Программа по развитию произвольности внимания, двжений, эмоций, поведения и общения детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Произвольность, по Л. С. Выготскому, представляет собой способность человека к овладению собой (своей внешней и внутренней деятельностью) на основе культурно заданных средств организации своего поведения (правила или образца). Другими словами произвольность – это умение человека действовать по правилу или образцу.

Отсутствие или недостаточное развитие произвольности у детей проявляется в том, что они не могут усидеть на месте больше 5 минут, постоянно отвлекаются, совершают непроизвольные движения (сосут палец, качаются на стуле), действуют импульсивно, громко говорят все, что им приходит в голову. Такое поведение приводит к медленному освоению детьми социальных норм и правил, принятых в детском саду и школе.

Причиной недостаточного развития произвольности является слабость у детей волевой сферы, наиболее благоприятным периодом для развития которой является старший дошкольный возраст. Произвольное поведение у детей в этом возрасте лучше всего формируется в игровой деятельности.

Предлагаемая психокоррекционная программа основана на игровом сюжете и направлена на развитие произвольности поведения у детей 5 – 6 лет.

Основные направления программы:

  • развитие произвольности движений;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие эмоций;
  • развитие умения общаться со сверстниками;
  • развитие мелкой моторики.

В рамках психокоррекционной работы с детьми были поставлены и решались следующие задачи:

– повысить адаптационные возможности организма ребенка к окружающей среде: научить напряжению и расслаблению мышц, выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе;

– формировать коммуникативные навыки в общении: обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению; научить слушать себя и других, управлять своим поведением;

– развивать произвольность, активность, творческую самостоятельность;

– развивать познавательные способности;

– создавать благоприятную развивающую образовательную среду.

Структура и содержание занятий:

I часть – игры и упражнения, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, настрой их на совместную работу;

II часть – игры и упражнения для развития и обучения выразительным мимическим движениям, для обучения определять и передавать эмоциональные состояния;

Психомышечная тренировка;
Коммуникативные игры;
Психогимнастические игры;

Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения) и мелкой моторики рук;

III часть – игры и упражнения на закрепление положительных эмоций от занятия;

Релаксационные методы.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду. Во время занятия дети находятся в кругу, сидя на стульчиках или стоя на ковре. Такое положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимопонимание и взаимодействие. Форма круга позволяет ощутить детям особую общность, создает у каждого участника чувство принадлежности к группе.

Цикл развивающих занятий построен в форме мини-тренингов. При этом используется интегративный подход как самый эффективный и целесообразный, с большим числом различных техник: арт, игровые, элементы психодраммы, творческая переработка игры, телесно-ориентированные техники.

Форма проведения занятий – групповая, по 8-10 человек.

Методические приемы:

  • создание ситуации безопасности, доверия;
  • эффект неожиданности, непривычности задания, игры, поощрения;
  • поддержка ребенка в ситуации успеха, поощрение, комплимент, констатация успеха;
  • игнорирование нежелательного поведения;
  • анализ игр, ситуаций, обмен мнениями, рефлексия занятия;
  • ролевое проигрывание ситуаций, анализ образцов поведения сказочных героев;
  • прослушивание аудиозаписей, музыки для релаксации, “звуков природы”.

В занятия включены упражнения на саморегуляцию, мышечную релаксацию, выполнение движений разными руками для развития межполушарных взаимодействий.

Предлагаемые задания, игры строятся на отношениях партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Исключается соперничество детей друг с другом. Содержание и правила игр не дают повода для конфликтов и взаимного отталкивания.

Ожидаемые результаты:

  • Умение управлять напряжением и расслаблением мышц.

  • Понимание детьми переживаний близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, кукольных спектаклей.

  • Понимание детьми скрытых мотивов поведения героев произведения.

  • Использование детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

  • Выразительность речи.

  • Узнавание детьми графического изображения эмоций.

  • Умение разыгрывать небольшие сценки.

  • Умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, согласия или несогласия с ответом товарища.

  • Умение устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).

  • Классифицирование предметов, определение материалов, из которых они сделаны.

Предлагаемая программа развития произвольности дошкольников апробировалась в работе с детьми старших групп в МАДОУ № 66 города Щелково в течение пяти лет. У детей, прошедших весь цикл занятий, отмечена положительная динамика развития произвольности: исчезли нежелательные формы поведения, появилось взаимопонимание и сплоченность в группе, оценка себя стала более адекватная и позитивная.

Данная программа доступна для применения в детском саду специалистами в области детской психологии и способствует гармонизации личности ребенка и его полноценному развитию.

