Топографические знаки, чтение географических карт и спортивного ориентирования, определение расстояния на карте

Разделы: География, Коррекционная педагогика


Урок разработан для занятий по программе «Активный туризм» с детьми с ограниченными жизненными возможностями с диагнозом «олигофрения». У данных воспитанников «олигофрения» имеет различную степень: от легкой до имбецильной с сопутствующими заболеваниями, такими, как: ДЦП, недоразвитие верхних и нижних конечностей и т.д.

Все воспитанники занимаются туризмом при МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Уфы Республики Башкортостан с педагогом дополнительного образования Чернышевой Ольгой Геннадиевной.

План-конспект может быть использован на уроке географии или математики в игровой форме.

Цель: формирование знаний и умений чтения карт.

Задачи:

Обучающие:

  • систематизация и закрепление материала «топознаки».
  • научить различать особенности изображения местности на географических картах и картах для спортивного ориентирования.
  • научить читать карты с помощью топознаков, расстояния на картах.

Развивающие:

  • научить определять расстояния на карте с помощью нитки, линейки и М.

Воспитывающие:

  • формировать умение работать в паре.
  • формировать умение ориентироваться по карте.

План:

1. Организационная часть (2 мин)
2. Основная часть (20 мин)

  • повторение пройденного материала «топознаки»
  • изучение нового материала и чтение географических карт и карт спортивного ориентирования, определение расстояния на карте»

3. Практическое занятие: определение расстояния на карте с помощью линейки и ниток с учетом М маштаба. (10 мин).
4. Подведение итогов. Анализ уроков (2–3 мин).

Занятия проводятся с перерывом 10 мин через каждые 20 мин.

Оборудование педагога:

  • карты географические.
  • карты для спортивного ориентирования.
  • карточки с топографическими знаками.
  • доска классная.

Оборудование воспитанников:

  • катушка ниток.
  • линейки.
  • листы бумаги.
  • ручки, карандаши.
  • калькуляторы

Оформление доски: тема урока, схема реки и шоссе, метрическая система меры длины.

Тип занятия: беседа, познавательное занятие.

Место проведения: класс

Возраст детей: 7–8 класс.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами займемся чтением, но читать мы будем не книги, а карты. Какие карты бывают? (Игральные, географические, спортивные карты для ориентировщиков).

– Но для того, чтобы научиться «читать» карты, мы с вами должны повторить топознаки. Что такое топографические знаки? Это специальные условные знаки, которыми на топографических картах изображаются все предметы местности. Давайте повторим топознаки, которые мы проходили на прошлом занятии.

(Повторение топознаков по карточкам.(3-4 мин)).

– Молодцы, теперь мы должны с вами разобраться, в чем же разница между изображением местности на географических картах и картах спортивного ориентирования.

Географическая карта – это мелкомасштабное изображение земной поверхности или это плоские, сильно уменьшенные изображения больших частей земной поверхности.

Карта спортивного ориентирования – это карта с точным отображением данной местности с повышенным уровнем детализации местности, где проходят соревнования.

– Так чем же отличаются карты: географическая от спортивной? (Спортивная карта – более подробная данной местности, где проходят соревнования. Географическая карта – охватывает более большую площадь.)

– Правильно, на спортивной карте будет более подробно показана местность, а это значит то все тропинки, развилки, ямки, небольшие бугорки также будут отображены на карте. На географической карте будет отображена та же местность, но без таких подробностей.

Топознаки на географической и спортивной карте очень похожи. Давайте попробуем сравнить карты, и вы мне скажите, что у них общего. (Изображение водоемов – голубой цвет, лес – зеленый, возвышенности – коричневого цвета и т.д.). Найдите мне, пожалуйста, и нарисуйте топознаки, изображенные на географической карте. У вас время – 3 мин. (работа с картами: воспитанники рисуют на листочках бумаги топознаки и считают количество).

Теперь давайте пройдемся по карте для спортивного ориентирования и попробуем найти как можно больше топознаков за 3 минуты. (Работа с картами: воспитанники рисуют на листочках бумаги топознаки и считают количество.)

