Оксиды и их практическое значение

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


С ростом научно-технического прогресса, увеличением объема научной, социальной, культурной информации усложняется организация человеческого знания, возрастают требования к уровню знаний и развития мышления ученика средней школы. Для того чтобы правильно ориентироваться  в окружающей действительности, принимать грамотные решения, необходимо верно анализировать происходящие процессы и явления. Однако необходимо отметить, что у современного школьника достаточно низкий уровень развития  мышления, что не соответствует уровню самостоятельно мыслящей личности. Это объясняется тем, что ученик рассматривается учителем лишь как объект педагогического воздействия, которому необходимо передать определенную сумму знаний из той или иной области науки. Трудности в образовании возникают и в связи с тем, что в учебных планах  сокращается время на изучение некоторых школьных предметов, в том числе химии. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, например, интегрированных уроков, при проведении которых, у детей возникает целостное восприятие окружающей действительности. Часто одно и то же понятие с точки зрения конкретного предмета определяется по-разному, но несоответствие научных терминов затрудняет восприятие школьником учебного материала. Иногда одна и та же тема по некоторым предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое проблему экономии учебного времени. В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи "человек-природа" отмечал, что учёные в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня - важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации.

Под интеграцией содержания понимается восстановление и объединение отдельных элементов и частей различных предметов и явлений в единое целое, слияние фактов, идей, понятий, принципов, законов, теорий различных научных отраслей и видов человеческой деятельности.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях. Многолетние наблюдения показывают, что выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам. [3]

В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. Но различные способы осуществления интеграции не могут быть хорошими или плохими. Нельзя отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся. Введение такой системы, не отвергает дифференциацию в обучении, а дополняет традиционное предметное обучение, способствует воспитанию широко эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. [3]

Одной из задач обучения в школе должно стать развитие способности человека устанавливать не только внутренние связи и связи между близкими науками, но и видеть взаимозависимости между далёкими естественными гуманитарными знаниями. [1]

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической последовательностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых. [2]

Более 25 лет преподаю химию в общеобразовательной школе. В последнее время сильно сократили часы на преподавание химии, особенно это коснулось старших классов. При этом возникли сложности в преподавании предмета. Химию школьники всегда считали одним из сложных предметов, а теперь на его усвоение практически нет времени. Поэтому межпредметная интеграция наиболее вероятная возможность решения этой проблемы. Каждый урок по химии - это интегрированный урок с предметами естественно - математического цикла: биологией, физикой, географией. Интересно создать урок, отражающий интеграцию с гуманитарными предметами: МХК, изобразительным искусством, например. В старших классах современные школьники интересуются компьютерными играми и блок - бастерами, книги они не читают, в музеи не ходят, предмета изобразительное искусство у них уже нет в школьной программе. Дети ограничены в своем культурном и нравственном развитии в этом возрасте. Поэтому, организую интегрированные уроки по химии и немного добавляю связи с МХК и изобразительным искусством. Например, урок в 8 классе по теме "Оксиды". Казалось бы, сложно в такой банальной теме найти связь с изобразительным искусством. Однако, предлагаю провести урок в форме урока - экскурсии в виртуальный музей. Огромное спасибо нужно сказать здесь информационным технологиям, благодаря которым я могу создать такую электронную презентацию, с помощью которой за 45 минут урока мы сможем посетить любой музей мира и посмотреть понравившуюся картину художника. Как истинный патриот своей страны, я ограничилась на данном уроке картинами известных русских художников. Интересно отметить, что большинство детей 8 класса может и слышали о Шишкине, Айвазовском, Брюллове. Но картины, которые были предложены им для просмотра, многие дети увидели впервые. Электронная презентация позволяет, при наличии времени, немного познакомить школьником с творчеством, биографией художника и историей музеев. Следовательно, на таком уроке, я имею возможность объяснить новую тему, продемонстрировать ряд живописных полотен, познакомить учащихся с творчеством известных художников, развить нравственное и эстетическое восприятие окружающей действительности, показать практическое значение химических соединений. Урок может заинтересовать учащихся, и они продолжат работу в изучении учебного материала самостоятельно. Результат такой работы может выражен в виде доклада, электронной презентации или интегрированного проекта.

Введение интеграции предметов в систему образования позволят решать следующие задачи:

1) добиться возможности изучать, а не проходить этот материал;

2) иметь время на отработку и коррекцию знаний учащихся;

3) формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

4) эффективно развивать не только предметные знания, умения и навыки, но и личностные качества учащихся в целом;

5) интегрировать химию в систему знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины;

6) развивать у школьников творческий потенциал, инициативу и желание углубленного изучения предмета.

