Урок-гостиная "Осеню себя осенью"

Разделы: Литература


В новой концепции общего среднего образования основное внимание уделяется развитию личности ученика, его творческих способностей. На мой взгляд, этому способствуют нестандартные формы уроков: уроки — суды над литературными героями, уроки — диспуты, творческие уроки, интегрированные уроки и т. д., которые помогают ученику в полной мере проявить свою индивидуальность, развивать умения выразительно читать наизусть, самостоятельно подходить к анализу текстов, выполнять творческие работы на разные темы, выявлять и развивать в себе актёрские способности.

Я как учитель русского языка и литературы часто провожу уроки — литературные гостиные, уроки — композиции, интегрированные уроки, которые дают возможность развивать интерес к предмету и в целом к учёбе.

К проведению таких уроков подключаются , как правило, все ученики класса. Кто-то учит наизусть, кто-то готовит рассказы о поэтах, писателях, художниках, композиторах, часть ребят снимают видеоклипы. На такие уроки мы часто приглашаем именитых гостей: местных поэтов, художников, музыкантов.

Именно такие уроки оставляют неизгладимый след в душах детей, развивая их эмоционально и эстетически.

Предлагаю на суд коллег методическую разработку одного из проведённых в текущем году уроков “Осеню себя Осенью...” ( Тема Осени в русской литературе)

Урок – литературная гостиная “Осеню себя осенью...” в 11-м классе (в рамках проведения предметной недели).

Цель урока: познакомить обучающихся с мало известными произведениями поэтов “серебряного века”, поэтов советского периода и современности в русской и алтайской литературе, сформировать понимание традиций в многонациональном литературном процессе на примерах лирических стихотворений по теме “Осень”.

Задачи урока:

  1. Учить видеть традиции в литературном процессе разных эпох.
  2. Учить монологической выразительной речи.
  3. Развивать умения и навыки интерпретации и анализа поэтического текста.
  4. Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой родине – Горному Алтаю.
  5. Прививать уважение, желание знать литературу как часть культуры народа, живущего рядом.

Оформление, оборудование.

  1. Тексты стихотворений поэтов серебряного века, эпохи 60-80-х годов 20 века, современности; поэтов Горного Алтая.
  2. Видеоклип “Песня об Осени”.
  3. Фотографии и картины об Осени. Осенние картины Горного Алтая.
  4. Видеоклип “Татьяна Снежина. “ Песня про Осень”

Список ресурсов.

  1. Константин Бальмонт. Избранное .Москва, Аделант, 2011
  2. Георгий Кондаков. Избранное. Горно-Алтайск,2005.
  3. Алексей Куладжи. Строки. Чебоксары, 1999
  4. Серебряный век русской поэзии. Москва, “Просвещение”, 1993.
  5. Николай Рубцов. Стихи. Алтайское книжное издательство, 1978.
  6. А.Г.Усов. Решето Эратосфена. Горно-Алтайск, 2010.
  7. М. Цветаева. Избранное. Москва, АСТ, Олимп, 1997.

Технология.

Личностно-ориентированное обучение, элементы икт.

Автор разработки Юрченко Светлана Николаевна

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Выступление групп обучающихся:
    – поэты “серебряного века” об осени; анализ стихотворений;
    – осень в поэзии 60-80-х годов 20 века;
    – “ осенний хоровод” поэтов Горного Алтая;
    – выступление гостя гостиной, поэта А.Г.Усова;
  1. Подведение итогов. Награждение победителей конкурса чтецов, конкурса на лучшее сочинение, на лучшее авторское стихотворение об осени.

Сценарий урока.

На экране осенняя зарисовка. Тихо звучит музыка.

Слово учителя.

Это было в 1909 году, 18 сентября. Ехали в Москву по Брянской железной дороге Лев Николаевич Толстой с женой Софьей Андреевной. Они сидели за маленьким столиком против друг друга возле открытого окна купе. Толстой что-то писал в записную книжку, а Софья Андреевна смотрела в окно вагона на проплывающие перед глазами пейзажи. Стояла сухая, солнечная осень, пора “бабьего лета”. Весь лес был разукрашен яркими разноцветными пятнами.

Софья Андреевна вдруг, как бы для себя начала вполголоса, несколько нараспев произносить:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть…

Лев Николаевич насторожился, быстро спрятал записную книжку в карман и, устремив сосредоточенный взгляд на жену, стал внимательно слушать.

А она негромко продолжала:

Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест.

Лев Николаевич весь обратился в слух, замер, не шевелился, ловил каждое слово.

Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветер порою…

Теперь казалось, что Софья Андреевна читает для него:

Ущерб, изнеможение – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья…

Едва были произнесены эти слова, как глаза Толстого заблестели и часто заморгали. Видно было, что он со страхом ждёт последующих слов. И когда они прозвучали:

Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья-

Лев Николаевич не мог более себя сдерживать, рыдания его сотрясали.

Осень… Почему она так воздействует на человека? Почему ни один поэт не проходит мимо осенней темы? Попытаемся понять это сегодня. Попутно вспомним навыки анализа поэтического текста;

Сегодня к уроку ребята готовились по группам. Первая расскажет о теме Осени в стихах поэтов “серебряного века”. Я предоставляю слово ведущему этой группы.

Первый ведущий ученик.

Осень в России всегда была порой, которую воспевали все поэты, художники, композиторы. Наверное, потому, что видели в ней неповторимые краски русской природы, потому, что осень ассоциируется в человеке с переходом его в новый период жизни перед его “зимой”. С одной стороны, осень – это вспышка ярких красок и необыкновенного тепла и света, с другой, – это печаль об уходящем лете, грусть человека о прошедшей молодости и приближающейся старости, с которой человек не может бороться. Так устроен мир.

Обратимся к стихам об осени, написанным поэтами серебряного века. На экране – портрет И. А.Бунина.)

Чтец. И. Бунин. Листопад.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою листвой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной.
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом.
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой–
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нём стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу.
Всё стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой.
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

В этом стихотворении поэт сравнивает Осень с тихою вдовой. Осень – тихая вдова входит в свой терем. Природа в стихотворении яркая, праздничная, нарядная. Поэт использует для её изображения буйство красок: лиловый цвет, золотой, багряный. Своим блеском она завораживает, удивляет. Но день закончился. Наступила тревожная ночь, которую поэт рисует тёмными, печальными красками: пусто на поляне, сырой туман, всё холодно и бело, ложатся тени в помертвелой чаще. В стихотворении очень много эпитетов, которые помогают читателю зрительно представить изображаемый поэтом образ осени.

Продолжение статьи