– Молодцы! А теперь покажите мне, пожалуйста, где у вас на географической карте и на спортивной карте лес, возвышенность, микроямы, отдельно стоящее дерево, тропу, шоссейную дорогу. Обратите внимание, что на географической карте нет ни дорог, ни троп, ни отдельно стоящего дерева. Почему? (Потому что географическая карта охватывает более большую площадь и на ней невозможно изобразить мелкие ориентиры. А карты для ориентирования охватывают определенную местность с более точной привязкой к местности.) Я вижу, что с заданием вы справились. Но мы с вами не только участвуем в соревнованиях по парковому ориентированию, но и ходим в походы, сплавляемся по рекам. Как вы думаете, должны мы знать с вами пройденное расстояние? А как же нам определить это расстояние? Ребята, вы все заметили, что на карте всегда в углу обозначена буква М. Что М обозначает?..... – Что такое масштаб? Масштаб – это степень уменьшения местности при изображении на карте. То есть мы же не можем изобразить 1 км местности на листочке бумаги, размером в тетрадный лист. Или можем? А как?......– Правильно, мы уменьшаем этот 1км до 1см или мм. Допустим, 1км мы с вами нарисуем на клеточке размером в 1 см, то масштаб у нас с вами будет 1:1000000.такую цифру мы с вами увидим на карте рядом с обозначением М. А как вы думаете, какой масштаб меньше – 1:20000 или 1:1000000. Если хорошо подумать, то мы с вами увидим, что М 1: 20000 это значит, что в 1см карты 200 м местности, а в М 1:1000000 в 1см карте 1км. Какой масштаб будет более подробным? Почему?

– Да, крупный масштаб дает более подробную информацию местности. А как мы с вами можем рассчитать расстояние по карте? Линейное расстояние дороги мы можем измерить от точки А до точки Б линейкой, полученное расстояние умножить на М, но необходимо следить, чтобы меры измерения совпадали, т.е. мм с мм, см с см, если разные меры измерения (см и мм), то их необходимо привести к одинаковым измерениям (см и см), потом полученный результат перевести в км. Сколько см в 1 км? В 1км 1 000 000см, давайте попробуем измерить расстояние, которое нам необходимо пройти до реки, откуда мы с вами будем сплавляться. (Практическое занятие: один из воспитанников выходит к доске и измеряет линейкой определенный участок дороги, остальные работают со своими картами. Определяем расстояние с учетом М).

– Ребята, у вас хорошо получается, и мы с вами знаем, сколько нам добираться до реки от автобуса, который нас привез, но к реке подъехать не смог. А теперь мы с вами плывем на катамаранах. Знаем точку отправления и точку прибытия. Сколько же км мы проплыли? Как узнаем?.. Хорошо, но река не течет прямо, она все время поворачивает то налево, то направо. Для этого мы берем нитку, конец нитки ставим на точку А и повторяем все повороты реки ниткой до точки Б, полученный отрезок нитки измеряем на линейке, переводим в единую систему меры, умножаем на масштаб (М), переводим в км, получаем пройденный путь. Давайте попробуем это сделать самостоятельно. (Ребята пробуют самостоятельно измерить расстояние по реке от т. А до т. Б и определить истинное расстояние с учетом М).

– Молодцы. Сегодня вы научились определять пройденное вами расстояние по карте, также вы научились читать карту, а это значит, вы не заблудитесь в лесу, если вы еще будете знать, как определять стороны света с компасом и без компаса, а также находить азимуты. Но это мы с вами будем проходить на следующих занятиях.

Используемая литература:

  1. Фалевский С.В. Основы спортивного ориентирования. Пособие для начинающих спортсменов. – Киров, 1988.
  2. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М., 2001.
  3. Клименко А.И. Карта и компас – мои друзья. – М., 1973.
  4. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география учебник для 6 кл., 1999.
  5. Бабенко С. Учебник выживания. Спецназ. ГРУ. – М.: ЗКСМО, 2008.