Урок по теме "Синтаксическая роль инфинитива". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Цели урока:

  • учебная цель: углубление знаний учащихся о синтаксической роли инфинитива в простом предложении;
  • развивающая цель: научиться методом сопоставления и анализа определять синтаксическую роль инфинитива в предложении;
  • воспитательная цель: воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, стремления совершенствовать знания.

Оборудование: схемы-инструкции, синтаксическое лото.

Основные термины и понятия для изучения: инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Этап урока

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Учитель

Учащиеся

Организация начала урока

Тема и цель урока

“Найди ключевое слово урока”

На доске записаны слова с пропусками: соб…рать, гуси...ый, суф..икс, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об..жать слабого, здра..ствуй.

Задание: вставить пропущенные буквы, из них сложить слово

Итак, сегодня на уроке мы не только повторим известное об инфинитиве, но и научимся безошибочно определять синтаксическую роль этой непростой формы глагола, составив программу действия.

Учащиеся выписывают только пропущенные буквы, из них складывают слово “ИНФИНИТИВ”. При выполнении этого задания идёт повторение различных орфографических правил: безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся), непроизносимой согласной в корне, Н-НН в суффиксах имён прилагательных.
Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний 1.“Мозговая атака”

2.Исследование по теме урока (индивидуальная работа уч-ся)

– Для выполнения задачи нам необходимо повторить основные термины и понятия:

инфинитив, синтаксическая роль, главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения.

– Сегодня мы попытаемся сделать исследование о роли инфинитива. Что же говорится об инфинитиве в роли главных и второстепенных членов предложения в учебнике, по которому мы занимаемся?

Ученики дают их определение

Ученики-эксперты, дома самостоятельно исследовавшие материал по данному вопросу, сообщают результаты своего исследования (Приложение 1).

Остальные слушают и у себя в табличке помечают: “хорошо знаю по теме (+), есть вопросы, не всё понятно (?), не понятно (-)”.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности 1.Проверка домашнего задания “Найди ошибку”

2. Коллективная работа по решению сложной проблемы – совместный поиск истины

– Дома вы должны были определить, в каких предложениях (Приложение 2) инфинитив является главным членом. Проверьте:

инфинитив в роли подлежащего в предложениях №3, 5, сказуемого – №1, 4. Так ли это?

– Легко ли было выполнять это задание?

– Итак, мы увидели, что инфинитив может быть в роли разных членов предложения, сведения об этом в учебнике есть. Но как безошибочно определять эту роль? К сожалению, этому вас учебник не учит, а значит, мы сами должны научиться это делать.

Давайте выработаем программу действия для определения синтаксической роли инфинитива. Запишите в тетрадь: Чтобы определить синтаксическую роль инфинитива, необходимо осмыслить…

Ученики исправляют неправильно названные учителем ответы (№5, №4) и объясняют, почему они так считают (данная работа актуализирует знания уч-ся по теме и развивает их критическое мышление)

Учащиеся коллективно приходят к выводу, совместно выработав программу действия при решении сложной проблемы. Их запись в тетради следующая:

1) семантику предложения;

2) интонацию;

3) задать смысловой вопрос к инфинитиву;

4) определить синтаксическую позицию инфинитива (порядок слов);

5) синтаксическое окружение.

Усвоение образца комплексного применения ЗУН

Работа с ассоциативными схемами Учитель предлагает использовать для определения синтаксической роли инфинитива схемы-инструкции (Приложение 3), поясняет, как ими пользоваться. Ученики получают схемы-инструкции, следят за объяснением учителя, помечая себе, что не совсем понятно

Применение обобщённых ЗУН в новых условиях

Синтаксическое лото (работа в парах)

– Настало время применить полученные знания на практике. Пользуясь схемами-инструкциями, разложите карточки (Приложение 4) таким образом, чтобы инфинитив выполнял ту же роль, что и в поле. Обратите внимание, что во всех предложениях один и тот же инфинитив – рисовать. Ученики раскладывают карточки с примерами и объясняют.

Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков

Самостоятельная работа “Внимание: инфинитив!”

– В указанных предложениях (Приложение 5) определите синтаксическую роль инфинитива и соответственно графически покажите эту роль. Учащиеся самостоятельно выполняют работу, затем идёт взаимопроверка выполненного задания.

Информация о домашнем задании

Творческое задание: лингвистическая сказка

– Посмотрите, сколько внимания требует к себе инфинитив, ведь он может быть и подлежащим, и сказуемым, и второстепенным членом предложения. Недолго и зазнаться. Послушайте лингвистическую сказку, у которой есть начало, но нет середины. Её вы придумаете сами.

Задание: в лингвистическую сказку об Инфинитиве вам надо по аналогии с рассмотренными примерами в “синтаксическом лото” придумать и записать свои. Придумать финал сказки. Конец сказки будет зависеть от того, как справитесь вы с этим заданием.

– Итак, слушайте (звучит придуманная учителем сказка) (Приложение 6).

Дети слушают лингвистическую сказку.

Ученик дома придумывают финал лингвистической сказки, он будет зависеть от выполненного задания (В Приложении 6 есть возможные два финала).

Рефлексия

Подведение итогов урока.

  – Итак, подведём итоги урока.

Сегодня мы вместе составили программу действия при определении синтаксической роли инфинитива, учились на практике определять эту роль. Думаю, все согласятся со мной, что делать это хотя и не совсем просто, зато интересно.

Подводятся итоги урока.

Учащиеся с помощью карточек-сигналов (+), (?), (-) сообщают учителю, как понята тема.