Учебно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Кол-во часов

1

Робость

1

2 – 5

Радость

4

6

Удивление

1

7 – 10

Страх

4

11

Самодовольство

1

12

Закрепление знаний о чувствах

1

13 – 14

Злость и раздражение

2

15

Стыд, вина

1

16

Отвращение, брезгливость

1

17 – 21

Закрепление знаний о чувствах

5

Содержание и методическое обеспечение программы

Тема занятия

Задачи

Мет. оснащение и дид. материал

Источники

(картотека игр)

1

Робость

познакомить детей с чувством робости, используя пиктограмму;
развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;
учить детей снимать напряжение мышц рук;
создание положительного эмоционального фона;
повышение у детей уверенности в себе;
сплочение группы.

клубочек шерсти;
пиктограмма "робость".

I № 25, 26
II № 16, 27, 28
III № 17
IV № 6
V № 10

2

Радость

познакомить детей с чувством радости, используя пиктограмму;
развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние и понимать состояние другого человека;
развивать активное внимание
учить детей снимать напряжение мышц лица и рук;
создание положительного эмоционального фона
рефлексия чувств.

пиктограмма "радость";
фотографии веселых, улыбающихся людей;
цветные карандаши, бумага

I № 4, 31
II № 1
III № 10
IV № 3,4
V № 11

3

Радость

создать положительный эмоциональный настрой детей на совместную работу;
учить различать чувство радости среди других эмоциональных состояний с помощью пиктограмм;
учить изображать чувство радости в мимике и жестах, развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое собственное состояние;
учить выражать чувство радости с помощью изобразительных средств;
развивать активное внимание;
учить детей снимать напряжение мышц лица.

трафареты круглой и овальной формы;
пиктограмма "радость",– цветные карандаши, бумага

I № 18
II № 8
III № 7, 18
IV № 22
V № 12

4

Радость

продолжение знакомства с чувством радости;
развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого;
снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой
развивать способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние другого;
формирование потребности в доброжелательном общении
развивать активное внимание;
учить детей снимать напряжение мышц ног.

пиктограмма "радость";
игра "Азбука настроений"
платок или шарф.

I № 1
II № 6
III № 3
IV № 11
V № 13

5

Радость

закрепление и обобщение знаний о чувстве радости;
развивать воображение, моторно-слуховую память;
учить детей снимать напряжение мышц рук;
создание атмосферы единства.

пиктограмма "радость";
красиво оформленные ответы детей с предыдущих занятий;
игра "Азбука настроений".
коробка с конфетками.

I № 3
II № 2
III № 6
IV № 1
V № 6

6

Удивление

знакомство с чувством удивления;
развивать моторно-слуховую и пространственную память, внимание
учить детей снимать напряжение мышц лица и рук;
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
развивать воображение, рисуя удивленного человека и придумывая, что с ним случилось;
развивать умение говорить комплименты;
создание чувства группового единства.

пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
шляпа с привязанной к ней длинной ниткой;
игрушечный котенок, которого можно спрятать под шляпу.

I № 25,26, 27
II № 6
III № 12
IV № 4
V № 2

7

Страх

знакомство с чувством страха;
изучение выражения эмоциональных состояний в мимике;
учить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, дать опыт проживания негативной ситуации
снятие эмоционального напряжения;
развитие воображения и релаксация.

фотография ребенка, испытывающего страх;
пиктограмма "страх";
свечка в безопасном подсвечнике

I № 31
II № 10
III № 4,7
IV № 1
V № 6

8

Страх

продолжение знакомства с чувством страха;
поиск путей преодоления страха;
развитие эмпатии, умения сопереживать другим;
развивать произвольное внимание;
учить детей снимать напряжение мышц пальцев.

пиктограмма "страх";
игра "Азбука настроений".

I № 2
II № 11
III № 18
IV № 7
V № 17

9

Страх

учить детей узнавать чувство страха по его проявлениям;
развивать умение справляться с чувством страха;
учить детей выражать чувство страха в рисунке;
развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;
учить детей снимать напряжение мышц.

бумага, карандаши;
книга Н. Носова "Живая шляпа" с иллюстрациями И. Семеновой;
книга Л. Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду" с иллюстрациями В. Сутеева.

I № 19
II № 16
III № 2
IV № 23
V № 14

10

Страх

продолжение знакомства с чувством страха;
развивать произвольное внимание;
учить детей снимать напряжение мышц ног.

декорации леса;
мягкие игрушки: два щенка, медведь, кукла-страшилка Одюдюка.

