Создание единого образовательного пространства "Детский сад – семья" в соответствии с федеральными государственными требованиями

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


...самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим дополнением вашему дому, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.
Алан Фромм

Основные задачи, поставленные перед образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, т.е. создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье, решение общих задач воспитания и развития ребенка, выработка единых требований предъявляемых к ребенку в ДОУ и семье, совместное решение проблем.

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Основой обеспечения качества дошкольного образования могут служить:

  • взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольного образовательного учреждения;
  • социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей ДОУ.

Современный детский сад – это социально-педагогическая система, взаимодействующая с различными организациями, предприятиями, учреждениями (см. Приложение 1).

Одним из первых и важных социальных институтов является семья. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса нашего дошкольного учреждения.

Основными целями взаимодействия детского сада с семьей – является создание необходимых условий для развития ответственных и деловых отношений с семьями воспитанников, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания.

В течение многих лет дошкольное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под девизом: «Создание единого образовательного пространства "детский сад – семья"». В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Изучение, обобщение и обмен опытом семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Нами выстроен алгоритм взаимодействия НДОУ с семьей (см. Приложение 2).

1. Поиск контактов при первой встрече. Родители должны видеть стремление педагогов детского сада к сотрудничеству. Посредством анкетирования и бесед выясняется, чем наполнена жизнь ребенка в семье, оцениваются воспитательные способности родителей.

2. Обсуждение того, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке.

3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Результатом данной работы должно стать понимание родителями необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка.

4. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. На данном этапе родителям даются профессиональные рекомендации относительно воспитания и развития ребенка, проводится разъяснительная работа.

5. Реализация индивидуального подхода в работе с семьей. В работе с родителями важно учитывать тип семьи (полная, неполная, с одним ребенком или многодетная, благополучная или неблагополучная), возрастной и образовательный уровень родителей.

6. Совершенствование педагогического сотрудничества.

На сегодняшний день дошкольное образование имеет пакет нормативных документов, который определяет отношения дошкольного учреждения и родителей, и которыми мы руководствуемся в своей работе (см. Приложение 3).

НДОУ руководствуется в своей работе нормативным документом, который вступил в действие в феврале 2010 года, Федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). Впервые в истории российского образования ФГТ является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Также в программе «Детство» (переработанной с учетом ФГТ), по которой работает наш детский сад обозначено, что «одним из важных принципов технологии реализации программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения». [3, 446]

Работа в условиях реализации новых ФГТ требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Учитывая это, были внесены изменения в ежегодное планирование мероприятий по осуществлению совместной деятельности с родителями. Раньше в календарных планах воспитатели планировали работу с родителями на месяц, а теперь внутри каждого месяца вся работа с родителями разбивается на 4 недели, куда входят как мероприятия годового плана, так мероприятия в рамках тематических недель. При этом, сам воспитатель определяет, какие формы взаимодействия с родителями использовать для решения тех или иных задач.

Работа с семьями проходит через все образовательные области.

«Здоровье» и «Физическая культура» – совместно с родителями проводятся «Дни здоровья», ежегодные туристические походы в лес (с родителями и детьми старшего дошкольного возраста), спортивные праздники и развлечения «Папа, мама и я – спортивная семья», «С папой мы богатыри», «Вместе с мамочкой моей поиграть нам веселей» и др.

«Безопасность» – в рамках этой образовательной области ведется работа по реализации долгосрочного проекта «Детская безопасность».

«Социализация» – проведение совместной игротеки «Поиграем вместе!».

«Труд» – родители организуют экскурсии на свои рабочие места, проводится совместное оформление зимних и летних участков, озеленение территории детского сада, посадка аллеи выпускников, ежегодная природоохранная акция «Детский сад – зеленое чудо».

«Познание» – организуются «Встречи с интересными людьми», ежегодно проводятся Дни открытых дверей (в начале и в конце учебного года) с посещением разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной образовательной деятельности с детьми, участие родителей в проектной деятельности и др.

