Урок "Атмосфера, ее строение и изучение". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Дидактическая цель: способствовать осознанию и осмыслению учащимися блока новой учебной информации по данной теме

Тип урока: изучение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения

Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал

Цели по содержанию:

  • Образовательная: Дать представление об атмосфере как воздушной оболочке Земли; добиться понимания и усвоения понятий «атмосфера», «стратосфера», «тропосфера», «верхние слои атмосферы».
  • Развивающая: Продолжить формирование умения характеризовать оболочки Земли по плану;
  • Воспитательная: В ходе учебного занятия воспитывать географическую культуру учащихся, развивать интерес к предмету.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

В работе используется презентация (Приложение 1).

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

1. Оргмомент

Проверяет готовность класса к уроку, приветствует ребят

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

-

2. Актуализация знаний

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение природных особенностей нашей планеты. Кроме Земли в состав земной группы еще входят Меркурий, Венера, Марс. Давайте вспомним их характеристики по таблице:

Планеты

Температура воздуха у поверхности

Наличие воды

Наличие жизни

1. Меркурий

+400

-

-

2. Венера

+500

-

-

3. Земля

Изменяется по географическим широтам

+

+

4. Марс

-70

-

-

Итак, все 4 планеты входят в состав одной группы, но только на Земле есть жизнь. Чем это можно объяснить? Какие у вас будут предположения?

Так ли это на самом деле мы узнаем сегодня на уроке при изучении темы «Атмосфера, ее строение и изучение». Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Ребята, у меня к вам вопрос, что значит изучить оболочку Земли?

План:

  1. Название оболочки.
  2. Какими веществами сложена.
  3. Толщина оболочки.
  4. Составные части.
  5. Значение оболочки.
  6. Изучение оболочки.

Вспоминают материал по курсу природоведения 5 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают предположение, что причина – наличие атмосферы

 

Записывают в тетрадь число и тему урока

Отвечают на вопрос – называют пункты плана для характеристики оболочки.

№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2

 

 

 

 

№3

3. Целеполагание и мотивация.

Вот эти пункты плана и будут нашими главными направлениями работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только на последующих уроках географии, но и в повседневной жизни, так как вопрос о погоде нас волнует каждый день. А погода формируется как раз в атмосфере.

Настраиваются на урок.

 

4. Изучение нового материала

Ну, а знакомство с атмосферой мы начнем с краткой исторической справки. О том, когда она появилась  и кто первым ввел это понятие в науку, расскажет нам …(опережающее домашнее задание).

Из этого рассказа нам есть что записать в тетрадь.

А что же такое атмосфера? Над этим вопросом вы ребята должны были поработать в читальном зале библиотеки со словарями, что же у вас получилось? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

Воздух, как известно, это смесь газов. Из каких газов он состоит, вы изучали на уроках природоведения, давайте вспомним. Все, что вы мне назвали, можно изобразить в виде круговой диаграммы. Перенесите эти данные себе в тетрадь.

Рассказ учителя о строении атмосферы по схеме.

 

Музыкальная пауза: давайте немного отдохнем и представим себе, что вы белое, пушистое облако, которое медленно и плавно плывет по небу (звучит музыка). (Приложение 3)

Ребята, давайте вернемся к плану характеристики, что у нас еще осталось не изученным?

Чтобы определить значение атмосферы, мы с вами поработаем в группах. Каждая группа получает карточки с текстом, выдержками из статей и т.д – ваша задача – на основе этого сделать вывод о значении атмосферы (время – 5 мин.).

Итак, что у вас получилось? Результаты работы перенесем в тетрадь.

 

А теперь, ребята, давайте вернемся к тому предположению, которое мы выдвинули в начале урока.

 

К таким выводам люди пришли не сразу, а в ходе длительных изучений атмосферы. (Рассказ учителя об изучении атмосферы с демонстрацией приборов).

 

Результаты этих наблюдений мы видим с вами часто на экранах наших телевизоров, как прогноз погоды.

Слушают краткую историческую справку и записывают информацию в тетрадь.

Дают определения атмосферы и записывают его в тетрадь.

Называют состав атмосферы, записывают данные в тетрадь.

Слушают учителя, переносят схему себе в тетрадь.

 

 

Называют не  изученные пункты плана.

 

Работают в группах.

 

Сообщают результаты работы и записывают их в тетрадь.

Доказывают, что предположение верное.

Слушают учителя, записывают названия приборов в тетрадь.

№4

 

 

 

№5

 

 

№6

 

 

№7

 

 

№8

 

№9

 

 

№10

 

№11,12

5. Закрепление

Работа в парах за партой (рассказать материал урока друг другу, используя опорный конспект в тетради).

Работают в парах за партой.

 

6. Рефлексия

А теперь я попрошу поднять руку тех, кто доволен ответом своего соседа по парте.

А чтобы оценить, насколько каждый из вас успешно поработал на уроке, возьмите карточки, которые лежат на ваших столах и поставьте себе на каждый пункт «+» или «-».

А теперь я попрошу свернуть вашу карточку в трубочку и отправить мне по воздушному океану привет по бутылочной почте. (перед учениками 2 сосуда с разными смайликами – на одном улыбка, на другом огорчение).

Тот, кто считает, что у него все получилось и он доволен своей работой на уроке, отправляет мне привет вот в этом сосуде (смайлик с улыбкой), ну, а тот, кто не смог найти ответы на все вопросы и что-то осталось непонятным, я попрошу отпустить свой привет вот в этот сосуд (смайлик – огорчение). (Приложение 4)

Оценивают ответы друг друга.

Оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

Отправляют привет по бутылочной почте.

 

 

 

 

 

 

№13

7. Домашнее задание

Параграф 35 на пересказ – «3»

Стр. 108 (ответить на вопросы) – «4»

Решить задачу – «5» (раздаточный материал) (Приложение 2)

Записывают домашнее задание

№14