Открытый урок русского языка в 4-м классе на тему "Предложный падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностями имен существительных в предложном падеже;
  • развивать навык грамотного письма и слуховую память;
  • отрабатывать прием распознавания падежей.

Оборудование: ребусы, карточки с падежами, таблица «Падежи имен существительных», медиа средства обучения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Словарно-орфографическая работа.

Повторить существительные, обозначающие профессии. Назвать орфограммы в этих словах. (Придумывают и диктуют учащиеся по 1 слову).

Каменщик, печник, балерина, доярка, крановщик, инженер, крановщик, врач, журналист, корреспондент, учитель, летчик, швея, тракторист, маляр.

-В домашнем задании вам встретилось новое слово из словаря. Какое? (Агроном).

- Можете ли вы объяснить значение этого слова? Кто это – агроном?

-Знаете ли вы о происхождении этого слова?

Истоки этого слова - в греческом языке. По - гречески «агрос» - это «поле, пашня, земля», а «номос» - это «закон». Значит, агроном – это человек, «знающий законы земледелия». В русский язык это слово пришло из французского языка в начале 19 века.

III. Введение в тему и постановка задачи урока.

-Какую тему мы изучаем в течение нескольких уроков? (Мы изучаем падежи и их свойства).

-Какие падежи мы изучили более подробно? (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный).

- Прочитайте вопрос Почемучки на стр. 66-67 и определите тему и задачи нашего урока.

IV. Наблюдение над особенностями предложного падежа.

1. Записать предложения, разобрать по членам, определить падежи существительных.

На уроке учитель рассказывал о животных.

Осенью в лесу тихо и красиво.

При школе работает спортивная секция.

Физминутка.

2. Работа над существительными в форме предложного падежа.

- Назовите существительные, которые употреблены в форме предложного падежа.

- Задайте вопросы к существительным (падежные и смысловые).

(На чем? где? на уроке;

о ком? о животных;

в чем? где? в лесу;

при чем? где? при школе. )

-Назовите предлоги этого падежа.

- Было ли хотя бы одно существительное употреблено без предлога? Как вы думаете, почему?

- Правильно. Предложный падеж так назвали потому, что без предлога существительное в этом падеже не употребляется. Это название падежу дал русский ученый М.В. Ломоносов за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.

- Какими членами предложения были существительные предложного падежа? (второстепенными)

- Глядя на таблицу, сделайте вывод о предложном падеже.

- А теперь прочитайте правило в учебнике на стр. 66.

V. Актуализация знаний.

1. Работа с интерактивной доской.

- Прочитайте стихотворение. Выпишите из текста имена существительные в предложном падеже вместе с предлогами.

На уроке я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне,
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне,
Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле.
Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе…
Ой, мечтаю я уже…
О предложном падеже!

VI. Упражнение в определении всех падежей существительных.

1. Развитие слуховой памяти.

Учитель диктует 1 предложение 1 раз, дети повторяют его с закрытыми глазами и пишут по памяти. Определяют падежи всех существительных.

Каникулы Кирилл проведет у тети Анны в деревне.

Илья кормил козленка травой с ладони.

2. На экране появляются ребусы: забор, врач, подруга, свеча.

Отгадать ребусы, составить с ними предложения, определить падежи существительных.

3. Работа с карточками (устно). Учитель диктует словосочетания, учащиеся показывают нужный падеж на карточке.

Готовились к отлету, вышел из дома, вспоминал о лете, бродил по лесу, люблю море, летел над рекой,

растет на грядке, встал на лед.

VII. Итог урока.

- В чем заключалась цель нашего урока?

- Достигли мы этой цели или нет?

- Что на уроке было интересного для вас?

VIII. Задание на дом.

Упр. №146.