Методическая разработка "Королевство бумагопластики"

Разделы: Технология


Общая цель занятий: Изучение видов и свойств бумаги <Приложение 1>

Общие задачи:

  • Знакомство с различными видами бумаги и ее свойствами, освоение приемов работы с бумагой через выполнение практических заданий.
  • Развитие самостоятельного выбора бумаги для аппликационных работ.
  • Воспитание самостоятельности и аккуратности при работе с бумагой.

Введение в мир бумагопластики, на первом занятии, начинается с загадки (слайд 3):

Склейте корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная... (Бумага)

Все о бумаге (Слайд 4)

Бумага - очень древнее изобретение. Её знали в Древнем Китае. Отцом бумаги считают китайца Пай Луня, который придумал бумагу в 105 году новой эры.

В России бумага появилась в XIV веке. До этого времени писали на пергаменте.

Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из древесной массы.

По цвету, бумага делится на белую и цветную.

Свойства бумаги зависят от волокнистого состава, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклейки.

Бумагу можно резать, рвать, прорезать, сгибать, скручивать, клеить - все эти приемы работы с бумагой используются в технике "бумагопластики".

Именно с приемами работы, видами и свойствами бумаги мы познакомимся на занятиях по бумагопластике.

В течение всех занятий, нашей целью будет знакомство с приемами и свойствами бумаги, а итогом занятий является заполнение данной таблицы.

(слайд 5)

1 занятие: (слайд 6)

Тема: Выполнение элементов "солнышко" и "травки" используя технику "ладошки".

Цель: Познакомить с цветной бумагой, ее свойствами. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук при работе с ножницами. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Метод: Работа с алгоритмом трудовых действий, коллективная деятельность, работа по группам

Формируемые компетенции: Деятельностная, коммуникативная

Оборудование и материалы:

Для педагога: компьютер для показа презентации, готовые шаблоны из желтой бумаги - круг, из зеленой - полоса. Круг - лицо солнышка

Для воспитанника: цветная бумага, ножницы, клей, простой карандаш

Содержание:

Начиная с детского сада, мы с вами выполняем различные аппликации из цветной бумаги. Так что она нам очень хорошо знакома. Ну а техника "ладошки" говорит сама за себя. При выполнении задания будем использовать свои ладошки. Разделимся на две группы (по желанию). 1-ая группа будет вырезать ладошки - лучики для солнышка, 2-ая - для травки. Наклеивать ладошки будете на уже готовые шаблоны: круг и полоса.

Рассмотрим этапы выполнения. (слайд 7)

Этапы выполнения:

"Солнышко" - 1 группа

Берем цветную бумагу. Вопрос: Какого цвета? (желтого)

Лист цветной бумаги складываем пополам 2 раза. Вопрос: Для чего? (Чтобы вырезать сразу несколько деталей - ладошек)

С помощью карандаша обводим свою ладошку.

Вырезаем с помощью ножниц.

Наклеиваем по краю круга, как лучики.

Наклеиваем еще один круг - лицо солнышка.

"Травка" - 2 группа

Берем цветную бумагу. Вопрос: Какого цвета? (зеленого)

Лист цветной бумаги складываем пополам 2 раза.

С помощью карандаша обводим свою ладошку.

Вырезаем с помощью ножниц.

Наклеиваем на полосу вверх пальчиками, как растет травка.

Практическая работа.

Подведем итог. (слайд 8)

Сегодня работали с цветной бумагой. Давайте вспомним ее свойства, отвечая на вопросы. Она на ощупь, какая? Как она режется? Сгибается, держит ли форму? Скручивается? Клеится? При работе рвется или не рвется? (Заполняется таблица свойств бумаги. При помощи щелчка мыши появляется нужное слово или знаки "плюс", "минус").

Итог: Цветная бумага - тонкая, гладкая, хорошо режется, сгибается - плохо держит форму, скручивается, клеится - раскисает, рвется.

2 занятие: (слайд 9)

Тема: Выполнение элементов "облачко" используя технику "ладошки".