Список литературы

  1. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик //Современная педагогика. - 2008. - № 9. - С. 42-47
  2. Иванцова, В.И. Реализация идеи интеграции науки в систему базового образования (в начальной школе) / В.И. Иванцова // Начальная школа. - 2005. - №2. - С. 51-53
  3. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Практическое пособие для учителей / 2-е изд. - Ростов на Дону: РПИ, 2007. - С. 165-173.
  4. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л., 1983.

Тип урока: интегрированный урок усвоения умений и навыков.

Форма урока: урок - экскурсия в виртуальный музей.

Интеграция предметов: химия, биология, география, русский язык, математика, экология, ОБЖ, изобразительное искусство.

Цели:

  • Углубить, систематизировать и обобщить знания учащихся об оксидах как самостоятельном классе неорганических соединений.
  • Закрепить умения в составлении формул бинарных соединений и их названии.
  • Знакомство с классификацией оксидов.
  • Сформировать представления о нахождении оксидов в природе и их биологической роли.

Задачи:

  • Повторить алгоритм составления формул бинарных соединений;
  • Повторить номенклатуру бинарных соединений;
  • Отработать умение составления формул бинарных соединений по алгоритму;
  • Развивать навыки пространственного и образного мышления; умения выявлять связи, формулировать выводы;
  • Развивать коммуникативные умения учащихся;
  • Развивать эстетическое восприятие действительности;
  • Воспитать природоохранное, экологическое сознание.
  • Методика развивающего обучения с использованием ИКТ.

Оборудование: Коллекция " Минералы и горные породы", презентация PowerPoint, периодическая таблица Д.И.Менделеева, текст самостоятельной работы на столах учащихся.

Особенности организации урока:

Интегрированный урок - изучение нового материала через знакомство с произведениями великих русских художников. Интегрированный рок позволяет рассмотреть одну тему с позиций разных предметов. На данном уроке учитель подошел к изучению темы не только с точки зрения предметов естественно- математического цикла, но и уделил внимание эстетическому восприятию природы и окружающей действительности. Важно научить школьников рассматривать не отдельные явления жизни, а воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей.

3. Методы обучения:

  • беседа,
  • использование наглядных пособий: картины русских художников К. Брюллова "Последний день Помпеи", И.И.Левитана "Цепь гор. Монблан", И.К. Айвазовского "Остров Иския", И.И. Шишкина "Пруд в старом парке"; коллекция "Минералы и горные породы",
  • проблемное изложение материала,
  • работа с книгой,
  • самостоятельная работа.

Форма проведения: урок-экскурсия в виртуальный музей.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Начало урока сопровождается словами М.В.Ломоносова: "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие" [1] и фрагментом из стихотворения Степана Щипачева "Читая Менделеева". [2]

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какую тему мы изучали на последнем уроке?

Учащиеся: Степень окисления, составление формул бинарных соединений по степени окисления атомов, название бинарных соединений по систематической номенклатуре.

Учитель: Мы проводим сегодня интегрированный урок-экскурсию в музеи изобразительных искусств. Экскурсоводом буду я - учитель химии.

Мы будем путешествовать по музеям, обратимся к картинам великих русских художников. Наблюдая красоту природы, изображенную художниками, вернемся в окружающую действительность, продолжим путешествие в мир химии. Тема сегодняшнего урока "Оксиды и их практическое значение". Запишите в тетрадь число и тему урока.

Учащиеся: Записывают тему урока.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Учитель: Выполните задания: приложение (слайды3,5):

1. Найти соответствие формулы бинарного соединения его названию, каждому веществу дать полное название по систематической номенклатуре.

Оформляются результаты в виде таблицы (таблица на доске):

Название бинарного соединения Формула бинарного соединения Правильное название бинарного соединения
хлорид СаО  
сульфид AlCl3  
оксид K2S  

2.Составить формулу бинарного соединения по его названию: гидрид натрия, оксид железа(II)

Учащиеся: Два ученика выполняют задания у доски. Пока учащиеся готовятся у доски, фронтально повторяем с классом:

Алгоритм нахождения степени окисления.

Номенклатура бинарных соединений: приложение (слайд 4)

Учитель: Проверяем ответы на экране: приложение (слайд 5)

Ответы:

1.

