Интегрированный урок "биология + информатика" "Мой проект стадиона для олимпийских игр в Сочи"

Разделы: Биология, Информатика


Цель урока

  • Создать условия для освоения учащимися возможностей текстового редактора в процессе решения практических задач по архитектурной бионике.

Задачи

  • освоить возможности текстового редактора,
  • сформировать навыки работы в текстовом редакторе, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, самостоятельной работы, критического мышления, презентационные навыки, навыки оценки и самооценки,
  • интегрировать знания из других предметных областей (биология, русский язык, литература);
  • развитие бионического типа мышления.

Проблемный вопрос: по информатике: Как донести до людей свои мысли, идеи? по биологии: Каким должен быть спортивный стадион на олимпиаде в Сочи?

Техника безопасности.

Правила поведения в компьютерном классе (плакат с пиктограммами).

План урока

  • Обсуждение проблемного вопроса.

Актуализация прежних знаний по информатике и биологии.

  • Практическая, самостоятельная работа в текстовом редакторе.
  • Выбор темы для практической работы в среде текстового редактора (работа в парах).
  • Практическая работа на компьютерах (выполнение бионических заданий).
  • Презентация выполненных работ.
  • Обсуждение, анализ, оценка, самооценка.
  • Домашнее задание.
  • Анонс следующего занятия.

Обсуждение проблемного вопроса. Актуализация прежних знаний по информатике и биологии.

Наша страна готовится к важному событию - олимпийским играм в Сочи. В этом городе будет построено много новых спортивных сооружений. Главный стадион должен соответствовать всем современным требования, быть удобным как для спортсменов, так и для зрителей.

Архитектурная бионика – раздел бионики, изучающий строения живых организмов с целью создания принципиально новых архитектурных сооружений.

Основы работы с WORD.

Еще одним инструментом, который поможет вам выполнять письменные задания, является компьютер с установленным на нем программным обеспечением - текстовым редактором. Текстовый редактор не только позволяет быстро набирать текст, но и предоставляет возможность изменять вид слов, иллюстрировать текст рисунками и даже создавать в web-страницы.

Самостоятельная работа

Существует несколько компьютерных программ для работы с текстом, в том числе и Microsoft Word. Работая в паре с партнером, запустите Word. В течение последующих десяти минут попробуйте выполнить следующие задания:1) Напечатайте принципы строения живых организмов, используемые в архитектурной бионике. 2) Измените вид текста. 3) Сделайте несколько копий текста, не печатая их заново. 4) Перенесите текст в середину страницы, не перепечатывая его заново.

Обсуждение.

В течение пяти минут обсудите с вашим партнером ответы на следующие вопросы:

Вопрос 1: Какие приемы работы с текстовым редактором вы только что освоили?

Вопрос 2: Чем отличается процесс написания текстов на компьютере от написания их на бумаге?

Вопрос 3: В каких случаях вам может пригодиться текстовый редактор? А теперь обсудите свои ответы с другими учащимися.

Задания по работе с текстом.

У вас будет возможность научиться работать с текстовым редактором в процессе создания статьи о предлагаемой конструкции стадиона на олимпиаде в Сочи. Необходимо обсудить с партнером и выбрать одно задание из 3.

  1. Конструкции с предварительным натяжением.
  2. В мастерской природы часто встречаются конструкции в виде сводов различных пространственных форм (скорлупа ореха и яйца, панцири и раковины животных, гладкие листья, лепестки растений). Пространственно изогнутые и тонкостенные, они, благодаря непрерывности и плавности формы, обладают свойством равномерного распределения сил по всему сечению. Геометрия формы помогает этим сводчатым конструкциям стать прочнее. Этот принцип лёг в основу создания лёгких большепролётных стальных и железобетонных покрытий различной кривизны, которые нашли широкое применение при строительстве спортивных комплексов, выставочных павильонов, кинотеатров. Основное качество таких покрытий – лёгкость, и чем больше пролёт, тем легче купол. В современных постройках толщина купола измеряется миллиметрами, и получили такие купола название оболочек – скорлуп.

  3. Вантовые конструкции.
  4. Принципы построения природных конструкций из тонких, натянутых нитей, а также конструкций с натянутыми между ними мембранами легли в основу вантовых конструкций. Прототипами для них послужила паутина, плавники рыб, крылья летучих. В вантовых конструкциях основным несущим элементом сооружения служит “стальная паутина” - разным образом натянутые стальные тросы, по которым укладываются тонкие мембраны из стали, алюминия, дерева.

  5. Трансформирующиеся конструкции.

Мир живой природы наполнен движением. Чутко ощущая изменения, происходящие во внешней среде – колебания температуры, влажности, освещённости – живые организмы приспособились реагировать на механические раздражения - временно изменять свою форму или положение в пространстве отдельных своих частей.

В зависимости от времени суток, то есть освещённости, открываются или закрываются лепестки цветков. Все эти изменения формы растений и животных носят временный характер. В биологии такие движения называются обратимыми движениями, а в архитектуре – трансформациями.

Выберите один принцип из 3, подберите животных, являющихся прототипами, архитектурные сооружения.

