Океания. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели урока:

  • раскрыть особенности природы Океании;
  • конкретизировать и углубить знания о взаимодействии суши и океана;
  • сформировать представление о рельефе, органическом мире, географическом положении Океании.

Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, физическая карта Австралии, план урока, картины, тесты, карточки, книги(художественная литература).

Материал: учебник для 7-го класса под редакцией В.А.Коринской, поурочное планироние (Н.А.Никитина).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство с целью и планом урока.

– географическое расположение Океании и история её изучения;
– происхождение островов;
– климат;
– природа, органический мир;
– население, занятия населения;

III. Работа над новым материалом.

1) Рассказ учителя.

Что такое Океания и где она находится? Океания – самое большое скопление островов на земле и находится она в центральной и западной частях Тихого океана. Общая площадь Океании 1,3 млн.кв.км. Это около 10 000 островов. Многие острова организуют архипелаги.

Океания становится известной в 16 веке. Магеллан проплывает среди них во время своего кругосветного путешествия. Английский путешественник Джеймс Кук изучает Океанию. И русские путешественники ведут свои исследования.

На этой картине вы видите, как Крузенштерн и Лисянский в 1804 году останавливаются на Маркизских островах.

А эта картина посвящается великому путешественнику Миклухо – Маклаю. В 1870 году он остаётся на острове Новая Гвинея, живёт среди папуасов, изучает их жизнь. Местные жители очень уважают его. Из этого путешествия Миклухо – Маклай возвращается в 1882 году.

Острова Океании отличаются друг от друга. Есть 3 вида островов (показ схемы).

Начертим эту схему в тетрадях.

Острова Океании

а) Материковые: крутые берега, горы, мир растений и животных как на материке.

б) Вулканические: небольшие, имеются скалы, округлённой формы, может быть вулканическая деятельность.

в) Коралловые: имеют круглую форму, много низменностей, белых пляжей, рельеф равнинный, органический мир беден.

Теперь обратим внимание на эту картину. Она называется “Атоллы в Тихом океане”. Рассмотрим значение слова атолл. Это слово произошло от индийского слова атолу, что означает коралловые острова. На картине вы видите часть атолла. Здесь растут кокосовые пальмы, бананы. Слово кокос произошло от слова коко, что означает обезьяну. Ствол кокосовой пальмы достигает 25 – 30 м, орех не потеряет своего качества, даже если поплавает в океане 110 дней. Его называют деревом жизни, получают из его орехов кокосовое масло.

Мы рассмотрели происхождение островов. Кроме этого острова делят на три области: Полинезия, Микронезия, Меланезия.

2) Практическая работа: обозначение на контурной карте Полинезии, Микронезии, Меланезии.

3) Рассказ учителя.

Климат Океании. Многие острова лежат на трёх климатических поясах: экваториальный, субэкваториальный, тропический. Здесь целый год высокая температура +25, много осадков, высокая влажность. В тропическом поясе могут быть ураганы.

Органический мир островов очень беден. Это особенно ощущается на вулканических и коралловых островах. На материковых островах видов растений и животных больше.

Население. Сначала люди обосновались на острове Новая Гвинея, оттуда переселились на другие острова. На вопрос, откуда пришли первые люди, есть несколько версий. Но наиболее достоверной является, что первые люди переселились из Америки или Азии. В Новой Гвинее живут папуасы, в Новой Зеландии маори. Из-за места проживания, жителей делят на полинезийцев, микронезийцев. Они все являются превосходными мореплавателями, занимаются рыболовством, выращивают какао, кофе, банан, кокос, ананас.

Страны. Раньше все они были колониями. 50 лет назад только Новая Зеландия являлась свободной страной. В настоящее время в Океании существуют около 15 независимых государств (показ рисунков: названия стран, их флаги).

IV. Физкултьминутка.

V. Укрепление нового материала.

1) игра.

Каждый ученик выходит к доске, берёт карточку и определяет вид острова.

– по площади это небольшие острова. Уровень над океаном 2-3 м, во время шторма волны могут переходить через них;
– абсолютная высота этих островов большая, на ветреной стороне много осадков, в горах наблюдается высотная поясность;
– эти острова образовались недавно, находятся ближе к экватору, их органический мир беден;
– это атоллы, там много птиц, земноводных, острова находятся близко к экватору;
– площадь этих островов большая, органический мир богатый;
– эти острова сейсмически активны;
– на этих низменных островах в основном растут кокосовые пальмы.

2) Тест (выполняют индивидуально и проверяют в парах, затем правильные ответы показываются на доске, предлагается самопроверка).

3) Знакомство с дополнительной литературой.

У великого американского писателя Джека Лондона много произведений про Океанию. Одно из них называется “Жемчуг Парлея” (объяснение значения слова жемчуг). Хозяин одного из островов старик по имени Парлей собирает и продаёт жемчуг. У него собираются покупатели из всех островов. Но вдруг начинается шторм. Во время шторма надо находится в открытом океане, но никто не спешит…

Особенно интересен рассказ татарского писателя Миргазияна Юнуса

“Искатели жемчуга”.

4) Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам.

VI. Обобщение, подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить дополнительный материал об островах Океании.