Программа "Хочу все знать!" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

В наше время, когда наиболее остро стоят проблемы загрязнения окружающей среды, исчезновения лесных массивов, некоторых видов животных и птиц, огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края.

Для ребёнка с ограниченными возможностями дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Дополнительные занятия на базе предметно-практической деятельности с её особыми образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с социально-психологической ориентацией в современной предметной среде обеспечивает профессиональную подготовку, даёт правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе и обществе. Все это в конечном итоге содействует становлению личности детей с особенностями развития, компенсаторному развитию их способностей, определению жизненной перспективы.

Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные, в условиях компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничении возможностей.

Применительно к детям это:

  • ребенок с особыми образовательными способностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
  • ребенок должен вести жизнь в максимальной степени приближенной к нормальной;
  • учиться могут все дети, а значит, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.

Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с ОВЗ, то их можно научить:

  • познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»;
  • обслуживать себя и принимать помощь других;
  • вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;
  • ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир;
  • участвовать в созидательной деятельности.

Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развивают эстетически.

Так как психические процессы взаимосвязаны и взаимодействуют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, физическому укреплению здоровья (при совершении экскурсий, прогулок в парк, лес), интеллектуальному развитию, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребёнка.

Дети с ОВЗ осваивают правила экологического восприятия окружающего мира, правила поведения и выживания в лесу, основы оказания первой медицинской помощи в непредвиденных ситуациях, что в дальнейшем может помочь в выборе профессии для детей с ограниченными возможностями с сохранным интеллектом.

Психологическому оздоравливанию, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации детей с ОВЗ содействует и хорошо организованная на Станции юных натуралистов досуговая деятельность. Здесь для детей с ограниченными возможностями и их родителей проводятся дни открытых дверей, праздники, выставки, вечера, семинары. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению детей с ОВЗ среди сверстников.

Учебно-тренировочные экспедиции, путешествия, участие в полевых лагерях должно рассматриваться как обязательный элемент подготовки туристов-экологов. Основная задача этих мероприятий – отработка туристских технических навыков, приобретение опыта экологической и краеведческой работы, повышение физической подготовленности. Успех проведения эколого-туристического путешествия, участие в полевых туристических лагерях во многом зависит от того, насколько оно подготовлено. Подготовка ведется постепенно на протяжении всего учебного года, с учетом навыков, приобретенных в ходе изучения программных вопросов.

Цель и задачи образовательного процесса.

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в современной предметной среде в эколого-туристическом направлении

Задачи:

  • укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни;
  • вовлечение ребят в природоохранную деятельность;
  • вырабатывание навыков поведения в природе;
  • знакомство с объектами окружающего мира с формированием представлений о моделируемых объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей;
  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);
  • развитие двигательных функций, обуславливающих точность выполнения задуманного действия;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • обучение элементарным трудовым навыкам;
  • воспитание уверенности в собственных силах и возможностях.

В программе ставится задача ознакомления с природными объектами и их сохранностью, освоения разнообразных методов охраны природы, приобщения обучающихся к творческой и трудовой деятельности, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Обоснование необходимости программы и её новизна.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Экологическое воспитание и решение его задач благоприятно осуществляются в школьном возрасте.

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагога, участвующего в их обучении.

Решая задачи экологического образования в школьном возрасте, в первую очередь, необходимо сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в школьном возрасте является занятия, экспедиции, полевые лагеря и т.д., которые мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал) экологические экспедиции, походы и т.д. предоставляют детям возможность оперировать заключенными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора.

Занимаясь, ребёнок с ОВЗ учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания, поведением и повадками животных, последовательной сменой сезонов и изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические и туристические занятия помогают детям с ОВЗ увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, как внутри экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой у обучающихся формируется умение и желание активно беречь и познавать природу, т.е. видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений.

Продолжительность освоения образовательной программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

1 год обучения учащиеся 3-5 классов – «Хочу всё знать!»;
2 год обучения учащиеся 6-8 классов – «Искатели приключений»;
3 год обучения учащиеся 9-11 классов – «Лесные робинзоны»

Формы и режим занятий.

Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед, сюжетно-ролевых дискуссий и др. Программой предусмотрены экскурсии, экологические акции, массовые мероприятия. На практических занятиях обучающиеся учатся познанию природы с непосредственным общением с ней.

Во время туристских занятий изучаются элементарные этапы и навыки выживания в природе, наблюдения за погодными изменениями, за распусканием листьев, за цветением растений, за жизнью насекомых и птиц.

Теоретические и практические занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия обучающимися окружающего мира.

Одной из форм работы с детьми с ОВЗ являются индивидуальные занятия на дому (совершая с ними прогулки во дворе, экскурсии в парк, сквер и т.д.), которые проходят 2-3 раза в неделю по 2 часа, либо по 1 часу – 4 раза в неделю. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную обстановку, необходимую для того, чтобы он заинтересовался темой занятия и быстро включился в работу.

Проводя занятия с детьми с ненарушенным интеллектом, педагоги используют информационно-познавательную и игровую форму занятия.

Вся учебно-воспитательная работа в объединении согласовывается с родителями.

Работа с родителями.

В современном обществе родителям не всегда удается уделять достаточно времени своим детям. Поэтому программой предусмотрено привлечение родителей к событиям в жизни детей, связанных с работой в объединении дополнительного образования. Участие в мероприятиях (экскурсиях, конкурсах, походах выходного дня) родителей вместе с детьми, способствует формированию общих интересов, пробуждает эмоциональную и духовную близость, что приводит, в конечном итоге, к положительному результату. Совместные с обучающимися родительские собрания, выставки поделок, творческих работ позволяют продемонстрировать успехи учащихся в дополнительном образовании.

