Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова.
Задачи:
- Отрабатывать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях.
- Развивать устную монологическую и диалогическую речь; умение высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга.
- Развивать познавательный и читательский интерес к произведениям осетинского народа.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине, ее народным традициям, литературе, искусству; на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.
Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:
- найти и прочитать материал о жизни и творчестве К.Л.Хетагурова (класс разделить на 2 команды и выдать задания);
- сделать рисунки к произведениям, которые больше всего понравились;
- организовать заочную экскурсию в музей К.Хетагурова;
- подготовить инсценировку, выучить стихотворения;
- приготовить любимое блюдо поэта.
Оборудование и оформление:
- Выставка книг – произведений К.Л.Хетагурова.
- Вставка картин поэта-художника.
- Выставка рисунков учащихся.
- Макет музея К.Л.Хетагурова (от каждой команды).
- Высказывания известных людей о творчестве К. Хетагурова и его крылатые фразы (афоризмы) на крупных карточках.
- Костюмы для инсценирования.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
На партах у детей: книги с произведениями К.Л. Хетагурова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс разделен на 2 команды. Жюри – учителя (оценивают после каждого конкурса).
II. Сообщение темы и целей урока.
Звучат слова
“Весь мир – мой храм,
Любовь – моя святыня,
Вселенная – отечество мое”.
(Приложение.) (Слайд 1)
– Кто знает, чьи это слова?
– Посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте тему нашего урока.
– Вы все знаете, что наш народ гордится своим великим поэтом Коста Левановичем Хетагуровым – основоположником осетинской литературы – и готовится к празднованию его юбилея. Вот и мы с вами сегодня отправимся по жизненным дорогам этого великого поэта, окунемся в мир его поэзии, рассмотрим редкие грани его таланта.
III. Основная часть урока.
1. Учитель: Итак, вступительное слово каждой команды.
Чтец 1:
Я была девчонкой – первоклассницей,
И казалось мне – какая разница,
Чье стихотворенье в этой книжке,
Вот прочту и побегу к мальчишкам:
Мне суровость их мужская нравилась,
Ну и я от слез почти избавилась.
Я читала. Проплывали строки о вдове,
О бедности глубокой,
О котле с похлебкой из камней,
О голодных детях рядом с ней.
Я читала. И душа ребячья
Удержаться не могла от плача.
Мне тогда, ах, как хотелось страстно
Теплым хлебом саклю их украсить…
Помню, вас, мои друзья-мальчишки,
Променяла я тогда на книжки.
Сколько лет прошло! Но неспроста!
Имя мне запомнилось – Коста!
Чтец 2: Действительно, сколько лет прошло, но имя Коста живет. И сегодня мы опять возвращаемся уж который раз к тому, что трогает нас до глубины души, что заставляет восхищаться поэтическим словом произведений Коста! Кто он Коста? И поэт – лирик, и художник, и драматург, и публицист, и редактор, и поэт-песенник, и прозаик, и сказочник, и баснописец! (Слайд 2)
(Оценка жюри.)
2. Жизнь и творчество К.Л.Хетагурова.
Чтец 3: Константин Леванович Хетагуров – выдающийся поэт и художник, великий сын осетинского народа. Он родился 153 года назад в Осетии, в селении Нар. Когда мальчику не было и двух месяцев, умерла мать. Добрая соседка взяла дитя к себе, стала ему второй матерью. Их каменная хижина – сакля стояла на крутом берегу горной речки, кругом возвышались черные скалы, по склонам гор рос дремучий лес. Тучи опускались прямо на плоские крыши аула. Зимой ущелья заносило снегом, и ни пройти, ни проехать было по дорогам. Вечерами у дымного очага мать рассказывала детям сказки о добрых богатырях-нартах. И зима уже не казалась такой бесконечной, вся семья с надеждой ждала весну... (Слайд 3)
Чтец 4: Добрым мальчиком рос Коста, охотно помогал в домашних делах. С наступлением весны ходил в школу. Он любил учиться, хорошо рисовал. Часто, когда не было бумагц, рисовал углем на доске. Смолоду Коста начал сочинять стихи о суровых и прекрасных горах, о трудной жизни соседей – бедняков, об их бедах и надеждах. Горцы запоминали их, пересказывали, пели как песни. До сих пор самая высокая похвала на родине поэта – “сказал, как Коста”. Коста Хетагуров очень рано понял, что человек не может быть счастлив, если его угнетают князья и помещики – алдары, притесняют чиновники царя. На всю жизнь он остался защитником бедных и угнетенных, хотя царские власти преследовали его, не раз высылали из родной Осетии. Коста Хетагуров написал замечательную книгу стихов, которую назвал “Осетинская лира”. С этой книги началась художественная литература осетинского народа. Когда осетинская мама баюкает малыша, она напевает ему: “А-ло-лай!” Так называется и одно из стихотворений в этом сборнике. С ранних лет, с колыбельных напевов на родине Хетагурова дети знают его стихи. Познакомься с ними и ты. (Слайд 4)
(Оценка жюри.)
3. Конкурс на лучшее выразительное чтение наизусть стихотворений К.Хетагурова.
(Слайд 5–11) (На выбор.)
(Оценка жюри.)
4. Путешествие по картинной галерее К.Хетагурова-художника.
– Определить название картин. (Слайд 12, 13)
(Рассказы детей о том, почему Коста называют “Леонардо да Винчи осетинского народа”, о героях его картин)
(Оценка жюри)
5. Переведи афоризмы Коста! (Слайд 14)
(Слайд 4)
Будь таким.
(Оценка жюри.)
6. Подведение итогов Конкурса рисунков-иллюстраций к произведениям поэта.
7. Инсценирование.
1-я команда: “Мать сирот”. (Слайд 9)
2-я команда: Басня “Барсук и лиса”.
(Оценка жюри.)
8. Заочное путешествие в музей К.Хетагурова.
1-я команда: Музей в с.Нар. Родина Коста. |
2-я команда: Школьный музей. |
Дети принесли предметы старины, которыми мог пользоваться Коста. Книжки-самоделки.
Поделки: старинные башни. Рисунки.
(Слайды 15–19)
(Оценка жюри.)
9. Конкурс “Любимое блюдо Коста”.
1-я команда: осетинские пироги.
2-я команда: дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой.
10. Подведение итогов.
Приложение 2. Цитаты о Коста Хедагурове.