I № 6
II № 24
III № 6
IV № 9
V № 15

11

Самодовольство

знакомство с чувством самодовольства;
развивать активное внимание;
учить детей снимать напряжение мышц шеи и ног;
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
создание чувства группового единства и позитивного эмоционального фона.

пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления, самодовольства,
текст сказки “Мышка – хвастунья”.

I № 27, 29
II № 26
III № 1,3
IV № 6, 23
V № 10

12

Закрепление знаний о чувствах

закрепление умения различать чувства.
развивать активное внимание память, словарный запас;
учить детей снимать напряжение мышц губ и языка;
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
создание чувства группового единства и позитивного эмоционального фона.

игра "Азбука настроений" цветные карандаши, бумага

I № 15, 16
II № 7
III № 3, 18
IV № 8
V № 16

13

Злость и раздражение

познакомить детей с эмоциональным состоянием злости и раздражения;
учить детей с помощью мимики и жестов изображать эти состояния;
развивать внимание, мышление; мелкую моторику;
расслаблять мышцы нижней части лица и кистей рук.
учить снимать эмоциональное напряжение, обучение элементам самомассажа;
формирование потребности в доброжелательном общении.

изображения Злюки и Раздражинки;
два домика, имеющих 8 отличий;

I № 13,31
II № 9,27
III № 13
IV № 2,3
V № 9

14

Злость

знакомство с чувством злости, учить справляться с этим чувством;
развивать активное внимание память, словарный запас;
учить детей снимать напряжение мышц челюсти;
создание чувства группового единства и позитивного эмоционального фона.
тренировка умения различать эмоции.

колокольчик;
2 шарфа;
пиктограмма "злость".

I № 17
II № 1
III № 4,5
IV № 13
V № 3

15

Стыд, вина

знакомство с чувством вины;
развивать активное внимание;
учить детей снимать напряжение мышц ног и туловища;
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
создание чувства группового единства и позитивного эмоционального фона.

магнитофон и аудио-кассета "Волшебство природы";
пиктограмма "вина";
текст рассказа Л.Н. Толстого "Косточка".

I № 27, 28
II № 23
III № 13
IV № 5
V № 10

16

Отвращение, брезгливость

знакомство с чувством отвращения;
развивать активное внимание;
учить детей снимать напряжение мышц шеи;
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
создание условий для самовыражения и позитивного эмоционального фона

пустая чашка;
листы бумаги, мусорное ведерко, вода, тазик, песок или земля в мисочке;
пиктограмма "отвращение".

I № 9
II № 18
III № 1, 2
IV № 8
V № 2

17

Закрепление знаний о чувствах

“Снимается кино”

развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции посредством мимики;
способствовать развитию выразительности жестов;
снятие психомышечного напряжения;
создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности.

цветные карандаши, бумага

I № 41
II № 4
III № 8
IV № 22
V № 11

18

Закрепление знаний о чувствах

“Путешествие на паровозике”

развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции посредством мимики;
способствовать развитию выразительности жестов;
развитие словарного запаса, активного внимания, навыков общения;
снятие психомышечного напряжения и расслабление мышц лица.

карточки с изображением различных овощей,
конверт с разрезанным заклинанием,
цветные карандаши, бумага

III № 1, 14
IV № 8,12
V № 4

19

Закрепление знаний о чувствах

“Поиски клада”

развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции посредством мимики;
способствовать развитию выразительности жестов;
развитие словарного запаса, активного внимания, навыков невербального общения;
развитие произвольности;
снятие психомышечного напряжения и расслабление мышц ног.

Карта, коробка с конфетами,
капитанская фуражка,
изображение корабля и нескольких “заплаток” к нему

I № 5
II № 12, 22
III № 9, 18
IV № 6

20

Закрепление знаний о чувствах

“В гостях у гномов”

развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции посредством мимики;
способствовать развитию выразительности жестов;
расширить представления детей об эмоциях радости и грусти, предлагая их сравнивать
обучение элементарным приемам регулирования поведения;
снятие психомышечного напряжения.

Изображения грустного и веселого гномов

III № 6
IV № 3, 12
V № 6

21

Закрепление знаний о чувствах

“Прогулка с облаками”

настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания; снятие эмоционального напряжения;
познакомить детей с методами саморегуляции;
расширить представления детей об эмоциях гнева и удивления, предлагая их сравнивать;
развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции посредством мимики.

клубок достаточно прочных ниток, цветные карандаши, бумага

I № 31
II № 25
III № 16, 18
IV № 7
V № 1

Полный текст программы
“Развитие произвольности детей 5-6 лет”
вы можете прочитать здесь