Организационные и содержательные проблемы внутришкольного мониторинга учебных достижений школьников

Разделы: Физика, Химия, Биология, География


Организационные и содержательные проблемы внутришкольного мониторинга учебных достижений школьников в области естественнонаучного образования неразрывно связаны:
  • с проблемой перехода к новым способам обучения учащихся – технологиям развивающего и личностно-ориентированного обучения;
  • с повышением профессиональной подготовки учителей – предметников;
  • с активным усвоением передовых педагогических знаний родителями, в том числе и в таком вопросе, как оценочный компонент обучения;
  • с переустройством всей педагогической системы;
  • с внедрение в учебный процесс информационных технологий.

Педагоги при оценивании учащихся в области естественнонаучного образования должны находить эффективные способы обучения учащихся, при которых бы школьники охотно включались в учебно-познавательную деятельность, испытывая при этом положительные эмоции от достигнутого индивидуального результата:

  • вероятность достижения успеха;
  • личная ответственность;
  • принятие решений в ситуации выбора;
  • ориентация на успех;
  • самооценка на основе индивидуального стандарта качества;
  • значимость достижения успеха;
  • привлекательность успеха.

В 10–11 классах формы и методы оценивания работы учащихся должны приближаться к вузовским, то есть осуществляться с преобладанием:

  • зачётных форм работы (письменных и устных);
  • тестов по большим разделам обучения;
  • рейтинговых методов оценки учебных заданий творческого характера (рефератов с презентацией, научно-исследовательских проектов и др.);
  • оценок, отражающих участие в олимпиадах, конференциях, круглых столах, интеллектуальных марафонах, научных обществах и т. д.

Необходимо учитывать осознанный выбор учащимися сферы своей будущей деятельности, наблюдать за учащимися и фиксировать изменения в динамике их развития, оценивать индивидуальные особенности личности каждого учащегося в различные периоды его развития.

Современный педагог, желающий работать в режиме развивающего и личностно – ориентированного обучения, должен уметь создавать каждому учащемуся на уровне его оптимальных возможностей ситуацию успешного обучения, режим индивидуального развития.

Учителя-предметники при выставлении оценок за триместр, полугодие, год учитывают качество не только учебных, но и внеклассных, внеурочных достижений обучающегося:

  • школьные, окружные, городские, региональные, межвузовские олимпиады;
  • интеллектуальные марафоны;
  • проектно – исследовательская деятельность;
  • научно – практические конференции;
  • диспуты, круглые столы;
  • конкурсы, соревнования, смотры, КВН;
  • творческие работы (рефераты, учебные исследования и т.д.);
  • школьные праздники (традиционные и нетрадиционные);
  • выставки, публикации и т. д.

Значение естественнонаучного образования в гимназии определяется ролью физики, химии, биологии в жизни современного общества, их влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение этим предметам в старшей школе строится на базе курса основной школы при условии дифференциации. Содержание образования способствует осуществлению:

  • разноуровневого подхода;
  • развития общекультурного уровня учащихся;
  • необходимой подготовки учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла;
  • оптимального развития творческих способностей учащихся, проявляющих особый интерес в области наук;
  • приобретения учащимися опыта познавательной деятельности.

Для реализации естественнонаучного образования в гимназии, формирования у учащихся единой картины мира есть все необходимые условия:

  • Примерные программы для основной и средней школы;
  • Учебники для учащихся 7–11 классов;
  • Технические средства обучения (персональный компьютер, телевизор);
  • Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия (компьютерные обучающие программы, портреты выдающихся учёных, тематические таблицы, учебные видеофильмы);
  • Приборы демонстрационные;
  • Приборы и принадлежности общего назначения;
  • Лабораторное оборудование;
  • Оборудование для практикума;
  • Компьютерная измерительная система;
  • Компьютерный комплекс L-микро;
  • Лаборатория «Архимед».

Всё это позволяет:

  • выработать единые требования к оценке знаний обучающихся;
  • привести в систему оценивание знаний, умений и навыков учащихся;
  • выработать нормы выставления оценок;
  • предоставлять учащимся возможность выбора форм контроля;
  • разработать систему опережающего обучения для мотивированных учащихся;
  • развить и шире внедрить в учебный процесс экстернатную форму обучения.

