Разработка урока "Путешествие по мировому океану. Свойства вод Мирового океана". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания по «Гидросфере», актуализировать и закрепить знания о свойствах воды;
    • формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой, тестами;
    • повышать интерес к изучаемому предмету;
    • побуждать к поиску новых, дополнительных знаний об изучаемом материке.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление на основе взаимосвязи компонентов природы путем формирования умения делать выводы;
    • развивать творческие навыки учащихся, познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
  • Воспитательные:
    • способствовать экологическому воспитанию, формируя представление о значении воды в природе и жизни человека, воспитывая бережное отношение к ней;
    • воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи;
    • формировать мировоззрение, оценочное суждение.

Учебно-наглядный комплекс: Физическая карта полушарий, учебники, атласы 6 класс, две литровых емкости с водой, соль, мерные ложки, карточки с заданием, мультимедийное оборудование.

Форма: индивидуальная, групповая.

Методы: работа в группах, проблемное изложение, беседа, рассказ, объяснение, игровой метод.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

На доске два эпиграфа:

  • Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных (самых грандиозных геологических) процессов. (В.И.Вернадский)

  • Бесконечный простор дает богатую пищу воображению. В каждой из этих частиц воды, то поднимающихся с испарением к облакам, то проливающихся дождем в море, заключается, быть может, тайна какой-нибудь катастрофы. Как не позавидовать тем пытливым умам, которые умеют выведывать у океана его тайны, подниматься от его вечно идущих вод к небесным высотам! (Жюль Верн)

Учитель: Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”. Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?
Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь “скульптором лика земного”. Привычная “кухня погоды” немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от нее живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет.
Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97 % состоит из воды.… Недаром один из биологов определил жизнь как “одушевленную воду”, а французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде восторженные строки: “Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились… Ты самое большое богатство на свете…”.
– Много ли на Земле воды?
– Чем же интересен этот чудо-минерал, без которого не может существовать жизнь на планете?
– В каких состояниях вода встречается в природе?

Ученики называют состояния воды:

  • Жидкое
  • Твердое
  • газообразное

Реки год за годом отдают воду океану. Но благодаря свойству воды переходить из одного агрегатного состояния в другое, Мировой океан постоянно восполняет через атмосферу убывающие воды суши…
Что же является причиной этого непрекращающегося путешествия воды? Какое небесное тело, нагревая воздух, запускает механизм ее мирового круговорота?..
Под песню из мультфильма появляется мальчик –“Капитошка”. (Капитошка – литературный персонаж, герой мультипликационных фильмов и детских книг. Капитошка – веселая капелька летнего дождя, она несет в себе разноцветье радуги, энергию солнца и живительную силу воды)

Капитошка:

Я веселый, шаловливый,
А еще – трудолюбивый!
Я с небес сюда спустился,
Ведь из тучки я родился.
Буду всюду успевать,
Добрым людям помогать!
Ну-ка, кто воды просил?
Кто здесь жажду ощутил?
Вмиг я всех вас напою,
Силу передам свою,
А работу завершу –
Вновь на небо поспешу…

– О каком процессе идет речь? (По плакату рассказать о Мировом круговороте воды в природе)

– Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.

Капитошка: О воде и разных составляющих частях гидросферы люди сложили много загадок. Угадайте их.

Загадки о воде:

1. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

2. Два коня у меня,
По воде они возят меня,
А вода тверда, словно каменная. (Коньки и лед)

3. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

4. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

5. Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмешь
И домой не принесешь. (Туман)

6. Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок –
Там и нету ничего. (Туман)

3. Изучение нового материала

Учитель: Из каких частей состоит Мировой океан?  (На доске начертить схему)
Давайте вспомним части Мирового океана во время игры «Морской бой».
Все из вас были на море? Какой вкус имеет океаническая вода?
Океаническая вода – это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85% всех растворенных в океанической воде веществ. Поэтому океаническая вода соленая.
Это основное свойство воды, которое называется соленостью.
Соленостью называют количество минеральных веществ, в граммах, растворенных в 1 литре океанической воды.
В литре океанической воды растворено в среднем 35 граммов различных веществ.
Соленость выражают в промилле – тысячных долях числа – и обозначают значком %.
Средняя соленость Мирового океана – 35 %
Пресной считается вода, в литре которой содержится менее 1г. растворенных веществ.

Примеры:

Балтийское море – 6-8%
Красное море – 42%

Изменение солености (%)

с широтой

по океанам

по морям

экватор – 34
тропики – 35,8
умеренные – 33
Тихий – 34,8
Атлантический – 35,5
Индийский – 34,8
Северный Ледовитый – 32
Средиземное – 39
Черное – 18
Красное – 42
Баренцево – 35
Карское – 10

Опыт «Морские волшебники»

На парте стоят стеклянные емкости, содержащие литр водопроводной воды, соль и мерные стаканчики для относительно точного дозирования сыпучих веществ.
Задание: отмерить мерными стаканчиками и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае 8г. соли, а во втором – 35 г.
Затем превратить полученную «воду Балтийского моря» в воду Черного моря, а океаническую в воду красного моря (добавить 7 г.)

4. Закрепление

Географический диктант

5. Заключение

– Давайте ответим на вопрос: «Как мы сегодня потрудились?». Для этого нам нужно определить координаты водных объектов:

  • Тихий океан – 30 ю.ш. 150 з.д.
  • Лаптевых море –76 с.ш. 130 в.д.
  • Индийский океан – 20 ю.ш. 80 в.д.
  • Черное море – 44 с.ш. 35 в.д.
  • Норвежское море – 66 с.ш. 0 долготы
  • Охотское море – 56 с.ш. 142 в.д.

– Молодцы ребята!

Оценки за урок.

6. Домашнее задание: П. 26

Литература:

1. Домогацкий Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2008.
2. Брилевский М.Н., Рылюк Г.Я., Смоляков Г.С. Дидактический материал по географии. Минск, «Харвест», 1999.