Урок по теме "Музыкальный импрессионизм как продолжение импрессионизма в живописи". 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цели:

  • познакомиться с музыкальным направлением «Импрессионизм»;
  • сопоставить и найти точки соприкосновения между живописью и музыкой этого направления;
  • убедиться в том, что музыкальное направление «Импрессионизм» не могло бы появиться без импрессионизма в изобразительном искусстве.

Материал для урока:

  • Портреты: Клод Дебюсси Клод Моне.
  • Доска: (в центре) Тема: «Музыкальный импрессионизм, как продолжение импрессионизма в живописи».
  • Парты: тетради.
  • Технические средства: компьютер, проектор, экран, магнитофон, видеомагнитофон.
  • Видеофильм: «Эрмитаж. Импрессионизм».
  • Музыка для слушания: Клод Дебюсси «Арабеск».
  • Презентация «Музыкальный импрессионизм, как продолжение импрессионизма в живописи».

План урока:

Время Название деятельности Ход работы
3 мин.

1 мин.
2 мин.

Вступительная часть

Организационный момент
Объявление темы целей, задач, компетенций.

Музыкальное приветствие
Видеоматериал с выставки импрессионистов и музыкальный фон (Арабеск К. Дебюсси).

37мин.

4

7

2


2
5
5
7
5

Основная часть

Выяснение общих знаний по теме. Фронтальный опрос.

Новая информация

Сравнение живописи, нотного текста, живописи с нотным текстом

Проверка домашнего задания
Слушание музыки
Выяснение формы произведения
Разучивание песни «Облака»
Исполнение песни «Красота спасёт мир»

Импрессионизм.
Фиксирование на доске предлагаемой учащимися информации.

Беседа посетителей этой выставки импрессионистов

Появление направления Импрессионизм в музыке. Его главные характеристики
Слайды. У Дебюсси ноты как бы размазаны, разбросаны по нотному стану. Говоря языком живописи, написано «мазками». Мы не можем понять, где здесь мелодия. Она фрагментальна или вообще отсутствует.
Арабеска
Ноктюрн «Облака»
Дебюсси. Задания перед прослушиванием
Разучивание 1 куплета, работа над чистотой интонации

5 мин. Заключительная часть Обобщение изученного. Подведение итога урока. Объявление оценок, домашнее задание.

Конспект урока:

Музыкальное приветствие «Рада я видеть любимый мой класс».

Учитель: Посмотрите на экран, что изображено?
Ученики: Эйфелева башня.
Учитель: Как вы думаете, о какой стране сегодня пойдёт речь?
Ученики: О Франции.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас во Францию. Мы продолжаем с вами говорить о музыкально-исторических стилях. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке мы прониклись духом Франции 19 века. Духом страны, необычной, очень чувственной и поэтичной, страны, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление, или, как говорят французы - «Impression», от этого безумного-безумного мира.

Объявление темы. Постановка целей, задач, компетенций.

Учитель: Откройте тетради. Запишите тему урока и что такое импрессионизм - в переводе с французского означает «впечатление».

Целью нашего урока будет:

  • познакомиться с музыкальным направлением «Импрессионизм»
  • сопоставить и найти точки соприкосновения между живописью и музыкой этого направления
  • убедиться в том, что музыкальное направление «Импрессионизм» не могло бы появиться без импрессионизма в изобразительном искусстве.

Итогом урока станет то, что

  • вы на основе полученных впечатлений без затруднения сможете отличать стиль импрессионизма от других направлений, как в музыке, так и в живописи
  • уйдете с урока со знанием информации о первом композиторе – импрессионисте.

Учитель: Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. Гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох и стилей. Но я обращаю ваше внимание на две экспозиции.
Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в различных залах? Правильно, потому что это живопись двух различных стилей.

"Девушки у пианино", 1892г. Пьер Огюст Ренуар
"Восхождение Солнца" 1753 г. Буше Франсуа

Отличается манера написания картин, непохожие техники. На картине Франсуа Буше – изящный и ваыразительный контур рисунка. Множество смешанных цветов, плавно переходящихиз одного тона в другой. Буше использует технику « лессировки». Эта картина в стиле РОКОКО. Ренуар на своей картине изображает не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажется нам как бы несколько завуалированной, задымлённой, фантастической. Художники, писавшие такие картины, стали называть себя импрессионистами. А стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм. От французского слова Impression – впечатление.
Ими были: Клод Моне, Вансент Ван Гог, Огюст Ренуар, Эдуард Мане. Запишите в тетради их имена.

Учитель. 1874 год. «Первая выставка анонимного общества художников» Послушаем беседу посетителей этой выставки. Возле картины «Впечатление. Восход солнца» К. Моне.

