Воспитательное занятие "Путешествие в Буквоград"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


В последнее время в медицине и педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин «особый» ребенок.
«Особый» ребенок – это ребенок с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами. Рождение больного ребенка всегда является трагедией для семьи.    
До недавнего времени в России таким детям не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты населения.  
В настоящее время возможности получения специального образования гарантированы лицам с умственной отсталостью разной степени. Важнейшим практическим подкреплением этой гарантии стали организация в специальных (коррекционных) школах классов для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В  Норильской специальной (коррекционной) школе VIII вида в 2007/2008 учебном году был открыт первый класс для таких «особых» детей на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Я работаю именно с такой категорией детей.  Сейчас мои ученики уже обучаются в 5 классе и нам есть, чем гордиться.
Образовательная среда Норильской специальной (коррекционной) школы   VIII   вида  предусматривает для таких детей:

  • социальную адаптацию;
  • доступное образование и воспитание;
  • коррекцию и компенсацию нарушений развитии;
  • доступную трудовую  подготовку;
  • общее  и  физическое  развитие   в  соответствии  с  их  состоянием   и возможностями.

«Особый» ребенок предусматривает и особый подход, особые приоритетные направления в работе. Это:

  • четко выраженная практическая направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков размытость границ между обучением и повседневной жизнедеятельностью;
  • учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;
  • используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия.

Цель: формировать интерес к чтению и письму, прививать любовь к книге, расширять кругозор учащихся.

Задачи:

  • Повторить изученный материал по чтению, письму и развитию речи в игровой форме.
  • Корригировать нарушения мелкой моторики,  мышления, зрительного восприятия.
  • Воспитывать умение работать как самостоятельно, так и в команде, положительную мотивацию к учению.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

Психологический настрой.

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь
Надо много знать,
Надо много уметь.

II. Объявление темы

– А вы, ребята, уже многому научились? Сейчас мы это и проверим! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Скажите, на чем можно путешествовать?

(Дети называют: машина, автобус, трактор, вертолет – рисунки на доску)

– Как назвать все эти предметы одним словом? (Транспорт)
– А какой транспорт здесь будет лишним?
– Давайте каждый из вас заштрихует картинку с изображением  транспорта. Ваши работы будут  смотреть наши гости. Поэтому вы все должны постараться!

Конкурс № 1 – «Штриховка» (Приложение 1)

Дети выполняют, затем жюри оценивает.

– А для того, чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать вы  должны отгадать загадку!

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька!

– Молодцы! Это машина!
– А теперь вы должны нарисовать машину. Вот вам картинка. Вы должны нарисовать эту картинку справа точно так же, как она нарисована слева.
Я приглашаю по одному представителю от команды.

Конкурс 2 – «Машина» (Приложение 2

Дети рисуют, затем жюри оценивает работы.

– Спасибо! Теперь мы можем отправляться  в наше путешествие.

Музыка «Мы едем, едем, едем в далекие края».

– Мы прибыли в славный город …. Как он называется? Правильно – Буквоград!
– Был на речке, на Чернильной,
Город маленький, непыльный.
С неизведанных времен
Буквоградом звался он.
– Скажите, кто живет в этом городе? (Буквы)
– Бывают буквы  гласные, а бывают …  Какие? (Согласные)
– Вы   их хорошо знаете? Сейчас проверим. Вот вам задание: нужно гласные буквы раскрасить красным цветом, а согласные синим.

Конкурс №3 – «Гласные – согласные» (Приложение 3)

Дети пишут, жюри  оценивает  работы. 

– Вы сейчас раскрашивали буквы печатные. А какие буквы еще бывают? (Письменные)
–  Вот вам новое  задание – нужно дописать письменную букву. Для того чтобы хорошо написать давайте сначала разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика).

Конкурс № 4 – «Допиши букву» (Приложение 4)

Дети пишут, жюри оценивает работы.

Физминутка.

– Мы хорошо работали, а теперь давайте отдохнем.

Самолет летит по небу,
Крылья подставляя ветру.
То как птица он парит,
То по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.

–  В этом  городе не только необыкновенные  жители, даже деревья растут необыкновенные! У них вместо листьев элементы букв. Вы сейчас уже повторили их.  Соберите из  этих элементов букву. У нас на доске сколько таких волшебных деревьев? Сколько человек я приглашу к доске? Это будет задание – соревнование – кто быстрее! Кто пойдет к доске? (Музыка).

Конкурс № 4 – «Волшебные деревья»

– Молодцы!
– А теперь каждый придумает слово на эту букву.
– Молодцы!

 – Посмотрите, ребята, в Буквограде есть…. Как вы думаете что это? (Лабиринт)
– Правильно. Давайте обратимся к словарю иностранных слов и прочитаем что же значит слово ЛАБИРИНТ …
– Сейчас к доске выйдут два ученика. Их задача – правильно пройти по лабиринту, собрав все буквы. И у вас должно получиться слово.

Конкурс № 4 – «Лабиринт» (Приложение 5).

Слова: ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

– Молодцы! 

 III. Итог

– Вы очень хорошо работали и за это буквы прислали вам письмо, но необыкновенное, зашифрованное. Если вы зачеркнете все одинаковые буквы, то увидите, что буквы хотели вам сказать!

У    О   П  М    А  П   А  Н  О  И   П     Р   Ц    Р    Ы

(Письмо дается  каждому ученику, зашифрованное слово –  УМНИЦЫ).

– Молодцы!

III. Подведение итогов. Награждение.

Презентация