Урок окружающего мира во 2-м классе "Круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Обучающие:

  • формировать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе;
  • учить работать с гипотезой (предположением через деятельный метод и практический подход).

2. Развивающие:

  • развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез;
  • развивать умение получать информацию из различных источников.

3. Воспитывающие:

  • воспитывать экологическое мышление;
  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Задачи:

  1. Расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение.
  2. Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).
  3. Развитие разнообразных устных и письменных речевых умений.
  4. Развитие самоконтроля учащихся.
  5. Воспитывать любовь к родине, чувство товарищества и взаимопомощи.
  6. Базовые понятия урока: вещество, газообразное состояние, твердое состояние, жидкое состояние, свойства воды, круговорот воды, пар, туман, облако, иней.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

- Какое настроение мы возьмем сегодня на урок?

- Изобразите соответствующим цветом.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Какие качества нужно вам проявить, чтобы получился такой урок?

- Сегодня на уроке ваши хорошие знания помогут нам подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, кому нужна вода, зачем нужна вода, всегда ли вода одинакова.

- Выскажите каждый свое предположение, запишите в тетрадь.

II. Повторение пройденного.

- Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду... И, наконец, те, кто любит лимонад!

- Какое вещество объединяет все эти вопросы? Вода! Именно она станет героиней темы, над изучением которой мы сегодня будем работать.

- Без воды невозможно представить себе нашу планету... Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий организм на 70% состоит из воды... Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились... Ты самое большое богатство на свете...»

- Много ли на свете воды? Давайте посмотрим на глобус... Из всех планет Солнечной системы лишь Земля имеет такие ее запасы. Моря и океаны, реки и озера, родники и колодцы, болота и ледники, тучи и пар – все это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой (карточка).

- Чем же интересен это чудо-материал, без которого не может существовать жизнь на планете? Каковы его свойства? Давайте вспомним основные свойства воды.

- Работу будем вести в группах (деление на три группы).

- Почему мы разделились на три группы? (Три состояния воды-жидкое, твердое и газообразное.)

Один ученик из группы вытягивает жребий-какое состояние воды будут обсуждать в группе.

Представление группы.

Расскажите о свойствах воды в каждом из состояний.

1 группа. Жидкое состояние воды.

План ответа:

- Где в природе встречается?

- Какими свойствами обладает?

а) бесцветная;
б) прозрачная;
в) запаха не имеет;
г) не имеет формы, растекается;
д) температура кипения +100 градусов;
е) температура замерзания 0 градусов.

Показ по карте (моря, океаны, реки, озера).

- Вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут гуси, и в синем море, где режет волны быстроходный глиссер.

Есть вода и под землей. Без нее не журчали бы родники на дне лесных оврагов, не бежали бы ручейки из подножия холмов, и никто бы не увидел сказочных пещер и подземных озер.

2 группа. Твердое состояние воды.

План ответа:

- Где в природе встречается?

- Какими свойствами обладает?

а) лед не имеет цвета, снег белый;
б) лед прозрачный, снег непрозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкуса не имеет;
д) лед имеет форму, снег рыхлый;
е) тает при температуре 0 градусов.

Показ по карте (Антарктида, ост. Гренландия, Северный полюс, вершины гор).

- Снежная белизна. Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

- В чем же секрет белизны снега? (Пожалуй виноват разноцветный солнечный луч.)

- Какого цвета лед? (Никакого, он бесцветный.)

- Почему? (Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч целиком и остается бесцветным, таков закон природы.)

3 группа. Газообразное состояние воды.

План ответа:

- Где встречается в природе? (облака, туман, пар, испарение после дождя...)

- Какими свойствами обладает?

а) не имеет цвета, невидим;
б) прозрачный;
в) запах не имеет;
г) вкус не имеет;
д) формы не имеет;
е) при охлаждении превращается в воду, при охлаждении ниже 0 превращается в кристаллики льда (иней).

- С детских лет до старости мы не устаем любоваться плывущими в небе облаками. И облака в небе, и туман над землей состоят из крохотных капелек воды. Эти капельки образовались из невидимого водяного пара. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей-туманом.

Вывод: вода находится на Земле в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

- Отгадайте загадки. Если правильно отгадаете загадки, у нас получится портрет воды. Распределите отгадки на три группы: вода в жидком, в твердом и газообразном состоянии.

На дворе переполох,
С неба сыпется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град.)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака.)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко. (Туман.)

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)

Вечером родится,
Ночью живет, утром умирает. (Роса.)

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку,
Очень трудная загадка. (Дождь.)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)

Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
На солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

- Молодцы, ребята! Получился у нас портрет воды? Да, получился.

III. Изучение нового материала.

Учитель демонстрирует глобус.

- Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды.. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

Ответы детей.

- Я послушала ваши ответы. Кто прав, вы сейчас решите сами.

1. Опыт.

- Будем нагревать воду, над которой закреплен холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? (Вода кипит, идет пар. Пар поднимается к стеклу. На стекле появляются капельки воды.)

- Откуда появились капельки воды? (Образовались из пара.)

- Почему они образовались? (Пар, соприкасаясь с холодным предметом, снова превратился в воду.)

- Этот процесс называется конденсация (карточка).

- Сделайте вывод. (Вода нагрелась. Стала испаряться. то есть превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду. Получается круговорот.)

- Круговорот воды происходит и в природе. Проследим его на примере одной капельки, назовем его «Кругосветное путешествие Капельки».

- Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

- Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.)

- Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

- В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.)

- И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.

- Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

- Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

- Как можно назвать это явление в природе? (Круговорот.)

2. Словарная работа.

Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ».

- Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)

- ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

3. Практическая работа.

Откройте Рабочую тетрадь с.30 з.69. Поставьте точку в том месте, где, по вашему мнению, вода начинает свое путешествие и при помощи стрелок покажите движение воды в природе.

- Пока вы выполняете задание подумайте: может ли вода исчезнуть с лица земли?

(Учитель проверяет выполнение работ, вызванный ученик обосновывает свой выбор.)

- Может ли вода исчезнуть навсегда? Почему?

Такое путешествие воды получило название КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. (Появляется слайд со схемой круговорота.)

Откройте учебник на 122 странице. Прочитайте статью учебника со слов круговорот воды происходит и в природе.

- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

IV. Закрепление полученных знаний

Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение..., а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.

- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. (Да, нет.)

- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.)

- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? (Сушить.)

- Поднимите руки, чьи родители сушат белье зимой на улице.

- Высыхает? (Да.)

Значит, вода испаряется и в мороз.

В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.

- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? (В виде снега.)

А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен.

V. Домашнее задание.

Капелька очень любит путешествовать, ей всегда интересно бывать в новых местах, заводить новые знакомства. Она предлагает вам дома придумать сказку о ее путешествии и записать ее в тетрадь. А на следующем уроке расскажете историю об одном из путешествии.

Также для закрепления полученных знаний, прочитайте статью учебника на с. 122-125.

И ответьте на вопросы:

  1. Вода – это ...
  2. Мне нужна вода, потому что ...
  3. Я узнал (а), что вода умеет ...
  4. Я хочу сказать о воде ...

Скажем все вместе «СПАСИБО».

VI. Подведение итогов.

- Мы целый урок доказывали нашу гипотезу.

- В начале урока вы высказали свое мнение и записали в тетрадь.

- Чьи предположение совпали с теми выводами, которые мы сделали на уроке?

- У кого не получилось, не огорчайтесь, главное, в ходе урока вы пришли к правильным выводам.

VII. Рефлексия.

- Вспомните, с каким настроением вы начали работать на уроке? Давайте посмотрим, изменилось ли у вас настроение.