2) Клод Моне
1) Луи Леруа
3) Клод Дебюсси

1) Но ведь это же поскребки с палитры, брошенные на грязный холст. Тут ничего не разберешь, где начало, где конец, где верх, где низ, где перед, где зад.
2) Пожалуй... но зато есть впечатление.
1) И не мудрено, что выставка этих художественных работ называется АНОНИМНОЙ. Ни один уважающий себя художник не намалюет такого безобразия!
2) Почему же вы это называете безобразием?
1) Да потому что эти странные художники вместо всем понятных, «достойных» сюжетов предлагают зрителям свои собственные «впечатления» от случайно увиденных вещей. Не искусство, а какое-то сплошное ВПЕЧАТЛЕНИЕ! «Impression» – одним словом.
2) А может быть это вид нового искусства – Импрессионизм.
1) Искусство? Ну, уж нет. Не будь я самым известным критиком Парижа – Луи Леруа. (Ученик №1 садится)

Справка: В 1874 году шестидесяти двух летний критик Луи Леруа обладал высокой репутацией в мире французского искусства. Как критик искусства, он пользовался влиянием, особенно потому что легкость его слога привлекала читателей, которым не нравилась тяжеловатая проза многих его коллег.

3) А может Леруа прав? Например, в картинах в стиле РОКОКО все ясно, все понятно, каждая деталь четко прорисована! А здесь? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков. Создается такое ощущение, что картина написана достаточно быстро, и впечатление было мгновенным.
2) А разве это плохо?
3) Да конечно не плохо, но не привычно как-то. В конце концов, могу я узнать автора этой картины под названием «Впечатление. Восход солнца»?
2) Да, конечно! Это я – Клод Моне.

Справка: МОНЕ Клод Оскар (1840-1926) – французский живописец, глава отечественного импрессионизма. В 1874 г. в Париже состоялась выставка, организованная “Анонимным обществом живописцев, художников и граверов”, руководителем, которого являлся К. Моне. После этой выставки, названной по имени его картины «Впечатление. Восход солнца», художники-устроители и получили название «импрессионисты»

(Фамилия художника фиксируется на доске)

2) А можно узнать ваше имя?
3) Я Композитор. И тоже Клод. Клод Дебюсси.

Справка: Клод Дебюсси (Claude Debussy, 1862–1918) — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик Л.Мармонтеля (фортепиано), Э.Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н.Ф.фонМекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901). Дебюсси – основоположник музыкального импрессионизма.

Учитель. К вашим знаниям добавим то, что основоположником импрессионизма в изобразительном искусстве является Клод Моне, а в музыке – Клод Дебюсси.

(Фамилия композитора фиксируется на доске)

Учитель. Как вы уже поняли, музыкальное направление «Импрессионизм» не могло бы появится вообще, если бы не живопись. Поэтому композиторы-импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью. Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, зримость и живописность. Живописность присутствует уже в названиях произведений, «Лунный свет», «Игра воды», «Туманы», «Мёртвые листья» и т.д.

Сравнение живописи, нотного текста, живописи с нотным текстом

Учитель. Я предлагаю сравнить вам нотный текст разных направлений, произведение В.А.Моцарта и произведение К.Дебюсси. В каком направлении сочинял Моцарт? (Классицизм). Обратите внимание на строгость и четкость у Моцарта. Здесь все конкретно. У Дебюсси же ноты как бы размазаны, разбросаны по нотному стану. Говоря языком живописи, написано «мазками». Мы не можем понять, где здесь мелодия. Она фрагментальна или вообще отсутствует.

(Клод Дебюсси «Арабеска". В.-А. Моцарт «Турецкое рондо»)

Учитель: Я бы сравнила эту нотную страницу с картиной импрессиониста Моне.

Клод Моне "Дорожка в саду"
Клод Дебюсси «Арабеска"

Учитель: Вам предстоит прослушать музыкальное произведение Клода Дебюсси «Арабеска». После прослушивания нам необходимо будет сделать несколько выводов. Обратим внимание на название. Вашим домашним заданием было найти значение слова «Арабеск»

Проверка Домашнего задания

Ответы учащихся:

1. Арабеска

Арабеска – в садово-парковом искусстве – цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона. Арабеска образует в своих сочетаниях нарядный узор. Арабески могут входить в состав клумб.

2. Арабески

Арабески, род орнамента в архитектуре и живописи, причудливое сочетание листьев, цветов, животных и орудий, иногда людей и вымышленных фигур, процветали у арабов.

3. Арабеска – жанр инструментальной пьесы, преимущественно для фортепиано, как правило изящного характера, с узорчатой фактурой и богато орнаментированным, «кружевным» мелодическим рисунком.

(Термин фиксируется на доске)

Слушание музыки

Учитель: Смысл названия произведения нам теперь ясен.

Задание перед прослушиванием

Обратить внимание на изменения в темпе и динамике
Определить форму (количество частей)

Комментарии к заданию.

Учитель: Особое внимание я хочу обратить на последнее задание. - Определить форму и количество частей. Во время прослушивания, в тетради помечайте, если слышите начало нового музыкального материала, или повторение уже знакомого музыкального материала.

Прослушивание «Арабеск» К. Дебюсси в записи

Учитель: Мы прослушали с вами произведение Дебюсси , возможно описать характер и темп всего «Арабеска» одним словом. В чем же причина?

Ученики: Произведение делится на несколько частей.

(Вступление часть А часть В часть А окончание – трехчастная форма со вступлением и окончанием)

Учитель: Давайте определим характер музыки каждой части, посмотрите на экран и выберите подходящие слова.