Апробация программы.

Апробация программы идет с 2009 года. Программа предназначена для педагогов учреждений дополнительного образования, а также для обучения детей с ОВЗ в коррекционных и специализированных образовательных учреждений.

В зависимости от характера и объема практических и теоретических знаний педагог может вносить в программу изменения и дополнения: сократить материал по одной теме, увеличить по другой, включить новые темы с учетом местных условий.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Проводя анализ полученных результатов обучения детей с ОВЗ, педагог сравнивает динамику показателей самого ребенка с теми, которые он демонстрировал в самом начале занятий. В этом случае, педагог достиг положительного результата, если дети с удовольствием встречаются с педагогом, испытывают положительные эмоции от занятий и общения с педагогом, если прослеживается интерес к познавательной деятельности, дети справляются с более объемной и сложной информацией по теме занятий, чем раньше, способны заинтересованно работать более длительное время, могут анализировать свою работу и радоваться своим удачам. Процесс контроля в работе с каждым ребенком очень индивидуален и зависит от конкретных психических и физических особенностей ребенка. Педагог применяет контроль в виде беседы, рассказа обучающегося, в основном в виде практических работ.

Методическое обеспечение программы.

Образовательная программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми-инвалидами имеет степень владения психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности. Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности больного ребенка. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для его изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию).

Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребёнка, разработаны дидактическое и методическое сопровождение программы, что особенно важно в работе детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и природообразующими способностями.

Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить на активную работу.

С самого начала работы педагог следит за ходом ее выполнения ребенком, за тем, не потерял ли он инструкцию, предупреждает отвлекаемость, ошибки, но при этом старается не вмешиваться, предоставляя ему самостоятельность. Когда ребенок не понимает, подробнее объясняет ему правила, начинает работу вместе с ним, постоянно уменьшая свою долю участия в совместном занятии. Необходимо учитывать физическое и психологическое состояние ребенка, он не может продуктивно работать, будучи больным и усталым.

От однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение необходимо переключение в работе, с этой целью педагог предлагает ребёнку поиграть. Это может быть игра «Ассоциации», «Гимнастика», «Изображение предметов и животных» и др.

Детям с ОВЗ часто свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, можно провести игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

Иногда ребенок ленится, по этой причине отказывается от выполнения задания со словами «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых ему под силу сделать то, что ему предложено. Педагог не дает готовых ответов, а побуждает к самостоятельной деятельности, к поискам способов действия. Задача педагога: сделать обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим.

Новый материал, необходимый для усвоения, делится на маленькие порции и предоставляется для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводится на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяется усвоенное на разнообразном материале.

При общении с детьми, имеющими трудности обучения, педагог обращает особое внимание на качество своей речи, поскольку от этого зависит качество восприятия учебного материала детьми. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. Необходимо обращать внимание на речь ребенка, разговаривать с ним, побуждать его рассказывать, объяснять смысл сказанного. А, главное общий фон поведения педагога и обращения к ребенку (мимика, жесты, интонация) должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать.

Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Для лучшего усвоения материала детьми с проблемами в интеллектуальном развитии применяются следующие приемы:

  • показ образца выполнения действия;
  • его выполнение ребенком по подражанию и по образцу;
  • образное описание действия;
  • игровая форма действия;
  • максимальное расчленение задания на отдельные фразы-инструкции;
  • объяснение педагога в начале разыгрывания и в процессе действия ребенка.

В силу огромной роли семьи, его ближайшего окружения в процессах становления ребенка необходима такая организация обучения, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовывать целенаправленные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развивать необходимые в жизни волевые качества.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может его огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание может привести к развитию пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как человека с ограниченными возможностями, или наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться болезни своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Работа с родителями строится через индивидуальные беседы, консультации, совместную деятельность.

Работа педагогов, скоординированная с семейным воспитанием, поможет детям с ОВЗ развиваться, вести более интересную наполненную жизнь, делать шаги к нормальной самостоятельной жизни.

Учебно-тематический план.

Темы в учебном плане проходят как самостоятельные, так и сквозные – от первого до последнего года обучения. Равномерно распределенная информация обеспечивает поступательное обучение, позволяя подавать материал, усложняя его по мере взросления обучающихся и обретения ими навыков самостоятельной работы, как в области экологии, так и в туристической подготовке.

№ п/п Тема программы Кол-во часов Всего часов
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
1. Вводное занятие 12 4 4 4
2. Техника безопасности 14 4 4 6
3. Природа родного края 48 14 14 20
4. Охрана природы 40 12 12 16
5. Лес и его жизнь 24 6 8 10
6. Зелёная аптека 10 10 - -
7. Растения в жизни человека 22 - 8 14
8. Памятники природы 36 10 10 16
9. Топографическая подготовка, ориентирование на местности 32 8 10 14
10. Метеорологические и фенологические наблюдения в природе 40 20 12 8
11. Оказание 1 доврачебной помощи 40 14 12 14
12. Туристская подготовка 110 22 26 62
13. Участие в массовых мероприятиях 70 18 22 30
14. Итоговое занятие 6 2 2 2
Всего часов 504 144 144 216

Приложение №1. Учебно-тематическое планирование 1 года обучения, со держание программы 1 года обучения.

Приложение №2. Учебно-тематическое планирование 2 года обучения, со держание программы 2 года обучения.

Приложение №3. Учебно-тематическое планирование 3 года обучения, со держание программы 3 года обучения.

Приложение №4. Список используемой литературы.