«Чтение художественной литературы» – проводятся конкурсы чтецов, акция «Подарите детям книгу», реализация проекта «Ребенок и книга».

«Художественное творчество» – совместные выставки рисунков, конкурсы поделок из природного и бросового материала: «Веселый снеговичок», «Зеленая красавица» и др. (см. Приложение 4).

«Музыка» – совместные праздники и развлечения, выступление родителей на детских концертах.

«Коммуникация» – совместные посиделки и досуги.

Педагоги стремятся сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива, для этого они используют такие формы совместной работы, которые стали уже традиционными: «Встречи с интересными людьми» и совместные игротеки.

«Встречи с интересными людьми». Так как наше дошкольное учреждение ведомственное, мы проводим работу по ранней профориентации, знакомим детей с трудом железнодорожников. Проводимые встречи с почетными железнодорожниками, ветеранами труда, родителями – железнодорожниками, позволяют родителям участвовать в работе дошкольного учреждения и от этого выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью относиться к своим папам, мамам, бабушкам и дедушкам, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают о своей профессии. А педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи. Кроме этого организуются встречи с родителями – представителями других профессий, а также с родителями, у которых есть интересное хобби или увлечение.

Такие встречи организуются один раз в месяц. Подготовка мероприятия предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой – со взрослым. Воспитатели пробуждают интерес детей к предстоящей встрече или теме: совместно оформляют тематические выставки, готовят подарки гостям, беседуют с детьми о том, чтобы они хотели узнать у человека, с которым планируется встреча.

В свою очередь педагоги обращают внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон. Предлагается подумать, какой подарок гость приготовит детям, чтобы у них начал развиваться интерес к их трудовой деятельности, хобби. Часто встреча включает в себя практическую часть, и дети становятся участниками трудовой деятельности или сюжетно-ролевой игры, в которой закрепляются полученные знания и умения.

Такие беседы повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.

Как показывает практика, в семье и в детском саду сегодня отмечается дефицит игры. Поэтому мы решили организовать совместную игротеку сюжетно-ролевых игр с родителями и детьми «Поиграем вместе!». При проведении игротеки мы столкнулись с определенными трудностями, так как не сразу удалось привлечь родителей к посещению игровой деятельности детей на группах и понаблюдать за ней. Мы оформляли красочные объявления, дети своими руками делали приглашения родителям. На одной из встреч в клубе «Счастливая семья» предложили родителям совершить маленькое путешествие в собственное детство и вспомнить, в какие игры они играли в детстве, какие эмоции и ощущения возникали у них во время той или иной игры. Вначале родители стеснялись и смущались, но постепенно даже самые неактивные охотно включались в детские игры. Родители постепенно осваивали практические навыки игрового партнерства со своим собственным ребенком и его сверстниками, овладевали способами развертывания сюжета игры. Одним из направлений совместных игр родителей и детей являются профориентационные игры. Дети в таких играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка. Кроме этого родители организуют с детьми и другие игры: настольные, спортивные, подвижные и р.

Игротека проводится два раза в месяц, в вечернее время. В результате такого взаимодействия мы добились следующих результатов:

  • родители стали больше играть с детьми, как дома, так и в детском саду;
  • в процессе совместных игр у детей обогащаются знания;
  • родители помогают детям овладеть практическими умениями своей профессии;
  • повысился авторитет родителей.

Такие встречи показывают особую чувствительность игры в сфере человеческой деятельности и позитивных отношений между родителями и детьми.

Кроме описанных форм совместной работы с родителями педагоги используют совместные проекты, конкурсы и смотры, совместные вернисажи и другие (см. Приложение 5).

Одной из задач нашего сотрудничества с родителями является повышение их педагогической компетентности. Кроме того, педагогическое образование родителей в НДОУ ориентировано на развитие их активной позиции. Для того, чтобы способствовать формированию активной родительской позиции, повышению их психолого-педагогической компетентности, наш коллектив находит и внедряет современные, интересные и нетрадиционные формы работы (см. Приложение 6).