Цель: Познакомить с видом бумаги - салфетка и ее свойствами. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук при работе с ножницами. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Метод: Работа с алгоритмом трудовых действий, коллективная деятельность, работа в парах

Формируемые компетенции: Деятельностная, коммуникативная

Оборудование и материалы:

Для педагога: компьютер для показа презентации, готовые шаблоны из белой бумаги - овал

Для воспитанника: бумажные салфетки разных цветов, ножницы, клей, простой карандаш

Содержание: (слайд 10)

Технику "ладошки" мы с вами проходили на прошлом занятии. Давайте вспомним этапы выполнения.

Берем салфетку. Цвет ::. (белый, голубой)

Складывать пополам будем или нет? Нет. Она уже готова к использованию.

Обводим ладошку простым карандашом.

Вырезаем и наклеиваем на овальную форму.

Сегодня работать будете в парах, на двоих одно облачко.

Практическая работа

Итог: Теперь сравним два вида бумаги: салфетки и цветная бумага. Отвечая на вопросы, продолжим заполнять таблицу.

Вопросы: Чем отличаются эти два вида бумаги? (Дать возможность воспитанникам самим определить свойства бумаги, помочь можно наводящими вопросами.) (слайд 11)

Итог: Салфетка - очень тонкая, рельефная, очень плохо режется, сгибается хорошо - форму не держит, скручивается, плохо клеится - раскисает, сильно рвется.

3 занятие: (слайд 12)

Тема: Выполнение цветов из бумаги

Цель: Познакомить с видом бумаги - цветная офисная бумага и ее свойствами. Развивать навыки работы с технологической картой. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Метод: работа с технологическими картами

Формируемые компетенции: Деятельностная, информационная, коммуникативная, креативная, креативная

Оборудование и материалы:

Для педагога: компьютер для показа презентации, технологические карты № 1 и № 2 -выполнение цветов

Для воспитанника: офисная бумага разных цветов, ножницы, клей, простой карандаш, линейка с кругами

Содержание: (слайд 13)

При выполнении цветов мы будем учиться работать с технологической картой, на которой показаны этапы выполнения цветка из бумаги. Рассмотрим технологическую карту №1 - этапы выполнения цветка из полос. (Такая же карта у вас на столах.). Цвет бумаги для цветов выбираете самостоятельно. <Рисунок 1>

Этапы выполнения:

Нарезать 11 полосок из цветной бумаги: длиной 30см. и шириной 1-1.5 см.? Вместо линейки можно использовать прием сгиба листа А4 пополам 4 раза. Лист бумаги сгибаем по короткой стороне, чтобы получить длинные полосы.

Сложить их пополам и середину закрепить степлером. При помощи клея закрепить концы полос к середине в виде капли.

Практическая работа воспитанников

Рассмотрим технологическую карту №2 - этапы выполнения цветка из кругов. (Такая же карта у вас на столах.) (слайд 14) <Рисунок 2>

Нарезать круги из цветной бумаги, при помощи линейки с кругами

Перегнуть круги пополам.

На круглую заготовку, при помощи клея, наклеивать круги по кругу так, чтобы один круг выходил из другого. Пока вся плоскость не заполнится и не получится цветочек.

Практическая работа воспитанников

Итог: Сегодня, мы работали с цветной офисной бумагой, что можете сказать о работе с ней. Отличается ли эта бумага о той, с которой вы работали на прошлых занятиях? (Заполняется таблица - слайд 15)

Итог: Цветная офисная бумага - плотная, гладкая, хорошо режется, сгибается, держит форму, скручивается, клеится, не рвется.

Хорошо подходит для выполнения аппликации с элементами бумагопластики, а также оригами.

4 занятие: (слайд 16)

Тема: Выполнение сказочных домиков для жителей бумажного королевства.

Цель: Познакомить с видами бумаги - цветной и гофрированный картон и его свойствами. Развивать творческую активность, внимание, фантазию. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Метод: Работа с иллюстрациями, выделение главного, творческая работа.

Формируемые компетенции: Деятельностная, коммуникативная, креативная, информационная.

Оборудование и материалы:

Для педагога: компьютер для показа презентации, шаблоны - квадраты разных размеров, треугольники, прямоугольники, круги.

Для воспитанника: цветной картон, цветной гофрированный картон, ножницы, клей, простой карандаш, линейка.

