Цели и задачи урока
- Посредством игровых моментов сформулировать правила сложения рациональных чисел в теме “Сложение рациональных чисел”.
- Закрепить полученные знания по данной теме и сформулировать правила самим
- Работа над мотивацией и самооценкой деятельности учеников.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету через игровые моменты.
- Использовать полученные навыки при решении уравнений и неравенств с модулем?
- Проверить усвоение материала.
Форма организации деятельности учащихся на уроке
- игровая форма с просмотром слайдов, познавательного характера;
- устная;
- фронтальная;
- парная работа (взаимоконтроль);
- работа по карточкам – тренажерам:
- работа по индивидуальным карточкам:
- работа у доски;
- самостоятельная работа учащихся (взаимоконтроль).
Оборудование урока
- мультимедийная установка и ноутбук;
- СD – диск с презентацией урока;
- раздаточный материал:
карточки-тренажеры, карточки с индивидуальными заданиями; листы
настроения; разноцветные карточки;
- плакат с игрой, наглядный материал для работы с плакатом;
- плакат – задание;
- копировальная бумага.
Ход урока
- Организационный момент
Постановка целей урока. Проверка домашней работы. Каждый ученик получает карточку-мордашку, которая отражает его настроение в начале урока. Урок проводится в форме игры. Ребята, выполняя различные задания, зрительно воспринимают новый материал, сами приходят к выводам о том, каким образом складывают и вычитают рациональные числа.
Актуализация знаний учащихся.
Устно:
- работа по материалу текущего слайда (работа с термометрами, изготовленными обучающимися) в парах (взаимоконтроль);
- работа на доске: решая примеры, находим закономерность, “изобретаем” правила сложения рациональных чисел.
1) Учитывая выведенные в ходе устной работы правила, вырабатываем навыки сложения рациональных чисел, рассматриваем каждый из примеров на координатном луче, объясняя знак результата.
Данные задания ученики выполняют у доски поочередно, объясняя решение, используя и каждый раз повторяя правила сложения.
2) Составляем алгоритм для выполнения сложения рациональных чисел.
3) Игровой момент. Производя вычисления (работа на доске и в тетрадях), узнаем имя ученого-математика, который сформулировал правила сложения "долгов" и "имуществ". (Познавательный момент).
3.Работа репродуктивного характера. Организация взаимоконтроля в парах.
1) Решить простейшие уравнения и неравенства, содержащие знак модуля,
с объяснением, пользуясь понятием “расстояние”.
2) Решить уравнения и неравенства, содержащие знак модуля, усложненные, тем же способом.
3) Дать определение понятия “алгебраическая сумма”, рассмотреть примеры нахождения алгебраической суммы (вводим правила нахождения, понятие взаимного уничтожения, объясняем), решаем примеры на нахождение алг.суммы.
1)Используя раздаточный материал, работаем самостоятельно(работа выполняется ребятами под копирку). 2)Обучающиеся сдают подписанные работы, копии оставляют у себя.
3)На доске проецируется ответ в виде рисунка, получившегося у ребят при закрашивании ответов.
4)Проводя самоанализ работ, ребята видят свои ошибки, обсуждают верное решение, узнают результаты самостоятельной работы.
Основные достижения в ходе изучения темы и проведения урока:
- с помощью наглядных пособий самостоятельно "изобрели" правила сложения рациональных чисел?
- рассмотрели правила сложения чисел на координатной прямой?
- закрепили правила?
- применили их при решении уравнений и неравенств с модулем?
- проверили усвоение материала в игровой форме.
Выставление оценок за урок.
Заполнение листка настроения 2.
Постановка домашнего задания (в виде раздаточного материала).