Программа дополнительного образования "Формирование познавательного интереса у детей 6–7 лет развивающими играми"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
  • создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Непременным условием развития детского познавательного интереса является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов. Основная цель использования развивающих игр – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний Развивающие игры направлены на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе развивающих игр.

Одной из наиболее эффективных развивающих игр, является игра в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и эффективное средство их умственного развития.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей умения ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать. Способствует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность, изобретательность. Обучение игре в шахматы создает у ребенка психологическую готовность к школе, содействует формированию качеств, необходимых для успешной учебы.

Шахматы расширяют кругозор. Красивая игра – шахматы, влияет на эстетическое развитие личности. Идет развитие фантазии, обогащение внутреннего мира, наслаждение от интересных и красивых комбинаций. Казалось бы, что такая игра как шахматы, не способна влиять на физическое развитие ребенка. Напротив, требующее усидчивости и сил для того, чтобы длительное время сидеть за доской занятие, должно подкрепляться занятиями физкультурой.

Основная идея опыта:

Обучение первоначальным азам игре в шахматы способствует развитию у детей познавательного интереса.

Теоретическая основой опыта является система Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, в основе которой лежит "учебная задача", вынуждающая ребёнка искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач ребёнок обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия других детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически и практически.

Основные принципы реализации опыта

  1. Принцип последовательности и систематичности в работе с детьми;
  2. Принцип воспитания и обучения в коллективе;
  3. Принцип научности (направлен на познавательную активность через игру в шахматы);
  4. Принцип развития (определяет исходную позицию педагога по отношению к воспитаннику, опора делается на имеющийся природный потенциал, стимулирование для игры в шахматы);
  5. Принцип ненасилия;
  6. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  7. Принцип преемственности образования (характеризуется содержанием и смысловой направленности образовательной деятельности, обеспечивающей личностное развитие воспитанника).

Содержание опыта

Цель программы:

Развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет средствами развивающих игр.

Задачи программы:

1. Развивать познавательный интерес к учебным задачам и процессам ее решения в ходе развивающих игр, научить правилам игры в шахматы.
2. Учить проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции.
3. Развивать умения задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их; умение выдвигать новую познавательную задачу;
4. Воспитывать привычку самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Ожидаемый результат:

1. Сформируется устойчивый интерес к развивающим играм. Дети научатся играть в игру шахматы.
2. Проявится самостоятельность в процессе поиска решения поставленных задач, умение проводить разнообразные мыслительные операции.
3. Появится высокая активность в умении задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
4. Появится умение выдвигать новую познавательную задачу;
5. Появится привычка самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
6. Увеличится словарный запас детей, расширится кругозор.

Характерные признаки познавательного интереса

1) положительные эмоции по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции, радостью познания;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений).

Направления работы:

1 этап. Информационно-аналитический

Проведенный теоретический анализ актуализировал необходимость экспериментальной проверки: действительно ли развивающие игры (игра в шахматы), формирует у ребенка познавательный интерес.

В сентябре 2008 года было проведено обследование детей двух подготовительных групп, с целью выявления уровня сформированности познавательного интереса у детей 6-7 лет по методике А.Н. Вахрушевой. Основными критериями познавательного интереса были: эмоциональное проявление, волевая активность ребенка и проявления, характеризующие интеллектуальную активность дошкольников (выполнение умственных операций, самостоятельный поиск решения задач).

2 этап. Практический:

1. Организация предметно-развивающей среды в группе и методического обеспечения: составление перспективного плана по обучению игре в шахматы, составление плана мероприятий по работе с родителями, разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
2 .Работа с детьми. Организация работы по реализации перспективного плана.
3. Работа со специалистами – организация образовательного процесса с включением мероприятий по ознакомлению и обучению шахматных игр.
4. Работа с родителями – вовлечение родителей в совместные мероприятия.

3 этап. Контрольно-оценочный

Анализ уровня сформированности познавательного интереса у детей двух подготовительных групп. Анализ усвоения знаний о шахматной игре и умений играть в шахматы.

Условия развития познавательного интереса

– обучение детей шахматной игре;
– стимулировать проявление познавательного интереса благожелательным отношением к его вопросам.
– поддержание познавательной потребности у ребенка включением разнообразных развивающих игр,
– партнерские отношения взрослого с ребёнком в играх.
– межпредметные связи по разделам: “ Развитие элементарных математических представлений”, “Развитие речи”, “Познаю мир”, где дети знакомятся историей происхождения игры “ Шахматы”.

Организация и содержание работы по обучению детей дошкольного возраста первоначальным навыкам игры в шахматы.

Программа рассчитана на один учебный года и носит системный характер. Обучение элементам игры в шахматы проводятся как на занятиях по ознакомлению с окружающим и математике (как часть занятия), так и в повседневной деятельности, предусматривают индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Отдельные занятия требуют предварительной работы с дошкольниками.