Предлагаемый характер
Нежно, расслабленно, мягко, томно, воздушно, приглушенно, вполголоса, намеками,
Бодро, бойко, величаво, мужественно, смело, ободрено, свободно, взволнованно, решительно, твердо.

Учитель: Это прозвучала музыка в исполнении фортепиано, но у Клода Дебюсси есть много прекрасной оркестровой музыки, например, его знаменитые ноктюрны, которые утвердили Дебюсси как мастера оркестровки и главного импрессиониста в музыке. Сегодня я хочу познакомить вас с ноктюрном «Облака», опубликованным в 1900 г.
Прежде чем прослушать это произведение, посмотрите, у вас на партах лежат листочки
с напечатанными отрывками из литературных произведений, в которых описываются различные облака, давайте их прочитаем.

Чтение литературных отрывков

Учитель: После прослушивания небольшой части из ноктюрна, вы мне ответите, какой отрывок наиболее точно характеризует музыку Дебюсси.

Слушание музыки. (Ответы учеников)

Учитель: Правильно, это отрывок из произведения М.Горького, в котором описываются серые, медленно плывущие облака, величественные и угрюмые. Дебюсси тоже описывал своё произведение как «медленное, торжественное движение облаков», а также «этюд в серых тонах». Посмотрите на экран, какая картина импрессионистов подходит к музыке Дебюсси?
Учитель: Конечно же, та, в которой преобладают серые тона.
Учитель: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?
Ученики: Это был деревянный духовой инструмент.
Учитель: Этот деревянный духовой инструмент называют английский рожок. Он обладает особым тембром в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. В «Облаках» он звучит не то, чтобы холодно, но в его голосе нет земного тепла.
Учитель: Какие инструменты вы ещё слышали в этой пьесе?
Учитель: Правильно, в высоком диапазоне звучат струнные инструменты, флейта и арфа. Что подчёркивают эти инструменты в музыке?
Ученики: Они усиливают ощущение серых, равнодушных облаков, вызывают меланхолию, напоминающую сновидение.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой песней Вадима Егорова, которая тоже называется «Облака». Послушайте и скажите, о каких облаках говорится в ней.

Слушание песни. (Ответы учеников)

Учитель: Эта песня написана в честь памяти школьного выпуска 1941г. В облака превратились души погибших солдат. Сегодня мы разучим 1 куплет песни.

Разучивание песни

Учитель: Сегодня мы окунулись в мир прекрасного и в тоже время необычного искусства, в мир красоты. А, как известно, из слов великого писателя Фёдора Михайловича Достоевского «красота спасёт мир». Давайте споём песню с таким же названием «Красота спасёт мир»

Исполнение песни

Подведение итога урока

Учитель: Подведем итог сегодняшнего урока. Как появилось музыкальное направление «Импрессионизм» и что этому способствовало?
Учащиеся: Свое начало импрессионизм получил в изобразительном искусстве, откуда в 1880-ые годы был перенесен в музыку.
Учитель: Объясните происхождение термина «импрессионизм»
Учащиеся: Термин «импрессионизм» (от фр. Impression – «впечатление») появился в связи с выставкой молодых художников в 1874 г. В Париже. Среди экспонатов была картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца», по которой и стали называть новое направление – сначала с иронией, а потом всерьез – импрессионизмом, т.е. искусством впечатления.
Учитель: Кто из композиторов был основателем музыкального импрессионизма?
Учащиеся: Французский композитор – Клод Дебюсси.
Учитель: Какие характеристики можно дать музыке импрессионизма?
Учащиеся: В музыке импрессионизма передаются мимолётные впечатления,в ней преобладает картинность и красочность. Избегается открытое проявление чувств и пафоса, говорят вполголоса и намеками.
Учитель музыки: Какова роль мелодии в произведениях импрессионистов?
Учащиеся: Мелодия для импрессионистов большой роли не играет, она может быть фрагментальной или вообще отсутствует.
Учитель: На основе каких музыкальных произведений мы знакомились с направлением «импрессионизм» в музыке?
Учащиеся: «Арабеска» Клод Дебюсси, «Облака» Клод Дебюсси.
Учитель: Что означает понятие «Арабеска»?
Учащиеся: «Арабеска» – в садово-парковом искусстве – цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона. Арабеска образует в своих сочетаниях нарядный узор. В узком смысле – орнамент. Рисунок, изображение, арабеска, виньетка, гравюра, заставка, иллюстрация.
Учитель: Импрессионизм это как раз одно из тех направлений, в котором проявляется единство двух видов искусства. И живописи и музыки.

Домашнее задание

Учитель: Следующий урок тоже будет посвящен музыкальному направлению «импрессионизм» мы рассмотрим его на основе произведений еще одного самого яркого представителя импрессионизма – Мориса Равеля. Урок начнем с небольшого письменного опроса по сегодняшней теме, поэтому – будьте готовы. Это первое. А второе задание – найдите значение слова «болеро».

Оценивание

– Урок окончен. До свидания.

Приложение 1