Для выявления организационных и содержательных проблем была составлена анкета с целью опроса учителей-предметников по теме «Мониторинг форм оценки знаний обучающихся»

Форма оценки знаний обучающихся


п/п
Ф.И.О.
учителя
к/р с/р л/р ф/
диктант
л/
практикум
зачёт тест проект Реферат
с
презентацией
Смотр
знаний
Экстернат ГИА
в формате
ЕГЭ
Олимпиады
различного
уровня
Экскурсии
в Политехн.
музей
Неделя
физики
(химии,
биологии)
                                 

Результат анкетирования учителей физики позволяет сделать вывод об использовании в работе различных форм оценки учебных достижений учащихся:

Контрольные работы
Самостоятельные работы
Лабораторные работы
Физические диктанты
Школьный лаб. практикум
Лаб. практикум МАТИ
Зачёты
Тесты
Проекты
Рефераты с презентацией
Экстернат
ГИА в формате ЕГЭ
ГИА-9
Олимпиады
100% учителей;
100% учителей;
100% учителей;
100% учителей;
80% учителей;
80% учителей;
100% учителей;
100% учителей;
67% учителей;
75% учителей;
60% учителей;
60% учителей;
100% учителей;
100% учителей.

Кроме этого, учителя физики практикуют в своей работе следующее:

  • ведение учётных тетрадей по оценке знаний учащихся, в которых фиксируются успехи учащихся по отдельным темам и разделам программы;
  • показ видеофильмов по различным разделам программ для учащихся 7–11 классов;
  • использование на уроках учебных компьютерных программ;
  • применение интерактивной доски;
  • экскурсии в Политехнический музей;
  • проведение недели физики.

Перед каждым учителем физики постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе – группе. Решение этой проблемы лежит в использовании методик внутриклассной – внутригрупповой индивидуализации и дифференциации: преимущества этой технологии обеспечивает каждому ученику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учётом его индивидуальных возможностей.

Обучающиеся в общеобразовательных классах-группах (2ч.), с расширенным изучением физики (4 ч. и 7 ч. в неделю) получают на уроках индивидуальные разноуровневые задания, причём каждый ученик сам выбирает себе уровень, на котором он решает задачи разной степени сложности. Эффективное обучение физике в гимназии, благодаря вариативности учебных программ, индивидуализации процесса обучения имеет многоуровневый характер. У учащихся 10 -11 классов, благодаря индивидуальной траектории развития, раскрываются творческие способности, познавательные и созидательные стороны личности, происходит сознательный выбор будущей профессии. При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и её практическим приложениям, гимназия увеличивает число часов на изучение физики путём предоставления возможности выбора следующих элективных курсов по физике:

  • «Экспериментальное исследование электрических явлений» (10 класс);
  • «Физический практикум МАТИ – РГТУ» (10 класс) на базе МАТИ;
  • «Экспериментальное исследование оптических явлений» (11 класс);
  • «Плазма – четвёртое состояние вещества» (11 класс);
  • «Подготовка к ЕГЭ по физике» (11 класс);
  • «Лабораторный практикум МАТИ – РГТУ» (9-11 класс) на базе МАТИ и т.д.

Набор элективных курсов позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося. Элективные курсы дополняют содержание курса физики, удовлетворяют разнообразные познавательные интересы школьников, позволяют им участвовать в проектной и исследовательской деятельности. Примеры проектных работ учащихся 9–11-х классов по физике:

  • «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»;
  • «Изучение изменения скорости движения электрона в пузырьковой камере»;
  • «Опытная проверка уравнения Бернулли (доказательство)»;
  • «Исследование законов постоянного тока»;
  • «Опытная проверка закона Гей-Люссака»;
  • «Определение удельной теплоёмкости свинца»;
  • «Измерение скорости полёта снаряда методом баллистического маятника»;
  • «Определение размера мельчайших газовых пузырьков в воде»;
  • «Определение скорости истечения жидкости из малого отверстия методом Торричелли»;
  • «Осаждение серебра электролитическим методом и определение числа Фарадея»;
  • «Проверка закона Гука. Тарировка весов»;
  • «Измерение температурных коэффициентов линейного и объёмного расширения твёрдых тел».

