Урок внеклассного чтения "Мой Пушкин"

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
  • Развивающая: развивать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
  • Коррекционная: расширять объём запоминаемой информации;
  • Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине; глубокое уважение и любовь к великому русскому поэту.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • иллюстрации учащихся;
  • эпиграф «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Учитель: На протяжении нескольких уроков мы знакомились с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Вот уже более 200 лет прошло со дня рождения поэта, а слава титана русской поэзии всё растет и будет вечной как сама Россия. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова « Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» Сегодня на уроке вспомним всё, что мы узнали о нем.»

26 мая (6 июня) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр» – так гласит запись в метрической церковной книге – это первый документ, связанный с жизнью великого поэта. Маленького мальчика родители не баловали своей любовью По характеру они были раздражительными и неласковыми.

Но была в доме женщина, которая дала маленькому Саше материнскую ласку и любовь. Она рассказывала ему сказки, добрые и волшебные, знакомила с прекрасным миром народного творчества

Учитель: Как вы думаете, кто это?

Ученики: Это его няня Арина Родионовна. Ей он посвятил стихотворение, которое называется «Няне».

(Ученик читает стихотворение «Няне».)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих натруженных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечастно грудь.

Учитель: Александру было 12 лет, когда его определили в Царскосельский лицей. Первый курс состоял из даровитых незаурядных мальчиков У Александра появились друзья, к которым он был чрезвычайно привязан и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.

Учитель: Ребята, скажите, кто был ближайшим другом на протяжении всей учебы?

Ученики: Ближайшим другом Пушкина был Иван Пущин.

Учитель: Какое стихотворение он посвятил своему другу?

Ученик: Оно называется «И. Пущину»

(Ученик читает стихотворение « И.Пущину».)

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил. М
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье
Да озарит он загоченье
Лучом лицейских ясных дней!

– Пушкин взрослел. Вот позади и лицей. По окончании его он переезжает в Петербург. Почти три года, не зная осторожности и страха, он сочиняет и распространяет свободолюбивые и неугодные правительству стихи. Об этом узнает полиция. Император ссылает его в село Михайловское. Обыкновенная деревенская жизнь, простые люди, скромная среднерусская природа– всё это овладевает вниманием Пушкина. Он глубже проникает в мир родной природы. Зиму, осень, лето, весну-всё смогло описать перо поэта.

Учитель: Вам на дом было дано задание найти и подготовить отрывки из стихов о природе по временам года.

Учитель: Кто подготовил стихи о лете?

(Ученик читает стихотворение о лете.)

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы.
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

(Ученик читает стихотворение о зиме.)

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

(Ученик читает стихотворение о весне.)

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

(Ученик читает стихотворение об осени.)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.

Учитель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из повести о любви, а дома вы прочитаете этот рассказ до конца.

(Чтение учителем отрывка из повести «Метель».)

«Всё было готово. Через полчаса Маша должна была навсегда покинуть родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; всё казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме все утихло и заснуло. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».

Учитель: Здесь, в Михайловском он снова слушает сказки своей любимой няни. Он записывает их. « Что за прелесть эти сказки!»– с восторгом говорит о них.

Я вам дала задание подготовить дома отрывок из сказки Пушкина и инсценировать его.

(Ученики инсценируют отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Викторина:

  1. В какой сказке А.С.Пушкина герой разговаривает с месяцем, ветром?
  2. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка золотого петушка?
  3. Скажите, к какой сказке относится данная иллюстрация? Что это за эпизод?
  4. Из какой сказки эти строки: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года».
  5. Из какого произведения эти строки:
        «У лукоморья дуб зеленый
        Златая цепь на дубе том.
        И днем и ночью кот ученый
        Все ходит по цепи кругом».
  6. Прочитайте строки из сказки, к которой относится этот рисунок?
  7. Вы нарисовали иллюстрации. Скажите, к каким сказкам они относятся?

Учитель: Зимой, на одном из московских балов, Пушкин знакомится с Натальей Гончаровой. Её необыкновенная красота, юность, романтическая прелесть глубоко взволновали Пушкина. Он полюбил её.

«Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали мои глаза, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она почти моя». « Исполнились мои желанья. Творец Тебя мне ниспослал, тебя моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец».

Много стихов Пушкин посвятил своей жене. Какие прекрасные стихи у поэта о любви, о настоящей любви. Многие из этих стихотворений положены на музыку.

Учитель: Сейчас мы прослушаем романс на стихи Пушкина.

Последние годы жизни Пушкина отмечены обостряющейся враждебностью окружающего его общества – это тайный полицейский надзор, язвительная недоброжелательность, едкие намеки, злобный шепот, а полученное анонимное письмо, в котором обвиняли его жену в измене – всё это переполнило чашу терпения и он вызывает обидчика на дуэль.

Учитель: Как вы думаете, какое стихотворение стало итогом его творчества, его завещанием потомкам?

Ученики: Это стихотворение «Памятник»

(Ученик читает стихотворение «Памятник».)

Учитель: Вот и заканчивается наша встреча с Пушкиным. Встреча заканчивается, а великий поэт остаётся с нами до конца нашей жизни. Спасибо ему за то, что он учит нас добрым чувствам. Сейчас вы в таком возрасте, когда приходится чаще задумываться о смысле жизни. Почему одни люди оставляют после себя добрую память на века, а другие уходят бесследно. Ответ на этот вопрос тоже можно найти у Пушкина. Только трудолюбивые люди, которые без остатка отдают себя любимому делу, оставляют след на земле. Он учит любить свою Родину, быть её патриотами.

Читайте Пушкина, и вы прекрасным образом воспитаете в себе человека. Прислушаемся к этому совету, ведь быть Человеком с большой буквы – это главное на земле.

III. Подведение итогов урока