Наиболее эффективной информационно-просветительской формой работы коллектив считает создание сайта дошкольного учреждения, который был создан в 2011 году. Наличие у детского сада собственного сайта, в сети Интернет, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада и группы, о проводимых мероприятиях, праздниках и развлечениях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. Меню сайта включает в себя основные разделы:

  1. «Дошкольные новости» – где освещаются интересные моменты из жизни детского сада.
  2. «О нас» – этот раздел включает: информационную и историческую справку о дошкольном учреждении, а также контакты, по которым можно связаться со специалистами НДОУ.
  3. «Педагогический коллектив» – здесь вновь поступающие родители могут ознакомиться с педагогическим коллективом дошкольного учреждения.
  4. «Артгаллерея» – в этом разделе помещаются фотографии интерьера дошкольного учреждения, фотографии с праздников и развлечений, а также лучшие детские рисунки.
  5. «Справочник для родителей» – специалистами детского сада представлена важная информация для родителей по преддошкольной и предшкольной подготовке детей. Для родителей подобраны советы и рекомендации о том, что такое адаптация и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для ребенка, что такое готовность ребенка к школе и что должен знать и уметь будущий первоклассник, а также многое другое.
  6. «Наши достижения» – так как детский сад открытая образовательная система, то педагоги и дети НДОУ принимают самое активное участие как в городских, так и всероссийских конкурсах. Родители имеют возможность увидеть наши достижения.
  7. «Специалисты советуют» – в данном разделе родители могут найти необходимые рекомендации, подготовленные старшей медицинской сестрой, логопедом, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и др. специалистами НДОУ.
  8. Также в меню сайта есть «Обратная связь», т.е. возможность родителей (или лиц их заменяющих) задать интересующие вопросы любому специалисту дошкольного учреждения.

Так как родители не всегда имеют возможность посетить совместную образовательную деятельность педагогов с детьми, то в будущем мы хотим предложить нашим родителям просмотр интересных мероприятий через наш сайт в онлайн режиме.

В работе с родителями мы используем информационно-стендовые технологии (ИСТ). Благодаря данной форме просвещения оказывается теоретическая помощь, ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении стендов воспитатели учитывают следующие требования: материал должен быть эстетично оформленным, содержание ИСТ необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к данной информации быстро пропадет, содержание предлагаемого материала должно быть для родителей действительно актуальным и необходимым. Для того чтобы привлечь внимание родителей к информации, размещенной на стендах, педагоги на первом родительском собрании проводят презентацию информационных уголков для родителей (см. Приложение 7).

В интересной и интерактивной форме воспитатели знакомят родителей с содержанием информационных стендов, используя разнообразные приемы активизации: «мозговой штурм», «создание проблемных ситуаций», «показ видеосюжетов» и др. Результаты анкетирования родителей показывают, что большинство из них охотно обращаются к информации на стендах, считают ее полезной для воспитания ребенка. Проводимые опросы помогают выяснить наиболее интересные родителям темы, которые учитываются при подготовке новой информации.

Еще одной интересной формой работы с родителями мы считаем создание информационного издания для родителей в виде газеты «В гостях у Сказки» (см. Приложение 8).

Для обеспечения эффективности работы была создана редакционная коллегия. Периодичность выпуска – 1 раз в два месяца. Содержание газеты разбито на основные рубрики:

  1. «Пропаганда здорового образа жизни» – материалы, освещающие физкультурно-оздоровительную работу с детьми.
  2. «Наши консультации» – статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные специалистами, работающими с детьми.
  3. «Мамочкина школа» – статьи, по вопросам воспитания и развития детей из опыта работы семей детского сада.
  4. «Уроки безопасности» – материалы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей на улице, дома, в транспорте.
  5. Рубрика «Наши будни» содержит информацию о событиях, жизни детского сада (смотры, конкурсы, открытые занятия и пр.) с фотографиями различных мероприятий.

