1. “Познай себя в социуме”
Цели и задачи.
- Стремиться выйти в среду общения детей, понять положение каждого в ней.
- Научиться корректировать отношения между взрослыми и детьми.
- Помочь детям в обретении культуры общения, культуры поведения (воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, проявления внимания к больным, престарелым; заботливого и внимательного отношения к родителям; стремления выступать в защиту тех, кто добивается справедливости; любви ко всему живому; понимание необходимости соблюдать порядок и дисциплину дома, в школе и в общественных местах; понимание ответственности за свои поступки перед товарищами, родителями, учителем.
- Помочь детям в обретении знаний основных правил вежливого поведения, культуры речи; умений пользоваться словами вежливости, стремлений говорить просто и правильно, умений быть опрятным и аккуратным, скромным и предупредительным; умений следить за своей походкой, осанкой, жестами, мимикой; стремление самостоятельно выполнять правила культурного поведения дома, в школе, в общественных местах.
- Помочь учащимся понять необходимость воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, упрямства; стремление быть решительным и настойчивым в достижении личных, коллективных целей; ответственное отношение к своим словам и обещаниям; умение признавать свои ошибки и преодолевать их.
- Помогать учащимся устанавливать товарищеские, доброжелательные отношения со сверстниками другого пола в различных видах деятельности и общении; правильно понимать дружбу между мальчиком и девочкой; дать начальные представления о нравственном идеале советской семьи.
Направления деятельности.
- Участие в общешкольных делах и в работе вне школы:
- дружба со старшими и младшими школьниками;
- участие в общешкольных мероприятиях (праздниках, походах, вечерах);
- постижение общечеловеческих ценностей (жизнь, мама, Родина, семья, природа) на уроках и во внеурочное время;
- встречи с интересными людьми;
- организация различных акций милосердия, благотворительных концертов;
- турпоходы.
- Индивидуальная работа на основе личностно-ориентированного подхода:
- изучение ребят: их взаимоотношения, проблемы в общении;
- изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение ребенка в семье;
- проведение тестирования и социометрии, выявляющих взаимоотношения ребят в классе, “лидеров” и “героев” класса, индивидуальные черты характера ребенка, его проблемы в общении;
- создание условий для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми родителями;
- предоставление возможностей для самоутверждения ребенка в коллективе.
Формы и методы воспитания:
-
формирование у детей коммуникативной
культуры, создание благоприятного климата в
классе, семье;
- организация походов, огоньков, вечеров отдыха, направленных на развитие речи, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
- проведение практикумов по этикету с целью обучения детей адекватному стилю и тону общения, правилам и культуре поведения в обществе:
- использование тренингов по общению;
- проведение бесед и дискуссий по общению.
2. “Я часть природы, живу по законам природы”
Цели и задачи:
- Выработать умение и привычку соблюдать правила поведения в природе; не загрязнять окружающую среду.
- Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным; природным богатствам.
- Воспитание нетерпимого отношения к жестокому обращению с птицами, насекомыми, растениями.
- Привить интерес к природным явлениям.
- Дать представления о влиянии человека на природу и разумное ее использование.
Направления:
- Постижение общечеловеческих ценностей (природа, любовь, забота, бережное отношение, охрана).
- Участие в общешкольных мероприятиях на экологическую тему (праздниках, походах, вечерах).
- Проведение в классе мероприятий на экологическую тематику.
- Организация различных акций по охране природы, участие в этих акциях, движениях.
Формы работы:
- Проведение экологических операций.
- Озеленение класса, территории школы.
- Встречи с природой (экскурсии).
- Викторины, конкурсы, игры.
3. “Дорога в большой мир”
Цели и задачи.
- Формировать познавательные интересы школьников.
- Расширять кругозор во внеурочное время.
- Оказывать помощь ученику, имеющему проблемы в знаниях.
- Изучение индивидуальных особенностей ученика.
- Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.
Направления.
- Изучение работы учащихся на уроке, наблюдение за ними.
- Выявление учебных возможностей и затруднений ученика:
- особенности мышления, его самостоятельность, способность выделять главное;
- умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- отношение к учению;
- интересы, склонности;
- осознание необходимости учебной деятельности;
- работоспособность;
- уровень ЗУН;
- мотивы необходимые для улучшения качества обучения.