Содержание: (слайд 17)

Скажите, из каких элементов состоит сказочный домик? Какие математические фигуры они вам напоминают? (дом - квадрат, крыша - треугольник, окно - квадрат или прямоугольник, арка - полуовал). Выяснив это, мы можем построить свой домик, будем использовать такие инструменты как линейка, карандаш и готовые шаблоны (квадраты, треугольники, прямоугольники, круги). С помощью их вы придумаете и выполните свой сказочный домик.

Если наш домик будет бревенчатый (т.е. состоит из бревен), мы можем использовать гофрированный картон. Окна, двери, наличники и т.д. - используем простой картон. Цвет домика по вашему выбору.

Давайте вместе составим этапы выполнения домика: (слайд 18)<Рисунок 3>

Скажите, с чего мы начнем?

Основная форма дома - большой квадрат или прямоугольник.

Вырезаем крышу домика - шаблон треугольник.

Вырезаем окна, двери.

Украшаем наш домик.

Практическая работа воспитанников

Итог: В конце занятия - заполнение таблицы. (слайд 19)

Цветной картон - плотный, гладкий, режется хорошо - но с усилием, плохо сгибается - ломает сгиб, держит форму, скручивается, клеится, не рвется.

Гофрированный картон - плотный, рельефный, плохо режется - ломается, сгибается хорошо только по линии рельефа, держит форму, скручивается только по линии рельефа, клеится, не рвется.

Наша таблица заполнена, но это не все виды бумаги, которые есть в магазинах. С другими видами бумаги, мы познакомимся на других занятиях по бумагопластики.

5 занятие: - Итоговое занятие (слайд 20)

Тема: Выполнение сказочных жителей королевства

Цель: Закрепить полученные знания о видах и свойствах бумаги, через самостоятельный выбор бумаги для выполнения практического задания. Развивать навыки работы с технологической картой. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Метод: работа с технологическими картами.

Формируемые компетенции: Деятельностная, информационная, коммуникативная, креативная.

Оборудование и материалы:

Для педагога: компьютер для показа презентации, рисунки - схемы животных.

Для воспитанника: разного вида бумага, ножницы, клей, простой карандаш.

Содержание:

Наше бумажное королевство готово, но в нем еще нет жителей. Кто же в нем живет? Ну конечно сказочные животные. Переверните листы, которые лежат на ваших столах. (У каждого воспитанника свой рисунок животного). Что там нарисовано? Рассмотрите, из каких фигур ваши животные состоят? <Рисунок 4>

Чтобы выполнить это задание, нужно выяснить этапы выполнения работы. Скажите, в какой последовательности вы будите работать.

Этапы выполнения: (слайд 21)

Чтобы выполнить из бумаги рисунок животного, надо использовать левую часть карты, как шаблоны.

Вырезать фигуры из левой части карты и использовать как шаблоны.

Подобрать бумагу для выполнения аппликации, используя таблицу.

Обвести шаблоны на выбранную бумагу, вырезать и при помощи клея наклеить фигурки животных на картон.

Теперь вам надо самостоятельно выбрать необходимую бумагу для работы. Фактически вы должны вспомнить все то, что мы изучили о бумаге и о свойствах, на прошлых занятиях. Вам поможет таблица свойств бумаги. Просмотрев все критерии, вы должны подобрать подходящую бумагу для данной аппликации. (Вернуться к 19 слайду)

Давайте посмотрим на свойства разных видов бумаги. Но для начала ответьте на вопрос, что важно в аппликации? Чтобы бумага хорошо резалась, не рвалась, не раскисала от клея. А теперь посмотрите на таблицу, и самостоятельно для себя выберите, с каким видом бумаги вы будете сегодня работать.

Практическая работа

Итог:

Давайте посмотрим на ваши работы. Каждый из вас расскажет, с какой бумагой он сегодня работал и почему. А затем мы заселим наше королевство сказочными жителями.

Общий итог всех занятий:

В течение всех занятий, мы знакомились с разными видами бумаги. Мы ее складывали, резали, сжимали, клеили. Узнали о свойствах, о достоинствах и недостатках бумаги. И теперь зная эти недостатки, вы всегда сможете правильно подобрать бумагу для выполнения работ в бумагопластике. Тем более видов бумаги очень много и мы познакомимся с ними на других занятиях по бумагопластики.