Программа воспитания "Доброе слово"

Разделы: Классное руководство


1. “Познай себя в социуме”

Цели и задачи.

  1. Стремиться выйти в среду общения детей, понять положение каждого в ней.
  2. Научиться корректировать отношения между взрослыми и детьми.
  3. Помочь детям в обретении культуры общения, культуры поведения (воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям, проявления внимания к больным, престарелым; заботливого и внимательного отношения к родителям; стремления выступать в защиту тех, кто добивается справедливости; любви ко всему живому; понимание необходимости соблюдать порядок и дисциплину дома, в школе и в общественных местах; понимание ответственности за свои поступки перед товарищами, родителями, учителем.
  4. Помочь детям в обретении знаний основных правил вежливого поведения, культуры речи; умений пользоваться словами вежливости, стремлений говорить просто и правильно, умений быть опрятным и аккуратным, скромным и предупредительным; умений следить за своей походкой, осанкой, жестами, мимикой; стремление самостоятельно выполнять правила культурного поведения дома, в школе, в общественных местах.
  5. Помочь учащимся понять необходимость воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, упрямства; стремление быть решительным и настойчивым в достижении личных, коллективных целей; ответственное отношение к своим словам и обещаниям; умение признавать свои ошибки и преодолевать их.
  6. Помогать учащимся устанавливать товарищеские, доброжелательные отношения со сверстниками другого пола в различных видах деятельности и общении; правильно понимать дружбу между мальчиком и девочкой; дать начальные представления о нравственном идеале советской семьи.

Направления деятельности.

  1. Участие в общешкольных делах и в работе вне школы:
    • дружба со старшими и младшими школьниками;
    • участие в общешкольных мероприятиях (праздниках, походах, вечерах);
    • постижение общечеловеческих ценностей (жизнь, мама, Родина, семья, природа) на уроках и во внеурочное время;
    • встречи с интересными людьми;
    • организация различных акций милосердия, благотворительных концертов;
    • турпоходы.
  2. Индивидуальная работа на основе личностно-ориентированного подхода:
    • изучение ребят: их взаимоотношения, проблемы в общении;
    • изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение ребенка в семье;
    • проведение тестирования и социометрии, выявляющих взаимоотношения ребят в классе, “лидеров” и “героев” класса, индивидуальные черты характера ребенка, его проблемы в общении;
    • создание условий для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми родителями;
    • предоставление возможностей для самоутверждения ребенка в коллективе.

Формы и методы воспитания:

  1. формирование у детей коммуникативной культуры, создание благоприятного климата в классе, семье;
  2. организация походов, огоньков, вечеров отдыха, направленных на развитие речи, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
  3. проведение практикумов по этикету с целью обучения детей адекватному стилю и тону общения, правилам и культуре поведения в обществе:
  4. использование тренингов по общению;
  5. проведение бесед и дискуссий по общению.

2. “Я часть природы, живу по законам природы”

Цели и задачи:

  1. Выработать умение и привычку соблюдать правила поведения в природе; не загрязнять окружающую среду.
  2. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным; природным богатствам.
  3. Воспитание нетерпимого отношения к жестокому обращению с птицами, насекомыми, растениями.
  4. Привить интерес к природным явлениям.
  5. Дать представления о влиянии человека на природу и разумное ее использование.

Направления:

  1. Постижение общечеловеческих ценностей (природа, любовь, забота, бережное отношение, охрана).
  2. Участие в общешкольных мероприятиях на экологическую тему (праздниках, походах, вечерах).
  3. Проведение в классе мероприятий на экологическую тематику.
  4. Организация различных акций по охране природы, участие в этих акциях, движениях.

Формы работы:

  1. Проведение экологических операций.
  2. Озеленение класса, территории школы.
  3. Встречи с природой (экскурсии).
  4. Викторины, конкурсы, игры.

3. “Дорога в большой мир”

Цели и задачи.

  1. Формировать познавательные интересы школьников.
  2. Расширять кругозор во внеурочное время.
  3. Оказывать помощь ученику, имеющему проблемы в знаниях.
  4. Изучение индивидуальных особенностей ученика.
  5. Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

Направления.

