Деление многозначных чисел на двузначное. Решение задач. Программа "Гармония". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели: закреплять навыки деления многозначных чисел; навыки прикидки результата деления многозначных чисел на двузначное число; совершенствовать умение решать задачи; развивать логическое и творческое мышление; формировать бережное отношение к природе родного края.

Ход урока

I. Мотивационный момент.

II. Устный счет. Постановка целей и задач

– Ребята, вы знаете, что Забайкалье называют солнечным. Солнышко приготовило нам загадку.

Расставьте лепестки на свои места и узнаете, какое слово зашифровано. (На обратной стороне лепестков записаны примеры, решив которые дети переворачивают лепесток и ставят его на место.)

16583 : 23
18504 : 12
53680 : 61
58652 : 31
20856 : 22
142072 : 43
47971 : 11
78232 : 22

– Итак, получили слово...

– Верно, экология. Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Закреплять умение делить на двузначное число и говорить об экологии.)

– Не просто об экологии, а об экологии Забайкальского края. Решите задачу.

Площадь Шилкинского заказника равна 54 300 га, площадь Буркальского заказника – 171 500 га. На сколько гектаров площадь Шилкинского заказника меньше?

В 2003 году на территории Шелопугинского района Забайкальского края выгорело 12 000 га лесных массивов. В 2004 году в том же районе лесов сгорело в 4 раза меньше. Сколько гектаров леса выгорело в 2004 году на территории Шелопугинского района?

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 36 т пыли, а такой же лиственный лес на 15т больше. Сколько тонн пыли отфильтровывает лиственный лес? А лиственный и хвойный вместе7

III. Работа по теме урока

1. Выполнение задания № 258 (а, б, в).

– Наложите прозрачный лист на страницу учебника и самостоятельно сравните выражения, не вычисляя их значений.

– Объясните, как рассуждали, выполняя задание a).

а) 5887 : 7 … 5880 : 8

Используя способ прикидки результата деления, определяем количество цифр в частном.

Так как в правом и в левом выражениях частное – трехзначное число, то необходимо узнать первую цифру частного.

Найдите значения каждого выражения, выполнив деление уголком.

I вариант – б)
II вариант – в)

На доске карточки с ответами, если вы выполнили решение правильно, то на обратной стороне карточки найдете изображение растений, занесенных в Красную книгу Читинской области.

20465 237065 36000 36001 26000 36010
Эдельвейс

Лилия

Пион

Абрикос Сибирский

   

Лесные пожары и технический прогресс оказывает негативное антропогенное воздействие на природу. Резко сокращается численность некоторых видов растений и животных Забайкалья. Как можно избежать исчезновения лесных массивов?

2. Решите задачу:
600 кг макулатуры спасают от вырубки 10 деревьев, которые росли 50–80 лет. Сколько деревьев спасут от вырубки 120 кг макулатуры?

Решите задачу разными способами.

3. Анализ и решение задачи:
Нарисуйте схему, она поможет вам решить задачу.

Косуля – самый массовый вид из семейства оленьих, обитает во всех районах Читинской области. Численность косуль относительно стабильна, но в степных, безлесных районах численность ее не велика. По Читинской области численность косули в 2 раза меньше, чем по соседней Амурской. Сколько особей косули обитает на территории Читинской области? В Амурской области? Если всего насчитывается 90 000 особей на территории двух областей.

IV. Закрепление пройденного материала

Самостоятельная работа в ТПО № 1 с. 78 № 138 в)

Проверка будет проходить так. Вы должны выбрать одно животное, чьё название видите на карточке. Если правильно выберете , то на обратной стороне увидите ответ.

  • Проверкой для первого примера послужит животное, которое в большей части живет на Дальнем Востоке, но иногда заходит и в Забайкалье. (Амурский тигр.)
  • Второй пример поможет проверить животное, впадающее в зимнюю спячку. (Бурундук.)
  • Для третьего помощника характерны сезонные кочевки. (Косуля.)
  • Четвертый помощник очень колюч. (Даурский ёж.)

V. Итог урока. Рефлексия.

VI. Домашнее задание

ТПО с 78 № 138 а),б), учебник с. 86 № 260

Литература:

  1. Забайкальский край языком математики: сборник текстовых задач по математике/ сост. А. А. Борисенко. – Чита: ЧИПКРО, 2008
  2. Диск издат-ва «Учитель» Математика Поурочные планы Программа «Гармония»