Участники занятий:

Дошкольники 6-7 лет. Программа носит развивающий характер. Противопоказания отсутствуют. Продолжительность индивидуального занятия с детьми седьмого года жизни – 30 минут. Каждое занятие проводится в занимательной форме: занятие – мечта, занятие – смех, занятие –театр, и т.д.

На каждом занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении особенностей каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Для общеобразовательных целей начальный шахматный курс должен быть максимально простым и учитывать знания и умения, свойственные детям 6 – 7 лет. Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, необходимо использовать шахматные сказки, ребусы, стихи, загадки шарады, занимательные задачи, викторины. И каждый шахматный термин желательно преподнести, как можно в более разнообразных формах.

Условия эффективности реализации программы:

  • Систематичность проведения работы.
  • Четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе.
  • Компетентность педагога в организации шахматно-игровой деятельности
  • Активное и ответственное отношение педагога.

Условия организации занятий;

1. Занятия должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере.
2. Обучение должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом.
3. Сопровождение занятия сказочным содержанием. Ведь еще В.Сухомлинский отмечал: “Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений…Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю”.
4. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для детей праздником.

Весь материал дается в доступной, интересной и легко запоминающейся форме.

Приступая к занятиям необходимо учитывать:

  1. Возрастные особенности детей.
  2. Уровень развития детей данной подгруппы.
  3. Индивидуальные особенности детей.
  4. Добиться хорошего настроения и настроить детей на желание заниматься.

Формы работы:

  1. Подгрупповая работа.
  2. Самостоятельная исследовательская деятельность в процессе игры.
  3. Свободные беседы об истории шахмат.
  4. Театрализация.
  5. Сказки о шахматах.
  6. Нетрадиционные формы проведения занятий: Занятие-сказка, занятие– загадка, занятие-театр, занятие –тайна, занятие-история, занятие-смех, занятие-мечта.
  7. Индивидуально – творческая деятельность.
  8. Учебно-игровая деятельность.
  9. Игровой тренинг.
  10. Работа с родителями.

Методы и приемы:

Методы, используемые при проведении занятий органично сочетаются. Используется наглядный метод, словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.

Практический и игровой методы включают:

– упражнения и игры для развития логического мышления,
– упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации,
– игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа и по клеточкам,
– игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания.

Материалы и оборудование.

Для проведения занятий необходимо просторное помещение, стулья и столы по количеству детей, а так же, шахматы, шахматные часы, демонстрационные и раздаточные материалы, предусмотренные для каждого занятия, простые карандаши, фломастеры, “Волшебный мешочек”, и т.д.

Мониторинг реализации программы:

Мониторинг познавательного интереса проводится два раза в год на основе методики О.А. Шаграева, Е.В. Родиной “ Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников” Москва, “Академия”, 2002 г.

Наличие познавательного интереса характеризуется тремя критериями и разработанными к ним показателями:

1 критерий. Эмоционально-познавательная направленность

Показатели:

– вопросы, направленные на познание многообразия окружающего мира;
– наличие знаний о шахматах:

к концу учебного года дети должны знать:

  1. Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, размен фигур, ценность фигуры, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  2. Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

Правила хода и взятия каждой фигуры;

2 критерий. Стремление ребёнка заниматься развивающими играми

Показатели:

– проявление желания играть в развивающие игры;
– умение высказывать мысли, доказывать.
– наличие умений:

к концу учебного года дети должны уметь:

  1. Ориентироваться на шахматной доске;
  2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  3. Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  4. Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  5. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  6. Рокировать; Объявлять шах; Ставить мат
  7. Решать элементарные задачи на мат в один ход.

Выводы: Таким образом, развивающие игры, в частности обучение игре в шахматы, способствуют развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса.

Практическая значимость опыта

Материалы данной работы могут быть использованы педагогами детских дошкольных образовательных учреждений для расширения и уточнения знаний по вопросу “Формирование познавательного интереса у детей 6 – 7 лет средствами развивающих игр”.

Список использованной литературы:

1 Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986. 470 с.
2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание, 1986.
3. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание, 1998, 10.
4. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика, 1991. 3
5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. 590 с.
6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,1971.
7. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997 г.
8.Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1997 г.
9. Харриет Кастор “Играем в шахматы”. – Москва 1995 г.
10.А.С.Никологородский “Игра и дети”. – Журнал для педагогов и родителей 2010 г.
11.Сухин И.Г. “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999 г.
13.Сухин И.Г. “Шахматы, первый год, или там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Обнинск: Духовное возрождение, 1998 г.
14.Сухин И.Г. “Шахматы для самых маленьких”. – М.:Астрель, АСТ, 2009 г.

Приложение