Главные задачи, которые стоят перед учителями физики, это:

  • Активизация работы по организации экстернатной формы обучения учащихся 10–11 классов, успевающих по физике на оценку «отлично»;
  • Подготовка обучающихся 10 классов для сдачи тестирования МЦКО (естественнонаучный цикл предметов);
  • Подготовка обучающихся 11 классов для сдачи ГИА по физике в формате ЕГЭ;
  • Подготовка обучающихся 9 классов для сдачи ГИА-9 по физике в новой форме.

Результат анкетирования учителей химии и биологии позволяет сделать вывод об использовании в работе различных форм оценки учебных достижений учащихся:

  • Контрольные работы со свободным ответом;
  • Контрольные работы с выбором ответа;
  • Самостоятельные проверочные работы;
  • Тестовые задания как с выбором ответа, так и без выбора ответа;
  • Практические работы по химии;
  • Лабораторные работы по биологии;
  • Зачётная форма;
  • ГИА – 9 в новой форме;
  • ГИА в формате ЕГЭ (систематически проводится подготовка учащихся к сдаче экзамена по химии и биологии по тестам ЕГЭ, повторяется необходимый пройденный материал по всем темам курса, отрабатываются навыки работы с тестами).

Кроме традиционных форм оценки знаний учащихся, учителя химии и биологии широко используют в своей педагогической практике организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся. Учащиеся 7-11 классов с интересом готовят рефераты, исследовательские работы по темам, выходящим за рамки учебной образовательной программы. Кроме этого, учащиеся готовят небольшие доклады к урокам по отдельным темам программы, разрабатывают и составляют кроссворды, викторины, участвуют во внеурочной деятельности (проводят КВН, конференции, круглые столы, дни недели химии и биологии, выпускают газеты, бюллетени, плакаты).

Результат анкетирования учителей ОБЖ и географии позволяет сделать вывод об использовании в работе различных форм оценки учебных достижений учащихся:

  • ОБЖ 7–9 классы – интегрированный курс с предметами (география, биология, химия, обществознание, физическая культура), оценка не выставляется. Формы контроля знаний и умений учащихся следующие:
  • Защита проектов;
  • Защита рефератов;
  • Проведение конкурса по ПДД ( правила дорожного движения);
  • Проведение конкурса по пожарной безопасности;
  • Проведение занятий по оказанию первой медицинской помощи (совместно с медицинскими работниками);
  • Участие в конкурсе «День защиты детей».
  • ОБЖ 10–11 классы – предмет ведётся отдельно согласно учебному плану, оценка выставляется. Формы контроля знаний и умений учащихся следующие:
  • Проведение тестов;
  • Проведение зачётов;
  • Защита проектов;
  • Защита рефератов;
  • Посещение учащимися пожарной части, воинской части управления МЧС;
  • Проведение военных сборов (40 часов) в конце учебного года для учащихся 10 классов.
  • География 7–11 классы. Формы контроля знаний и умений учащихся следующие:
  • Контрольные работы;
  • Самостоятельные работы;
  • Тесты;
  • Зачёты;
  • Практические работы с картой и атласом;
  • Проекты;
  • Рефераты;
  • Экскурсии;
  • Устный контроль для проверки текущих знаний обучающихся.

Система оценивания учебных достижений школьников должна способствовать сближению школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого выпускника обществом, между которыми существует реальный разрыв. В гимназии оцениваются академические знания, а в профессиональной деятельности людей ценят и за знания, и за способность приобретать новые знания, за применение этих знаний на практике, за способность работать с другими людьми, за поведение в проблемной ситуации. Отражение в системе оценивания учебных достижений реальных социальных и образовательных ценностей потребует разработки нового содержания и форм проверочных заданий, в частности, технологизации таких способов оценки как портфель достижений, проекты и так далее.

Необходимо осуществлять многосторонний подход к оценке качества учебной деятельности ученика, чтобы оценка воспринималась учеником как справедливая и не противоречащая его позитивным представлениям о себе, чтобы она оказывала огромное положительное влияние на всю его учебную деятельность, поведение, формирование личности. Оценка должна стимулировать деятельность учащегося, ориентировать на поиск, регулировать его поведение, формировать характер, воспитывать волю для достижения цели в жизни. Воспитательная функция оценки должна осознанно направляться педагогами на формирование у школьников чувства успеха, уверенности в своих силах, заинтересованности в повышении качества познавательной деятельности и источником радости.