Контрольный урок по музыкально-теоретическим дисциплинам в 4-м классе ДМШ

Разделы: Музыка


Задание 1

Блиц-опрос по музыкальной литературе. Вопросы задаются по очереди, в случае если ученик не дает ответ, право ответа переходит к другому ученику и засчитывается в виде бонуса. 

1. Как называется самый низкий из струнных смычковых инструментов? (Контрабас)
2. Самый большой музыкальный инструмент. (Орган)
3. Сколько групп инструментов в симфоническом оркестре? (4)
4. Самый низкий мужской голос. (Бас)
5. Кто такой Никколо Паганини? (Скрипач)
6. Музыка, сопровождающая движение, ходьбу. (Марш)
7. Большой коллектив исполнителей-вокалистов. (Хор)
8. Каким словом обозначают звучание всего оркестра? (tutti)
9. Музыкальная форма, основанная на многократном изменении темы? (Вариации)
10. Что такое «партитура»? (Форма записи для оркестра или хора)
11. Как называется высшее музыкальное учебное заведение? (Консерватория)
12. Музыкально-театральныйжанр, основанный на искусстве вокала? (Опера)
13. Какой инструмент стал предшественником валторны? (Лесной рог)
14. Жанр произведений П.И.Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик»? (Балет)
15. Повторение какого-либо раздела музыкального произведения, а также знак, обозначающий повтор. (Реприза)
16. Единственный из группы деревянных духовых инструментов, до сих пор изготавливаемый из дерева. (Фагот)
17. Лад из 5ступеней. (Пентатоника)
18. Руководитель хора или оркестра. (Дирижер)

Задание 2

Тембровая викторина. В следующем задании предлагается узнать в пяти известных произведениях солирующие инструменты по их тембровой окраске.

1. Бах «Шутка» (флейта)
2. Чайковский «Неаполитанский танец» (труба)
3. Куперен «Жнецы» (клавесин)
4. Бах «Токката и фуга ре-минор» (орган)
5. Сен-Санс «Лебедь» (виолончель)

Задание 3

Цепочка терминов. Предлагается определить элементы музыкальной речи по относящимся к ним словам, причем последняя буква одного слова становится первой буквой нового (Приложение 1).

Задание 4

Узнать инструмент по его разновидности. Учащимся раздаютсякарточки белого и желтого цвета с названиями инструментов и их разновидностями. Требуется разложить их попарно (Приложения 2 и 2а).

Задание 5

Определение на слух формы музыкального произведения. Учащиеся должны записать буквенное обозначение формы и дать ей определение.
Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». (форма рондо – АВАСА)

Задание 6

Музыкальное домино. Необходимо разложить попарно карточки белого и желтого цвета с изображением музыкального инструмента и названием группы, к которой он принадлежит (Приложения 3 и 3а).

Задание 7

Блиц-опрос по сольфеджио. Вопросы задаются по очереди, в случае если ученик не дает ответ, право ответа переходит к другому ученику и засчитывается в виде бонуса.

1. Сколько обращений имеет трезвучие? (2)
2. Назови главные ступени лада.(IIVV)
3. Сколько шестнадцатых в половинной длительности? (8)
4. В размере 3\4 восьмые длительности группируются по 2? –по 3? (по 2)
5. Сколько звуков в септаккорде? (4)
6. Какие виды минорного лада ты знаешь? (Натуральный, гармонический, мелодический )
7. Перечисли неустойчивые ступени лада. (II, IV,VI,VII)
8. Целая пауза пишется на 3-ей или 4-ой линейке нотоносца? (На 4-ой)
9. Какой интервал называется неустойчивым? (интервал, содержащий один или обанеустойчивых звука)
10. Сколько видов трезвучий ты знаешь? (4)
11. Аккорды Т-й группы строятся на I,V  и… ступенях. (III)
12. Сколько знаков при ключе в Ля мажоре? (3)
13. Назови параллельную тональность к Ми мажору.(до-диез минор)
14. Какие интервалы содержат 3 тона? (Ув.4, ум.5  )
15. Назови сложный размер. (6/8, 4/4 и др.)
16.  Придумай интервал, энгармонически равный интервалу ми-соль#. (ми-ля-бемоль).
17. На какой ступени строится D6/3? (VII)
18. Назови одноимённую тональность к Соль мажору. (Соль минор)

Задание 8

Буквенные обозначения тональностей. Учащиеся попарно раскладывают карточки с названием тональности и её буквенным обозначением.

Задание 9

Диктант с ошибками. Предлагается найти ошибки в записи прозвучавшей мелодии и исправить их (Приложение 4).

Задание 10

3х-голосная последовательность. Детям предлагается разделиться на группы по 3 человека и спеть в ансамбле одну из аккордовых последовательностей (Приложение 5, 5а, 5б).

Задание 11

Ритмическая партитура. Группа из 3-х человек исполняет одну изпредложенных ритмических партитур. (Приложение 6, 6а, 6б).

Задание 12

Чтение с листа. Сольфеджирование мелодии под аккомпанемент педагога.

1. М. Глинка «Признание»
2. Шведская народная песня «Я люблю тебя всем сердцем»
3. Французская песня «Старый скрипач»
4. Ж. Векерлен «Приди поскорее, весна»
5. В. Ширинский «Светлячок»
6. Английская песня «В рощу пойдём мы»
7. Ф. Шуберт «Колыбельная»

Каждое задание оценивается по балльной системе.
В конце урока подводятся итоги, с выдачей свидетельства, в котором указаны достигнутые учеником результаты и оценка по 5-и балльной системе.