Задания к 1 конструкции: подберите А) изображения животных, являющихся прототипами этого типа архитектурных сооружений. Фото животных: крокодил, голубь, черепаха, дельфин, раковина морского ежа, яйцо Б) изображения зданий, построенных поданному принципу. Фото церкви, выставочного павильона в Париже, лицея, купола цирка в Казани, крыша торгового центра в Челябинске, здания банка

Вы можете использовать: библиотеку, поисковые системы Интернет, Googl,фото.

Задания ко 2 конструкции: подберите А) изображения животных, являющихся прототипами этого типа архитектурных сооружений. Фото животных: летающая рыба, орёл, летучая мышь, белка-летяга, ящерица летающий дракон, крот. Б) изображения зданий, построенных поданному принципу. Фото: Кремль, лицей, Капитолий в Вашингтоне, олимпийский спортивный стадион в Москве.

Задания к 3 конструкции:

подберите А) изображения животных, являющихся прототипами этого типа архитектурных сооружений. Фото животных и растений: цикорий, лиса, броненосец, дуб, лиса, подсолнечник. Б) изображения зданий, построенных поданному принципу. Фото: стадион в Киеве, здание администрации города, здание ближайшего магазина, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

Попробуйте вместе с партнером написать газетную статью о стадионе, который вы предлагаете. В ней вы должны рассказать о выбранной конструкции и обосновать свой выбор. Затем эта статья будет преобразована в web-страницу, которую можно будет увидеть в Интернете.

По очереди задавайте друг другу вопросы, перечисленные ниже. Вы можете задавать и другие вопросы. Для того чтобы вам было легче писать статью, запишите ответы на листе бумаги.

  • Каким должен быть стадион (требования спортсменов, зрителей, количество зрителей, виды спорта и т.д.)
  • Какой принцип используется в вашем архитектурном сооружении?
  • Какие животные явились прототипом данного принципа?
  • Почему вы выбрали эту конструкцию? Какие у неё преимущества?

Работая над текстом, делаем абзацы и строки красивыми, вставляем картинки в документ, создаем web-страницы, используем инструменты рисования.

Работа над заданием

1. Запустите Microsoft Word.

2. Напечатайте заголовок вашей статьи. Выровняйте его по центру и измените его вид по своему усмотрению.

3. Под заголовком укажите авторов этой статьи (себя и своего партнера). Измените вид текста по своему усмотрению.

4. Начните статью с короткого абзаца, в котором расскажите, почему вы выбрали этот принцип.

5. Затем по очереди напишите по абзацу о каждом из животных-прототипах. Используйте записи, которые вы делали, задавая друг другу вопросы.

6. Вместе напишите заключение.

7. Когда закончите статью, измените вид текста по своему желанию,

8. Для того чтобы статья легче читалась, измените межстрочный интервал и отступ каждого абзаца.

Дополнительные возможности: выделите абзацы в своей статье и отформатируйте их в виде двух или трех колонок, как это принято в настоящей газете.

9. Теперь вам нужно вставить портреты каждого из вас под текстом статьи. Для создания рисунков вы можете использовать разные инструменты для рисования форм и линий, которые находятся на панели инструментов Рисование. Вы можете изменить цвет форм и линий. Или вы можете запустить Paint и, пользуясь различными инструментами, нарисовать картинки, а затем скопировать и вставить их в статью.

Дополнительные возможности: переместите картинки в центр статьи и измените режим обтекания картинок текстом так, чтобы текст обтекал их со всех сторон (ВНИМАНИЕ: если для создания картинок вы пользовались инструментами из набора Рисование Word, то вы должны сгруппировать все объекты перед тем как будете перемещать картинку на другое место и определять режим обтекания.

10. Сохраните свою работу,

11. Чтобы статью прочитало как можно больше людей, ее одновременно печатают на бумаге и публикуют в Интернете. Для того чтобы вашу статью можно было просматривать через веб-браузер, сохраните ее как web-страницу 12. Запустите веб-браузер. Откройте сохраненный файл с web-страницей и посмотрите, как он будет выглядеть в online. Затем закройте веб-браузер.

Проверка.

Посмотрите на свою статью. Убедитесь, что в ней присутствуют следующие элементы:

  • Название, объясняющее, о чем эта статья, и имена авторов этой статьи - ваше и вашего партнера.
  • Текст, объясняющий, почему вы и ваш партнер являетесь достойными гражданами.
  • Абзацные отступы и межстрочные интервалы, делающие текст удобным для чтения.
  • Рисунки, изображающие вас и вашего партнера.

Если вы пропустили хотя бы один из перечисленных элементов, добавьте его сейчас. Если хотите, можете внести любые другие изменения. Не забудьте после этого сохранить свою работу.

Обсуждение.

Подготовьтесь к обсуждению в группе ответов на следующие вопросы:

  • Что вы сделали для того, чтобы абзацы вашей статьи легко читались? Где еще вы могли бы использовать эти приемы?
  • С помощью каких приемов вы создавали и вставляли сделанные вами рисунки в статью? Какие еще статьи вы бы могли написать?
  • Какие еще документы вы могли бы сохранять как веб-страницы для того, чтобы можно было прочитать их в Интернете?

Домашнее задание.

Найдите в вашем городе архитектурные сооружения или их части, прототипами которых являются животные или растения. Напишите статью, опубликуйте информацию в Интернете.