- Выявление причин отставания в учёбе:
- состояние здоровья;
- отсутствие бытовых условий;
- проблемы в знаниях;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- неразрывность определённых учебных навыков;
- отсутствие внимания, воли;
- особенности мышления.
- Организация консультативной помощи по предметам нуждающимся в ней ученикам.
Формы работы.
-
Проведение познавательных бесед и игр
(заочные путешествия, викторины).
- Проведение диспутов, помогающих развивать диалогичное мышление, выдвигать необычные гипотезы.
- Обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.
4.“Дорога в мир культуры”
Цели и задачи.
- Создать зону отдыха для восстановления физических и духовных сил.
- Развитие способностей и интересов.
- Свободное общение со значимыми людьми.
- понимание красоты окружающей действительности, природы;
- эмоциональное понимание содержания произведений искусства;
- эмоциональное отношение к различным видам зрелищ (теле- и кинофильмам, концертам);
- стремление соблюдать элементарные навыки этического поведения, опрятный внешний вид;
- нетерпимость к некрасивым поступкам, неряшливости во внешнем облике.
Направления:
- изучение потребностей ребят, их интересов;
- выявление интереса детей к занятиям в тех или иных секциях и кружках;
- стремление узнать какая помощь нужна детям.
Формы работы:
- тестирование;
- беседы с родителями, с товарищами, с самим учеником;
- экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы;
- участие в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников);
- участие в народных праздниках, поисковой работе.
5. “Дорога к собственному здоровью”
Цели и задачи.
- Помочь ребёнку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
- Стремиться к соблюдению обучающимися правил личной и общественной гигиены.
- Формировать представления о значении занятий физкультурой для развития человека; понимания необходимости укрепления здоровья; понимание важности соблюдения режима дня, развития основных двигательных качеств, интереса к занятиям физкультурой; прогулкам в природу, коллективным играм.
Направления.
-
Знакомство и изучение семьи, выявление
наследственных и хронических заболеваний
ребёнка.
- Изучение здоровья ребёнка с помощью медицинских карт.
- Изучение психического состояния ребёнка его характера.
Формы и методы работы.
- Проведение бесед о личной и общественной гигиене; стремление к соблюдению её каждым воспитанником.
- Ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании.
- Обучение способам доврачебной помощи при несчастных случаях и травмах.
- Организация и проведение спортивных соревнований, походов, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников.
6. “Дорога в мир семьи”. (Работа с родителями)
Цели и задачи.
- Воспитывая ученика, влиять на воспитательный потенциал семьи.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
- Активизировать роль родителей в жизни класса.
- Повысить ответственность за воспитание своих детей.
- Защита интересов и прав ребёнка в так называемых трудных семьях.
Направления деятельности.
- Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
- Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
- Диагностика.
- Коррекционная работа.
- Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.
- Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.
Формы работы.
Групповые:
- родительские собрания (текущие, тематические, итоговые);
- конференции (обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнением по определённой проблеме);
- родительские университеты.
Индивидуальные:
- посещение ребёнка на дому;
- индивидуальные консультации (по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя);
- дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки и мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы класса и школы.
План работы по направлению “Дорога в мир семьи” 2010–2011 учебный год.
Родительское собрание “Учимся понимать своего ребенка”.
Выбор родительского комитета класса.
Заседание клуба выходного дня. Поход на природу “Если вместе, если дружно”.
Собрание-круглый стол “Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей. ”
Собрание (обмен мнениями) “Телевизор (компьютер) в жизни семьи и ребенка”.
Семинар-практикум “Режим дня в жизни школьника”.
Игровой тренинг “Как уберечь детей от беды?”.
Форум “Неразлучные друзья – родители и дети”. 2011–2012 учебный год
Собрание-праздник “Снова вместе!”
Педагогический тренинг “Быть всегда рядом”.
Беседа “Причины и последствия детской агрессии”.
Собрание (обмен мнениями) “Поощрения и наказания детей в семье”.
Круглый стол “О подростках и неврозах”.
Родительский лекторий “Наши трудные дети”.