Роль химии в жизни общества. 11-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (506 кБ)


Девиз: "То, что мы знаем - ограниченно, а то, чего мы не знаем - безгранично."   - П. Лаплас

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме

Форма проведения урока: Комбинированный урок с использованием дидактических методов:

Индивидуальная работа

  • Работа в парах
  • Работа в группах
  • Метод проектов

Цели и задачи урока:

Дидактические:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о периодическом законе, роли химии в решении различных проблем, в промышленности, в сельском хозяйстве, в решении экологических проблем, в быту.
  • Показать ведущую роль химии в развитии наук в XXI веке.
  • Продолжить формирования навыков самоконтроля и самоанализа.
  • Развивать познавательный интерес, интерес к химии.
  • Формировать научное мировоззрение.

Психологические:

  • Всестороннее развитие личности.
  • Развитие личности, основанное на возможностях, способностях, интересах.
  • Максимальное вовлечение каждого ученика в образовательный процесс.
  • Развитие творческих способностей каждого ученика.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство уважения к себе, к своему труду, к труду товарищей, к работе учителя.
  • Развивать требовательность к себе и разумную требовательность к окружающим
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Межпредметные связи

  • Биология
  • География
  • Физика
  • Математика
  • Информатика
  • Литература

Оборудование: Мультимедийная доска

Дидактический материал, таблицы

  • Карточки с заданиями

Ход урока

I этап: Актуализация опорных знаний ориентировочно-мотивационный этап (10 минут)

Девиз: "Без знаний прошлого - нет будущего"

Учитель:

"Мир сложен
Он полон открытий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых
Догадок -
Как чудо природы
Является Гений -
И в хаосе этом наводит порядок"

Эти строки написаны о великом русском ученом Д.И. Менделееве

(слайд№1 - портрет ученого, даты жизни и смерти, основные научные достижения, открытия)

Он является автором, первооткрывателем одного из самых фундаментальных законов природы - Периодического закона химических элементов, на основании которого было сделано огромное количество открытий, что вывело химию в конце 19 - начало 20 века на передовые позиции среди наук и позволило ей играть исключительную роль в жизни общества и человека. Этому и будет посвящен наш урок. В течение изучения этой темы мы повторили основные законы и теории химии, знакомились с ролью химии в решении задач в разных областях науки и техники и задачи нашего урока таковы:

(слайд №2 - Цели и задачи урока)

  1. Систематизировать и обобщить знания по теме
  2. Представить мини-проекты-презентации
  3. Уметь выражать и отстаивать свою точку зрения
  4. Проанализировать проделанную работу

Но сначала мы проверим, как вы усвоили основной закон - Периодический.

Индивидуальная работа каждого ученика:

Упражнение "Наглая ложь"

Учитель: В предложенных предложениях некоторые факты искажены. Найдите ошибки и исправьте их:

(ученики получают отпечатанное задание)

(слайд №3 - Демонстрируется без выделения неправильных ответов)

  1. Периодический закон был открыт в 1890г.
  2. В периодической системе 7 периодов
  3. У изотопов одного химического элемента одинаковая атомная масса
  4. Каждая группа делиться на главную и неглавную подгруппы
  5. Максимальная валентность химического элемента равна номеру периода, в котором расположен элемент
  6. Металлические свойства элементов усиливаются слева направо

(ученики проводят самопроверку)

(слайд №3 - с выделением неправильных ответов)

(слайд№4 - правильные ответы)

  1. :в 1861г.
  2. Все верно
  3. :разная:
  4. :побочную:
  5. :группы
  6. :ослабевают
  • 1 ошибка - 9 баллов
  • 2 ошибки - 8 баллов
  • 3 ошибки - 6 баллов
  • 4 ошибки - 4 балла
  • 5 ошибок - 3 балла

(ученики переворачивают страницу и выполняют новое задание)

Задание "Дешифровщик"

Учитель: Вам предложена шифрограмма, в которой зашифрован порядковый номер элемента, существование которого предсказано Д.И.Менделеевым. Для того чтобы определить, какой из трех предсказанных элементов зашифрован, вам нужно найти и обвести цифры, которые соответствуют правильному утверждению, и подсчитать сумму цифр, которые в этих клетках записаны в отдельных квадратиках.

Сумма найденных цифр равна порядковому номеру "спрятанного элемента".

(после выполнения задания проводится проверка в парах: ученик проверяет своего соседа)

(слайд№5 - правильные ответы)

1+7+5+8=21 =>

Порядковый номер элемента 21 - это Sc (скандий)

  • 1 ошибка - 8 баллов
  • 2 ошибки - 6 баллов
  • 3 ошибки - 4 балла

(Работы передают учителю)

II этап: Операционно-исполнительный (20 мин)

Девиз: "Будущее строится сегодня"

Учитель: На протяжении всего своего развития, с незапамятных времен и поныне, химия служила и продолжает служить человеку и его практической деятельности. О значении современной химии для человека и его жизни и говорить не приходится. Сегодня без развития химии не возможно развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта, связи, строительства, электроники, сферы быта и прочее.

(слайд №6)

На предыдущих уроках этой темы мы много об этом узнали и сегодня подводим итоги.

Работая в группах, вы готовили мини-проекты-презентации, давайте представим проект каждой группы по очереди.

(слайд №7)

  • I группа: Химия и производство
  • II группа: Химия и сельское хозяйство
  • III группа: Химия и проблемы окружающей среды
  • VI группа: Химия и повседневная жизнь человека

(Приложение 1)

III этап: Рефлексивно-оценочный (10 мин)

Работа в парах (Ролевая игра)

Ученики объединяются в пары "учитель-ученик" и выполняют совместно одно из тестовых заданий.

(Приложение 2)

Ученик (выполняющий роль учителя) - "учитель" объясняет непонятные моменты. Выполненное задание передают учителю.

Рефлексия (ученики отвечают на вопросы).

(слайд №8)

  • Какие цели вы ставили перед собой при выполнении мини-проектов?
  • Достигли ли вы их?
  • Что помогало, а что мешало в достижении поставленных целей?
  • Ваш вклад в общий проект.
  • Какие знания и опыт вы приобрели?
  • Оцените свою работу при подготовке проекта, работу своих товарищей и работу на уроке по 12б шкале.

IV этап: Заключительный. Подведение итогов.

Девиз: "Завтра уже близко".

Учитель: Наука стремительно движется вперед. Предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание: проект, презентацию, фильм, доклад, кроссворд (на ваш выбор) по темам:

- "Химия и новые материалы"

- "Нанотехнологии - что это?"

Оценки за тему будут оглашены после выполнения данного творческого задания.

Домашнее задание: выполнить творческое задание.

Литература.

  1. Н.Н. Буринская, Л.П. Величко "Химия 11" - Київ Перун _рп_нь 2001.
  2. А.М. Л_карчук "Х_м_я" Зал_ковий зошит для тематичного оц_нювання навчальних досягнень Київ вид. Ешке О.М. 2004.
  3. Застосування _нтерактивних технолог_й у викладанн_ х_м_ї б_бл_отека журналу "Х_м_я випуск 10(82) - Харк_в Видавнича група "Основа" 2009.