети играют 3 раза.)

– Ребята, все медузы имеют разную форму. А как одним словом можно назвать эти фигуры? (Это многоугольники)

– А сейчас займите места в каютах, наше путешествие продолжается.

Капитан корабля всегда ведет вахтенный журнал. Он записывает в него, все, что происходит во время плавания. Давайте заглянем в этот журнал.

“На следующий день после отплытия, команда встретила семью дельфинов”. Ребята, какой это был день недели, если мы отправились в путь в четверг? (Пятница).

– Правильно, думаю, что кому – то найти верный ответ, помог наш цветной календарик. Почитаем дольше: “Первые 3 дня пути стояла хорошая погода, море было спокойным, на 4-й ветер усилился и начался шторм”. В какой день недели начался шторм? (В воскресенье).

– Саша, подойди к календарю и покажи, как ты определил день недели.

“Корабельный повар – кок хотел побаловать команду замечательным борщом в воскресенье, но потом решил это сделать на 1 день раньше”. Когда команда отведала борщ. (В субботу).

А вот еще одна запись в вахтенном журнале: “В понедельник шторм прекратился и все увидели вдалеке скалы”.

– Капитан, бери в руки морской бинокль! Давайте посмотрим, что же нас там оживает? Ой, так ведь в этих скалах притаились пираты! Они не хотят, чтобы мы нашли клад! Вот-вот нападут на нас, они уже готовятся к абордажу! Надо спасаться!

У нас на палубе стоит настоящая пушка. Попробуем попасть в пиратский корабль. Для начала, надо определить расстояние до пиратов. Зарядить пушку.

Откройте ваши тетради. У вас начерчен отрезок. Это расстояние до места, где притаились пираты. Чем можно точно измерить это расстояние? (Линейкой можно точно определить длину отрезка).

– Возьмите линейки и определите длину отрезка.( Дети говорят, что отрезок равен 9 сантиметрам. )

– Расстояние определено, пушка заряжена. “Орудие, к бою!”.

Чтобы поразить пиратский корабль, надо сделать 2 залпа. Нам попались очень хитрые и коварные пираты. Надо заряжать математические ядра. Надо найти 2 ядра с такими цифрами, чтобы эти 2 числа вместе образовали число 7. Скажите, из каких двух чисел, можно получить число 7? Молодцы, если вы сейчас запишите в тетради правильно 2 числа, из которых составлено число 7, значит вы попадете в пиратский корабль. Работайте.

Катя, какие ты написала числа? (2 и 5)

Как составил число 7 Ваня? (из чисел 6 и 1)

Как Оля образовала число 7. (7 это 3 и 4)

Вот сколько метких попаданий! Молодцы! Пираты повержены, путь свободен! Ура! Можно плыть за сокровищами дальше!

(Включается фонограмма шума моря).

– В нашей команде есть очень веселый матрос, он для нас приготовил загадку.

(Заранее подготовленный ребенок загадывает загадку:

“В яму, которую выкопал капитан Флинт, сначала упало 2 пирата, потом еще 1, а затем тигр-людоед. Сколько пиратов сидит теперь в яме?

Ответ: “Ни одного – всех съел тигр-людоед”).

– Вот так быстро и весело мы преодолели последние мили пути. Видите пустынный остров? На нем и зарыты сокровища. Корабль причалил к берегу. Высаживайтесь, давайте осмотрим остров.

Как вы думаете, где нам искать клад? Что может нам помочь?

(Дети обращают внимание на стрелки, которые ведут к большому камню.)

– Наверное, здесь и спрятаны сокровища капитана Флинта.

Ребята, а перед камнем разложены какие-то цифры, на самом камне тоже нарисована большая цифра 7. Кто догадался, что все это значит? Наверное, это код. Если мы его отгадаем, то клад наш!

Надо найти пары чисел, которые образуют число 7, эти числа и будут кодом для открытия замка.

Звучит музыка, воспитатель поворачивает камень, дети видят серебреный сундук, в котором лежат старинные украшения, “жемчуг”, монеты.

Какой тяжелый сундук! А в нем полно разных монет! Сокровища найдены! Можно, не теряя ни минуты, отправляться в обратный путь. Занимайте места.

(Звучит фонограмма шума моря).

– Ребята, понравилось вам путешествовать по морю? Что понравилось? Мне тоже показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что все вы смелые моряки. Много знаете и умеете. Знаете геометрические фигуры, дни недели, цифры. Умеете измерять, составлять число из двух меньших чисел. Молодцы!

Вот и родные берега. Бросаем якорь!

Путешествие окончилось. Сейчас мы в нашей группе и сможем хорошо рассмотреть, какие же сокровища припрятал на пустынном острове капитан Флинт.