Рисование с детьми 5–7 лет "Путешествие в космос" в нетрадиционной технике "граттаж"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дидактическое обоснование занятия

Тема занятия

“Путешествие в космос”

Тип, вид занятия

Обучающее. Игра – фантазирование.

Задачи

Уточнить и расширить знания детей о космосе. Познакомить детей с техникой рисования “граттаж”. Упражнять рисовать звёзды, космические корабли различной конфигурации, летающие объекты.

Развивать умение самостоятельно находить выход из проблемной ситуации при помощи эксперимента. Развивать слуховое и зрительное восприятие, фантазию, творчество. Развивать межличностное общение, способность к обмену переживаниями, коммуникативные способности.

Воспитывать у детей активность, самостоятельность, умение работать в коллективе, анализировать свои работы и работы товарищей.

Создать ситуацию успеха каждому ребёнку. Формировать у детей положительной самооценки своей деятельности.

Методы обучения

Репродуктивные: объяснительно-иллюстративный

Продуктивные: частично-поисковый, игровой метод, психолого-педагогическая поддержка.

Формы организации

Фронтальная. Коллективная. Индивидуальная.

Средства обучения

Ватман с восковым покрытием (лист-пазл), бумага с восковым покрытием маленького размера, набор стеков, кисти, акварельные краски, фломастеры, карандаши, восковые мелки, влажные салфетки для вытирания рук, клеёнка, иллюстративный материал, образцы для рисования, энциклопедии, аудиозапись “Гармония космоса” (приложение 1), магнитофон.
Часть занятия Содержание занятия Деятельность педагога Деятельность детей Средства Формы организации Результат

Знакомство

Упражнение “Пирамида” (Рисунок 1) Предлагает детям построить пирамиду из рук и сказать как зовут участников и с каким настроением дети пришли на занятие

-Меня зовут Елена Александровна, у меня жизнерадостное, солнечное настроение.

Принимают предложение педагога, высказываются   Коллективная Эмоциональный настрой детей, установление контакта педагога с детьми

Организационно – мотивационная

Краткая беседа для выявления знаний детей о космосе -Вы хотели бы побывать в космосе?

-А что можно увидеть в космосе?

Отвечают на вопросы педагога, высказывают предположения Иллюстративный материал (оформление группы) Коллективная Активизация знаний детей о космосе.

Интерес к предстоящей деятельности.

  Игровой момент “Слепая цепочка” (Рисунок 2) - Давайте немного пофантазируем и попробуем совершить космический полёт. Космос – это огромное пространство и время там летит незаметно, и чтобы не потеряться в космосе надо взяться за руки, закрыть глаза и довериться другу.

Педагог ведёт за собой детей по группе.

Предлагает нарисовать то, что каждый увидел в космосе и показать другим детям, родителям.

Принимают предложение педагога.

Берутся за руки, закрывают глаза и идут друг за другом.

Музыка “Гармония космоса”.   Эмоциональный настрой, чувство единства. Физическое раскрепощение.

Поисково - практическая

Сюрпризный момент:

Подарок космонавта

Эксперимент

Проблема: не знаем чем и как рисовать

Задача: найти подходящий изобразительный инструмент

От имени космонавта передаёт детям необычную бумагу.

Предлагает провести эксперимент: попробовать на маленьких листочках порисовать различными изобразительными средствами.

 

Обследуют бумагу, высказывают свои впечатления.

Принимают проблемную ситуацию, ищут пути решения.

Ватман с восковым покрытием, разрезанный на несколько частей (пазл); различный изобразительный материал; набор стеков Коллективная Активизация мышления.

Умение работать в коллективе, проявлять взаимовыручку.

Принятие и решение проблемной ситуации.

 

  Даёт название способу рисования – граттаж. Уточняет правила пользования стеками Пробуют на листочках получение различных линий, устанавливают взаимосвязь полученных линий от толщины стека     Подтверждение полученного результата, повышение самооценки детей.

творческая

Творческая задача:

Заполнить свой лист-пазл космическими объектами для составления коллективной работы “Космос”

Дифференциация: предложить затрудняющимся детям образы рисования звёзд, космических кораблей, космонавтов (Рисунок 3)

Ситуация выбора: предлагает выбрать себе лист-пазл (разная форма, размер) исходя из желания и оценки собственных сил.

Обращает внимание детей на образцы, иллюстрации, энциклопедии – возможность найти подсказку при затруднениях в изображении космических объектов.

Словесные поощрения, педагогическая поддержка.

По ходу деятельности педагог дополняет знания детей о космосе.

Выбирают лист-пазл.

Самостоятельная работа.

Клеёнка, набор стеков; образцы, энциклопедии, иллюстрации на тему “космос”

Музыка “Гармония космоса”

Коллективная, индивидуальная Создание предпосылок для ситуации успеха каждого ребёнка.

Творческая самостоятельность

Расширение знаний о космосе.

Анализ занятия

Создание коллективной работы

(Рисунок 4, Рисунок 5)

Предложить собрать части пазла и посмотреть, что получилось. Отметить, что каждый выполнял свою часть работы и в итоге получилась большая картина, космическое пространство. Собирают пазл, делятся впечатлением от результата.   Коллективная Создание ситуации успеха каждого ребёнка.

Формирование у детей положительной самооценки своей деятельности и деятельности товарищей, способность к анализу.

Рефлексия -Понравилось вам наше занятие?

-А что понравилось, запомнилось больше всего?

-А что было сегодня трудным для вас?

-Вы чему-нибудь новому научились на этом занятии?

-Чья работа вам понравилась, почему?

Высказываются, анализируют свою деятельность.      

Прощание

Упражнение “Пирамида” Предлагает снова построить пирамиду и сказать изменилось ли настроение участников и почему. “Строят” пирамиду, высказываются.   Коллективная Завершение занятия с положительными эмоциями.