  1. Изучение работы учащихся на уроке, наблюдение за ними.
  2. Выявление учебных возможностей и затруднений ученика:
    • особенности мышления, его самостоятельность, способность выделять главное;
    • умение рационально планировать свою учебную деятельность;
    • отношение к учению;
    • интересы, склонности;
    • осознание необходимости учебной деятельности;
    • работоспособность;
    • уровень ЗУН;
    • мотивы необходимые для улучшения качества обучения.
  3. Выявление причин отставания в учёбе:
    • состояние здоровья;
    • отсутствие бытовых условий;
    • проблемы в знаниях;
    • недостатки преподавания;
    • отсутствие интереса к предмету;
    • неразрывность определённых учебных навыков;
    • отсутствие внимания, воли;
    • особенности мышления.
  4. Организация консультативной помощи по предметам нуждающимся в ней ученикам.

Формы работы.

  1. Проведение познавательных бесед и игр (заочные путешествия, викторины).
  2. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогичное мышление, выдвигать необычные гипотезы.
  3. Обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.

4.“Дорога в мир культуры”

Цели и задачи.

  1. Создать зону отдыха для восстановления физических и духовных сил.
  2. Развитие способностей и интересов.
  3. Свободное общение со значимыми людьми.
    • понимание красоты окружающей действительности, природы;
    • эмоциональное понимание содержания произведений искусства;
    • эмоциональное отношение к различным видам зрелищ (теле- и кинофильмам, концертам);
    • стремление соблюдать элементарные навыки этического поведения, опрятный внешний вид;
    • нетерпимость к некрасивым поступкам, неряшливости во внешнем облике.

Направления:

  • изучение потребностей ребят, их интересов;
  • выявление интереса детей к занятиям в тех или иных секциях и кружках;
  • стремление узнать какая помощь нужна детям.

Формы работы:

  • тестирование;
  • беседы с родителями, с товарищами, с самим учеником;
  • экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы;
  • участие в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников);
  • участие в народных праздниках, поисковой работе.

5. “Дорога к собственному здоровью”

Цели и задачи.

  1. Помочь ребёнку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
  2. Стремиться к соблюдению обучающимися правил личной и общественной гигиены.
  3. Формировать представления о значении занятий физкультурой для развития человека; понимания необходимости укрепления здоровья; понимание важности соблюдения режима дня, развития основных двигательных качеств, интереса к занятиям физкультурой; прогулкам в природу, коллективным играм.

Направления.

  1. Знакомство и изучение семьи, выявление наследственных и хронических заболеваний ребёнка.
  2. Изучение здоровья ребёнка с помощью медицинских карт.
  3. Изучение психического состояния ребёнка его характера.

Формы и методы работы.

  1. Проведение бесед о личной и общественной гигиене; стремление к соблюдению её каждым воспитанником.
  2. Ведение антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании.
  3. Обучение способам доврачебной помощи при несчастных случаях и травмах.
  4. Организация и проведение спортивных соревнований, походов, подвижных игр в классе и на свежем воздухе, спортивных семейных праздников.

6. “Дорога в мир семьи”. (Работа с родителями)

Цели и задачи.

  1. Воспитывая ученика, влиять на воспитательный потенциал семьи.
  2. Повышать педагогическую культуру родителей.
  3. Активизировать роль родителей в жизни класса.
  4. Повысить ответственность за воспитание своих детей.
  5. Защита интересов и прав ребёнка в так называемых трудных семьях.

Направления деятельности.

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
  2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
  3. Диагностика.
  4. Коррекционная работа.
  5. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.
  6. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Формы работы.

Групповые:

  • родительские собрания (текущие, тематические, итоговые);
  • конференции (обмен опытом по воспитанию детей или обмен мнением по определённой проблеме);
  • родительские университеты.

Индивидуальные:

  • посещение ребёнка на дому;
  • индивидуальные консультации (по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя);
  • дни творчества детей и родителей;
  • открытые уроки и мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы класса и школы.

План работы по направлению “Дорога в мир семьи” 2010–2011 учебный год.

Родительское собрание “Учимся понимать своего ребенка”.

Выбор родительского комитета класса.

Заседание клуба выходного дня. Поход на природу “Если вместе, если дружно”.

Собрание-круглый стол “Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей. ”

Собрание (обмен мнениями) “Телевизор (компьютер) в жизни семьи и ребенка”.

Семинар-практикум “Режим дня в жизни школьника”.

Игровой тренинг “Как уберечь детей от беды?”.

Форум “Неразлучные друзья – родители и дети”. 2011–2012 учебный год

Собрание-праздник “Снова вместе!”

Педагогический тренинг “Быть всегда рядом”.

Беседа “Причины и последствия детской агрессии”.

Собрание (обмен мнениями) “Поощрения и наказания детей в семье”.

Круглый стол “О подростках и неврозах”.

Родительский лекторий “Наши трудные дети”.

Презентация