Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Задачи занятия:

  • закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях;
  • дать представление о профессии стекольщика-выдувальщика;
  • развивать целостность зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мыслительных процессов, стереогноза на основе специальных коррекционных приемов;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: Искусственная елка, ветки ели, сосны, березы, елочные игрушки, волшебный сундучок, счетные палочки, разрезные картинки

Ход занятия

1. Отгадать загадку

Что же это за девица –
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

(Елка)

– Где растет елка? (В лесу)

2. Беседа о лиственных и хвойных деревьях

– Мы знаем, в лесу много деревьев. Деревья бывают лиственные и хвойные. А чем они отличаются?

(У лиственных деревьев есть листья, у хвойных деревьев – вместо листьев иголки)

– Какие хвойные деревья вы знаете?

(Сосна, ель, пихта, лиственница, кедр)

– Какие лиственные деревья знаете?

(Дуб, осина, клен, береза)

3. Построить деревья из счетных палочек.

– Ребята, а вы сможете изобразить деревья с помощью палочек.

(Анализ работ: изображение какого дерева у тебя, Алина, получилось? А у тебя, Саша, какое дерево? У кого получилось лиственное или молодое хвойное дерево – ветви направлены вверх; у кого получилось взрослое хвойное дерево – ветви под тяжестью иголок, хвои наклонились вниз).

4. Ориентировка в пространстве

– Мы к Новому году украшали зал, и несколько веточек у меня осталось. Я их куда-то положила. Ребята, помогите мне, пожалуйста, веточки найти.

Физминутка

Зашагали наши ножки,
Зашагали по дорожке
Топ-топ, топ-топ.
Походили на носках,
А еще на пятках:
Топ-топ, топ-топ.
Дружно мы шагали,
Веточки искали.

(Дети ищут ветки)

– Данил, ты ветку какого дерева нашел: хвойного или лиственного? Где нашел?

(Под столом)

– Саша, ты ветку какого дерева нашел? Где нашел?

(На столе)

– Алина, у тебя какая ветка? Где ты ее нашла?

(За креслом)

– Олег, какая ветка у тебя? Где она была?

(В шкафу).

5. Сравнение веток хвойных и лиственных деревьев

– Ребята, как вы узнали, что эти ветки хвойных деревьев, а эти – лиственных?

(На ветках лиственных деревьев зимой нет листьев. Они осенью опадают. На ветках ели и сосны остались листья.)

– На что похожи листья сосны и ели?

(На иголки)

Дети трогают ветки руками.

– Какие иголки у хвойных деревьев?

(Острые, колючие).

– Ребята, хвоинки можно растереть и понюхать, они пахнут. (У них своеобразный запах, так и называется хвойный запах)

– Ребята, мы зимой к Новому году наряжаем лесных красавиц елок.

6. Беседа о елочных игрушках

– Чем люди украшают елку?

(Игрушками и даже шишками хвойных деревьев)

– Из чего могут быть сделаны елочные игрушки?

(Из стекла, пластмассы, бумаги).

– Ребята, еще в прошлом году Дед Мороз оставил волшебный сундучок с елочными игрушками, сделанными из разного материала. Какая игрушка вам на ощупь понравится, ту и достанете.

– Алина, ты что достала? (Шарик)

– Из чего он сделан? (Из стекла)

– Если шарик сделан из стекла, значит, он какой (Стеклянный шарик).

– Альберт, ты какую игрушку достал (Фонарик)

– Из чего он сделан? (Из бумаги)

– Если фонарик сделан из бумаги, значит он какой (Бумажный фонарик).

– Данил, ты какую игрушку достал (Сосульку)

– Из чего сосулька сделана? (Из пластмассы)

– Если сосулька сделана из пластмассы, значит она какая (Пластмассовая сосулька).

(Дети по очереди достают из “волшебного сундучка” елочные игрушки, называют материал, из которого они сделаны и вешают на елку)

– Какая нарядная стала елка. Каких игрушек на елке получилось больше: пластмассовых или стеклянных?

(Стеклянных)

7. Знакомство с профессией стекольщика-выдувальщика

– Действительно, стеклянных игрушек больше? А знаете люди какой профессии их изготавливают? Стеклянные елочные игрушки изготавливают стекольщики – выдувальщики, или по-другому еще их можно назвать стеклодувами. Они разогревают стекло в специальной печи и выдувают из стекла красивые игрушки.

А кто разукрашивает, разрисовывает, делает их красивыми?

(Художники)

– Какая красивая, нарядная у нас елка! Кто может рассказать стихотворение о елке.

Дети рассказывают стихи

8. Разрезные картинки

– Ребята, я хотела вам показать, как люди радуются Новому году, как готовятся, но у меня только разрезные картинки. Попробуем с вами сделать их целыми. Я положила части картинок в разноцветные конверты. Кому, какой конверт нравится, такой и возьмите.

(Дети составляют разрезные картинки и рассказывают, что получилось).

9. Итог

– О чем мы сегодня говорили?

Правильно о лиственных и хвойных деревьях, строили деревья из палочек, о елочных игрушках и о людях, которые делают стеклянные елочные игрушки, украшали елку, составляли картинки из частей.

– У нас получилась красивая елочка. Хотя она искусственная, но почти ничем не отличается от настоящей, от той, которая растет в лесу. Чтобы в лесу вырастить елку такого роста, как вы, надо примерно столько же лет за ней ухаживать, сколько вам лет.

Ребята, дома тоже можно ставить искусственную елку, и она будет такая же красивая, нарядная, будет также радовать нас. А после праздника ее можно убрать до следующего Нового года. Так мы и лес сохраним.