Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей.
  2. Развитие логического мышления, математической речи.
  3. Формирования умения работать в парах.
  4. Формирование стремления к высокому качеству результатов своего труда.
  5. Расширение знаний учащихся об окружающем мире.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Ход урока

Мотивация учения.

Учитель: Каждый раз, занимаясь математикой, вы учитесь думать, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои мысли и идеи, развиваете логическое мышление.

«Логика есть искусство, которое упорядочивает и связывает мысли. Люди ошибаются именно потому, что им не достает логики.»
Готфрид Лейбниц (1646-1716).

I. Актуализация прежних знаний и способов действий.

Учитель: В этом году мы с вами познакомились с такими числами как натуральные, обыкновенные дроби, смешанные числа, десятичные дроби.

Но натуральные числа в основном используют при счете предметов. В науке, промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах, измерениях величин используют дроби. В частности, десятичные дроби используют чаще, чем обыкновенные дроби.

Поэтому для нас так важно уметь работать с десятичными дробями.

Сообщение ученика из истории дробей: Первое понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в 7 веке. Происходит слово «дробь» от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей лишь около 400 лет назад. Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление в 8 веке греческий монах Максим Плаунд. Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

Учитель: Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем уверенно их складывать и вычитать.

1) Вопросы на повторение:

  1. Какая дробь называется десятичной?
  2. Прочитайте дроби: 3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51.
    а) Что можно выделить у каждой десятичной дроби?
    б) Назовите: наибольшую десятичную дробь; наименьшую.
    в) Расположите числа в порядке возрастания; убывания.
  3. Какое правило вы при этом применяете?
  4. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
  5. Как сложить, вычесть десятичные дроби?
  6. Как сложить десятичную дробь с целым числом или вычесть из целого числа десятичную дробь?
  7. Назовите разряд цифры, стоящей на 3-м месте после запятой; на первом месте после запятой.

2) Подберите нужные слова:

  1. Слагаемое – сумма.
  2. Уменьшаемое – ...
  3. Вычитаемое – ...
  4. Произведение – ...
  5. Разность – ...

3) Восстановите в записи примера запятые:

48 + 22 = 7 42 + 17 = 212 63 – 27 = 603
1 + 308 = 408 837 – 337 = 5 53 – 17 = 513
12 + 92 = 212 504 + 496 = 10 10 + 63 = 163

II. Самостоятельная работа по отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

- Учащиеся выполняют задания по карточкам (в парах) и узнают названия растений.

Карточка 1.

Номер задания

А Ш Д И У Ц
1 2,446 3,2245 5,155 4,21 5,65 3,21
2 104,24 100,2 98,92 107,04 96,41 33,5
3 0,2 0,11 0,15 1,89 1,98 7,9
4 34,75 5,06 30,7 4,05 10,8 30,75
5 7,18 30,7 14,49 15,2 29,43 32,22
6 5,38 6,21 15,96 14,27 13,4 4,08

Задания к карточке 1:

  1. 2,145 + 3,01 =
  2. 105,11 – 8,7 =
  3. Решите уравнение 1 – х = 0,89
  4. Решите уравнение х + 14,35 = 18,4
  5. В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
  6. Масса двух кочанов капусты 10,67 кг, а одного из них 5,29 кг. Какова масса другого кочана?

Карточка 2.

Номер задания

Ь Н О Л П Ы
1 4,946 5,801 9,446 8,36 9,77 9,41
2 5,06 3,24 3,44 4,04 5,16 5,42
3 10,74 0,67 11,456 12,86 10,86 9,24
4 100,4 179,56 85,6 100,36 89,4 94,44
5 9,81 3,89 4,11 5,12 10,1 8,09
6 30,85 24,9 34,55 30,15 32,515 29,4

Задания к карточке 2:

  1. 4,41 +5,36 =
  2. 5,24 – 1,8 =
  3. Решите уравнение х – 11,3 = 1,56
  4. Решите уравнение 137 – х = 42,56
  5. Металлическую банку длиной 6,85 м разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
  6. Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг?

Карточка 3.