Наибольшей популярностью пользуются рубрики «Пропаганда здорового образа жизни», «Наши консультации», «Мамочкина школа», которые представляют собой советы-подсказки, помогающие в воспитании и развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Темы публикаций выбираются по запросу родителей.

Такая форма работы, безусловно, способствует повышению педагогической культуры родителей.

Не менее интересной и эффективной информационно-просветительской формой работы с родителями является клуб «Счастливая семья», который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением и Планом работы (см. Приложение 9).

Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников. Работа в клубе организуется 1 раз в квартал. Родителей оповещают о предстоящей встрече с помощью приглашений. В рамках клуба проходят семинары, деловые игры, тренинги, дискуссии. Тематика родительских встреч определяется несколькими факторами: запросами и интересами родителей, желанием повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей, насущными потребностями времени. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.

Таким образом, клуб «Счастливая семья» – это очень удобная и современная форма работы с родителями, своеобразная школа, где они получают знания о воспитании и развитии детей, о формах и методах работы с дошкольниками, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье.

Большая работа в детском саду ведется по преддошкольной и предшкольной подготовке детей. Родители, отдавая своего ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Как сделать этот важный момент в жизни малыша и его родителей менее напряженным и болезненным, чтобы он с радостью и интересом стал посещать детский сад? Для решения этой проблемы в нашем дошкольном учреждении разработан проект «Вместе с мамой», который направлен на преддошкольное образование родителей. В рамках реализации этого проекта используем такие формы работы:

  1. Дни открытых дверей, где родители имеют возможность познакомиться с детским садом и режимом работы, познакомиться с педагогическим коллективом.
  2. Совместные прогулки – родители имеют возможность посетить группу, погулять вместе с детьми, которые уже посещают детский сад. Здесь ребенок попадает в среду, которая отличается от домашних условий, у него существенно расширяются контакты со сверстниками, с незнакомыми взрослыми, при этом рядом с ним его мама.
  3. Родительский лекторий «Здравствуй, детский сад!» проводится для всех родителей будущих воспитанников нашего детского сада, на котором организуются встречи со специалистами НДОУ. На данном этапе родители знакомятся с образовательной программой, по которой работает детский сад, знакомятся с воспитателями группы и другими родителями. На этих встречах родители получают на руки информационный справочник, в котором собрана вся необходимая и доступная информация о работе детского сада.

В период адаптации совместно с педагогом в группе работает педагог-психолог, который дает консультации родителям, ведет наблюдения за развитием детей.

Результаты данной работы показывают, что малыши быстрее привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты со взрослыми и сверстниками.

Для родителей старшей и подготовительной группы в нашем детском саду работает родительский университет «Будущий первоклассник». Поступление в школу – переломный момент, как в жизни ребенка, так и всей семьи в целом. Чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:

  • выработать общие взгляды на ребенка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
  • согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • найти общий язык, на котором могут говорить о ребенке – будущем первокласснике – все заинтересованные участники преемственной цепочки.

Все эти задачи мы решаем, используя следующие формы работы:

  1. Встречи родителей с будущими учителями, на которых учителя знакомят родителей со спецификой каждой школьной программы, освещают аспекты психологической готовности детей к школе, родители в свою очередь имеют возможность установить контакты с будущим учителем своего ребенка.
  2. Анкетирование и интервьюирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
  3. Ежегодно в апреле мы проводим конференцию «На пороге школьной жизни» с участием учителей и завучей школ, врачей-педиатров, инспекторов ГИБДД.

Такие совместные мероприятия оказывают родителям консультативную и практическую помощь в подготовке детей к школе, помогают сблизиться родителям с учителями школы.

Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России.

Литература:

  1. Гамова Е.Н. Детский сад и семья – единое образовательное пространство//Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010-2011 уч.год [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/authors/229-809-957. (Дата обращения: 20.09.2011.)
  2. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Детско-родительский клуб // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.
  3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  4. Зубова О.Н., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11. С. 52-60.
  5. Фромм А. Азбука для родителей. - М., Знание. 1994.