Урок чтения и развития речи коррекционной школы VIII-го вида по теме "Биография М.Ю. Лермонтова". 9-й класс

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика

Класс: 9


Цель:

Расширение знаний о жизни и творчестве поэта.

Развитие устной, анализирующей функции речи.

Воспитание чувства патриотизма, активной жизненной позиции.

Оборудование: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы –составители А. К. Аксенова, М. И. Шишкова. М. “Просвещение” 2006г. Презентация, портреты М. Лермонтова, В. Лопухиной.

Эпиграф:

Нет,я не Байрон,я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром,
странник,
Но только с русскою душой…
(М. Ю. Лермонтов)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

У каждого ученика на парте карточка с портретами А. Пушкина и М. Лермонтова.

-Ребята, перед вами 2 великих писателя. Назовите их.

-Объясните значение слова преемник. (продолжатель)

-Ребята, кто из этих писателей является преемником другого? Проведите стрелочку от одного портрета писателя к другому, тому, кто является преемником.

-Лермонтов-достойный преемник Пушкина. Так же как и у Пушкина судьбы родины и народа были основным содержанием его творчества. Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек в годы, наступившие после восстания декабристов, надежды на отмену крепостного права не сбылись. Лучшие люди России оказались в ссылке. Пришло время разочарования и неверия.

-Мы с вами знакомились с биографией Лермонтова?

-Что вы можете сказать о нем?

-Какие произведения Лермонтова вы знаете?

4. Сообщение темы урока.

( показ презентации)

-Дети, сегодня мы с вами вновь будем знакомиться с биографией поэта, но только углубленно.

-Ребята, посмотрите на нашу доску. Перед нами великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот как он сам о себе сказал:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром,
странник,
Но только с русскою душой…

-Байрон-это известный английский поэт-романтик 19 века.

-Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь на 15 октября 1814 года в Москве. (1 слайд (см. презентацию)) Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Е. А. Арсеньевой - село Тарханы Пензенской губернии (ныне село Лермонтово). (слайд 2)

Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного богатого дворянского рода. (слайд 3)

Смутно помнил Михаил Юрьевич ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, оставив сиротой трехлетнего сына. Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его. Юрий Петрович после смерти жены покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. (слайд 4)

Бабушка не жалела средств на воспитание внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы.

До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка 3 раза возила его на воды Кавказа (нынешний Пятигорск). Здесь он увидел обычаи горцев, картины кавказкой жизни и всей душой полюбил Кавказ. (слайд 5)

Лермонтов получил прекрасное образование: изучал общеобразовательные предметы, иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу. (слайд 6)

В 1827году бабушка переехала из Тархан в Москву, т. к. нужно было подумать о школьном образовании Михаила. Его стали готовить в университетский благородный пансион.

Осенью 1828 года Лермонтов принят в 4 класс Московского университетского благородного пансиона. (слайд 7)

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет. (слайд 8)

Лермонтов, блестяще проучившись несколько лет, уходит из университета. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, сочинял музыку, рисовал, писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. (слайд 9) Он был великолепно образован, начитан, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Но поэтический дар совершенствовал упорным трудом.

В конце 2 года обучения из-за участия в студенческом бунте Михаилу Юрьевичу пришлось покинуть университет. Он уезжает с бабушкой в Петербург и поступает в Петербургскую военную школу. (слайд 10)В этой школе на поэзию времени нет, сочинительство не поощряется, царила строгая дисциплина, книг, кроме учебников, читать запрещалось. Но в этих условиях Лермонтов продолжает писать (тайком).

27 января 1837 года произошла дуэль Пушкина и Дантеса. Пушкин был смертельно ранен. Весть быстро разнеслась по Петербургу. Это потрясло Лермонтова. На следующий день он написал стихотворение “Смерть поэта”. Стихотворение в тысячах списков быстро распространилась по Петербургу, затем по всей России. После его написания поэт был арестован и выслан в действующую армию на Кавказ. (слайд 11 )

Жизнь М. Ю. Лермонтова обрывается трагически. 27 июля 1814 года Лермонтов погибает на дуэли с Мартыновым. Современники понимали, что дуэль была не просто дуэлью, а политическим убийством.

-Ребята, какое впечатление сложилось у вас о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

-Можно ли его назвать патриотом Родины?

-Поэт-гражданин, Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, он желал счастья своей стране. Любить родину в представлении Лермонтова значило бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к родине- тема многих стихотворений Лермонтова (“Бородино”, “Два великана”, “Парус” и т. д)

5. Закрепление изученного.

-Ребята, а теперь мы обратимся к странице учебника, самостоятельно прочитаем ее, и ответим на вопрос, какие эпизоды из жизни М. Лермонтова не отражены в нашей презентации? Перескажите их. (воспоминание А.К. Шан-Гирея, первая любовь поэта).

На доске вывешивается портрет Вареньки Лопухиной.

-Перед вами портрет Вареньки Лопухиной, которую любил поэт и посвящал ей стихи.

-А теперь, давайте составим план биографии Михаила Юрьевича Лермонтова по статье учебника.

Одни ребята (сильная группа) работает над составлением плана самостоятельно. Другим ребятам раздаются карточки с нарушением последовательности в биографии пунктов плана. Задача: определить последовательность биографических событий.

- Ребята, работаем самостоятельно, а потом сверим с моим планом. (слайд 12)

План.

1. Детство поэта.

2. Обучение в Московском университете и первая любовь поэта.

3. Военная школа.

4. “Смерть поэта”.

5. Ссыска на Кавказ.

6. Дуэль

7. Отличительная черта творчества Пушкина и Лермонтова.

Обобщение.

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Что привлекло в биографии поэта?

Что понравилось? Почему Лермонтов называет себя в стихотворении “гонимым странником”?

Какие моменты в биографии вызвали затруднения?

Итог урока

Д/з.

1)Пересказ биографии М. Лермонтова по плану.

2)Для слабых учащихся – прочитать по учебнику биографию Лермонтова, и пересказать любой понравившийся эпизод из жизни поэта.