Номер задания

Й Ф А Е Л Ш
1 38,21 31,489 49,5 85,56 59,12 40,821
2 50,12 9,217 46,69 67,5 127,34 133,04
3 2,2 1,43 0,8 2,15 1,57 0,97
4 8,25 7,5 9,27 10,5 8,2 9,15
5 209,9 210,7 219,8 221,5 220 205
6 1,4 3,38 0,52 5 1,2 3,02

Задания к карточке 3:

  1. 35,85 + 4,971 =
  2. 125,19 – 78,5 =
  3. Решите уравнение х – 0,07 = 1,5
  4. Решите уравнение 9 – y = 1,5
  5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
  6. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

Карточка 4.

Номер задания Р И Д Н О К А
1 10,7 9,05 14,75 13,47 18,5 15,85 15
2 28 89,94 27,9 25,2 28,891 30,74 29
3 65,6 70,6 56,5 45,9 62,8 64,5 50
4 104,44 94,44 54,21 100 179,56 42,9 30,81
5 8 14,8 5,1 6,3 7,8 7 4,4
6 3,76 37,6 376 3,076 0,3076 0,0057 0,04
7 180,7 108 185,8 189,5 170,8 187,2 180
8 1,47 5 4,95 4,2 3,17 3,27 4,05

Задания к карточке 4:

  1. 4,9 + 10,95 =
  2. 37,5 – 8,609 =
  3. Решите уравнение х – 27,5 = 38,1
  4. Решите уравнение 137 – х = 42,56
  5. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м так, что 3,4 м было в земле, а 1,8 м над водой. Какова глубина реки в этом месте?
  6. Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
  7. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  8. 4,2 – (0,98 + 1,75) =

Карточка 5.

Номер задания С Р Б А И
1 7,098 7 6,918 7,9 31,299
2 14 8,909 15,21 14,282 8,7
3 69 71,6 70,5 12,8 12,6
4 6 23 13,01 14 12,59
5 90 47,3 95 87,1 80
6 28,891 25,543 7 25,1 27,28
7 141,3 140 89,3 123,5 129,5
8 0,024 0,24 2,4 2,04 0,0024

Задания к карточке 5:

  1. 34,008 – 27,09 =
  2. 8,312 + 5,97 =
  3. Решите уравнение х – 29,5 = 42,1
  4. Решите уравнение 5,29 + х = 18,3
  5. В одном ящике 44,8 кг яблок, а во втором на 2,5 кг меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
  6. (37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078) =
  7. Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая на 5,9 см короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
  8. Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.

В результате работы с карточками на доске должны появиться названия следующих растений: душица, полынь, шалфей, кориандр, барбарис.

III. А теперь мы узнаем, что за растения и каковы их свойства.

Душица – лекарственное растение, которое все реже и реже встречается на наших лугах. А все из-за того, что неправильно его собираем – вырываем с корнями. Можно выращивать и на грядке в огороде. Используется во многих лекарственных сборах против многих болезней.

Полынь- существует много разновидностей этой травы. Цитварная полынь встречается очень редко, поэтому занесена в Красную Книгу. Полынь Крымская имеет печальную славу. В 1722 году во время похода Петра I на Персию около 500 лошадей отравились этой травой. Поход пришлось прервать. Полынь горькая давно используется в медицине (при заболеваниях печени, почек, желудка).

Шалфей – невысокий полукустарник, в диком виде в Татарстане не встречается. Поэтому его нужно сажать на грядке. Шалфей лекарственный был известен и применялся как лечебное растение еще древними греками. Его научное название «Salvia», что по-латыни означает «быть здоровым».

Кориандр (кинза) – по внешнему виду напоминает петрушку, но имеет совершенно особый специфический запах, за который его порой называют клоповником. Используется не только в медицине, но и в кулинарии в качестве пряности.

Барбарис – этот ветвистый и колючий кустарник знаком многим. Его плоды вкусны, красивы и целебны. Поэтому их используют не только для лечения, но и для приготовления соков, сиропов, варенья, кондитерских изделий.

Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше.

IV. Знакомство учащихся с литературой о растениях и животных.

V. Итоги урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: №1231, 1235, 1236.

Используемая литература:

  1. Учебник «Математика 5». Н.Я. Виленкин и др.
  2. Зеленая аптека Татарии. Л.С.Соболева, И.Л.Крылова.