Умножение чисел, оканчивающихся нулями. Умножение числа на произведение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Дать представление об умножении числа на произведение.
  2. На основе краеведческого материала повторить именованные числа, решение задач с ними, развивать межпредметные связи с уроками окружающего мира.
  3. Воспитывать любовь к математике, любовь к родному краю.

Оборудование: карточка с заданиями, наглядный материал, карта Кавказских Минеральных Вод.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся.

II. Актуализация ранее изученного.

1. Проверка домашнего задания.

2. Устный счет.

– На уроках природоведения мы с вами знакомились с историей родного края, его растительным и животным миром, узнали о водоемах, о поверхности нашего края.
– Назовите, какие реки протекают в нашем крае? (Кубань, Калаус, Терек, Подкумок, Зеленчук, Кума, Джемуха.)
– Какие реки протекают в нашем городе?
– Какова их длина? Составьте задачу на сравнение.

(На доске: река Кума – 756 км; река Джемуха – 24 км, на сколько км одна река длиннее другой.)

Переведите в другие единицы длины:

756 км = ___ м
940 км = ___ м
24 км = ___ м
600 км = ____ м

– Какие еще единицы длины вы знаете?
– Назовите горы, которые встречаются на территории нашего края?

п/о – Кавказские горы: Эльбрус, Бештау, Железная, Машук, Шелудивая, Юца, Джуца, Змейка, Кинжал, Верблюд.

– Какова высота гор в нашем городе?

п/о – г. Змейка – 994 м, г. Кинжал – 420 м.

(На доске: г. Змейка – 994 м, г. Кинжал – 420 м, на сколько одна гора выше другой.)

– Какие виды транспорта вы знаете? Сейчас мы отправимся с вами путешествовать на автобусе.

Один учащийся у доски:

Из Минеральных Вод в Ставрополь отправился автобус. Он ехал со скоростью 85 км в час, пробыл в пути 2 часа. На обратный путь он потратил 5 часов. С какой скоростью он ехал на обратном пути?

  Скорость Время Расстояние
Туда 85 км/ч 2 ч ? км
Обратно ? км/ч 5 ч

Работа по карточкам. (5 учащихся):

1. Мотоциклист ехал из г. Ессентуки в г. Минеральные Воды со скоростью 20 км/ч и проехал 20 км. Сколько времени он затратил?

2. Расстояние от г. Минеральные Воды до г. Пятигорска 20 км туристы прошли за 4 часа. С какой скоростью они шли?

3. Велосипедист проехал 65 км со скоростью 13 км/ч. Сколько времени он потратил?

4. Сравнить: 1190 м ___ 1 км 400 м 5 км 642 м ___ 994 м 993 м ___ 926 м

5. Решите: 973 м *2 = 1190 м*5 = 817 м+1400 м+1190 м = 5642 м – 993 м =

– В нашем городе и районе есть водохранилища, построенные человеком. Недалеко от канала Широкий и с Марьины Колодцы есть пруд, в котором разводят рыбу.
– Нам надо узнать, сколько килограмм рыбы ловят за сезон?
– Как найти площадь? Как умножить число, на число, оканчивающееся нулями?

Вывод: Ребята, вам сейчас пригодились знания, полученные на уроках природоведения. Вы видите, что человеку нужны разные знания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей.

– А сейчас, чтобы узнать, что будет являться темой урока, надо написать математический диктант.

Увеличьте 56 на 12. (68)

Найдите произведение 23 и 2 (46)

Уменьшите 35 на 13 (22)

Напишите число, которое больше 43 на 18 (61)

Одно слагаемое – 19, второе слагаемое – на 14 больше. Найдите второе слагаемое. (33)

Сумма чисел 65, первое слагаемое – 22, найдите второе слагаемое. (43)

Найди разность 83 и 35. (48)

Назови число, которое меньше 72 на 14. (58)

Найди частное чисел 64 и 4. (16)

Уменьшите 48 в 2 раза. (24)

– Поменяйтесь тетрадями и проверяем.

(На доске:)

68 46 22 67 33 43 48 58 16 24
  Е М Е О Ж Н Н У Н

– Расположите в порядке возрастания. Как называется тема нашего урока?
– Мы продолжаем открывать секреты этого действия.

2. Знакомство с новой темой.

– Сколько всего рублей составляют эти монеты? Как посчитали различными способами?

5
5
 
5
5
 
5
5
 
5
5
 
5*(4*2)=40
(5*4)*2=40
(5*2)*4=40

– Как можно умножать число на произведение?
– Почему при разных способах умножения получаются одинаковые ответы?

IV. Физкультминутка.

3. Закрепление темы по учебнику (с. 15 № 56).

7*(2*5)=7*10=70
4*(5*3)=60
7*(2*5)=(7*2)*5=70
4*(5*3)=(4*5)*3=60
7*(2*5)=(7*5)*2=70
4*(5*3)=(4*3)*5=60

4. Мы узнали разные способы умножения числа на произведение. Теперь эти знания воплотили на практике.

– Вычислите удобным способом (№ 57) (с комментированием у доски).

12*(5*7)=(12*5)*7=420
35*(2*7)=(35*2)*7=490

9*(4*25)=900
15*(4*9)=(15*4)*9=540

29*(2*5)=290
15*(4*9)=(15*4)*9=540

– Как умножить число на произведение?

5. Самостоятельная работа. (№ 59).

Проверка.

V. Итог урока (рефлексия).

– Что вы узнали сегодня нового?
– Что у вас получилось? Над чем надо поработать?

VI. Задание на дом по выбору.

Учебник.

  1. М.И. Моро “Математика” 4 класс.