Название бинарного соединения Формула бинарного соединения Правильное название бинарного соединения
хлорид СаО оксид кальция
сульфид AlCl3 хлорид алюминия
оксид K2S Сульфид калия

2. Na2H, FeO

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На экране картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи" [3] (слайды 6,7)

Учитель: Страшное несчастье постигло жителей двух италийских городов - Помпеи и Геркуланума в 79 году н.э. Доселе дремавший вулкан Везувий проснулся. Жизнь этих курортных по сути городов не предвещала катастроф. Напротив, горный и морской воздух, щедрое солнце и благодатный климат южной Италии настраивал людей на праздный и счастливый лад. Помимо коренных жителей здесь имели виллы многие римские патриции. Но вот всё изменилось. Облака вулканического пепла и потоки раскалённых до четырёхсот градусов обломков камней, движущихся со скоростью 300км/ч, похоронили не только надежды, но и самих людей, оставшихся в городах после подземного гула и толчков накануне извержения. Из 20 тысяч жителей Помпеи в городских стена погибло более трёх тысяч. Менее крупный Геркуланум стал могилой для трёхсот человек, одной десятой своих жителей. Не убереглись и люди, бежавшие в поисках спасения к гавани.

Эта катастрофа ужаснула нашего соотечественника Карла Брюллова и вдохновила на написание картины "Гибель Помпеи".

С геологической точки зрения явление предельно ясно. Но возникает вопрос с позиции химии: какие вещества стали причиной гибели людей? Это оксиды.

Записываем в тетрадь определение: "Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления - 2".

Формулы оксидов составляются так же, как и формулы бинарных соединений.

А вы знаете, что все вы очень хорошо знакомы с этими веществами с детства: вода, песок, глина, камни - все состоит из оксидов, которые образуются в результате природных процессов. Перед вами находится коллекция минералов и горных пород, большинство которых состоит из оксидов: приложение (слайд 9)

Учитель: Рассмотрим классификацию оксидов.

Оксиды можно классифицировать по трем признакам:

1) По составу: оксиды металлов и оксиды неметаллов: приложение (слайд 10);

2) По агрегатному состоянию: твердые, жидкие, газообразные (слайды11,13,14,15,16);

                                                                                                 Al2O3 , SiO2                               H2O                                                 CO , CO2

3) По свойствам: основные, кислотные, амфотерные (слайд12)

По свойствам оксиды бывают солеобразующие и несолеобразующие:

Более подробно данную классификацию оксидов рассмотрим позже. Хочу обратить ваше внимание на то, что при определении свойства оксида важно знать степень окисления или валентность элементов:

Учащиеся: Записывают схемы в тетрадь.

Учитель: Вернемся в залы музея. Рассмотрим картину И.И. Левитана " Цепь гор. Монблан" [4] . Перед вами отражены оксиды в природе (слайд18)

- из чего состоят горы?

- почему небо не черное? Там космос? Там воздух?

- какие оксиды присутствуют в воздухе?

- почему воздух синий, а не прозрачный?

А как тема урока отразилась в картинах других художников?

Внимательно рассмотрите картины И.К. Айвазовского " Остров Иския" [5] и И.И. Шишкина " Пруд в старом парке" [6] и найдите различные оксиды на этих картинах (слайды 19,20) (Рефлексия)

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ (ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ).

Учитель: Мы рассмотрели картины, а сейчас закрепим знания упражнением.

Учащиеся: Каждый ученик получает карточку с заданием:

Внимательно рассмотреть картину художника и записать в таблице характеристики найденных оксидов:

Агрегатное состояние оксида Формула оксида Название оксида
     

Задание выполняется по вариантам: (слайд21)

  • 1 вариант: картина И.И. Левитана "Цепь гор. Монблан"
  • 2 вариант: картина И.К. Айвазовского "Остров Иския"
  • 3 вариант: картина И.И.Шишкина " Пруд в старом парке"

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Учитель: Мы говорили с вами о составе оксидов, но оксиды играют огромную роль в жизни человека и в живой природе. Вспомним про фотосинтез, про те вещества, которые участвуют и образуются в этом процессе (слайды 23,24)

Как вы знаете, гемоглобин крови образует непрочное соединение с кислородом за счёт атомов железа. Так кислород поступает в ткани. В результате окисления органических веществ выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности, и образуется углекислый газ. Растворяясь в плазме крови, он поступает в лёгкие, откуда и выводится из организма (слайды 25,26)

В отличие от кислорода, угарный газ образует с железом гемоглобина прочное соединение - метгемоглобин, из которого кислород его вытеснить не может. К чему может привести длительное вдыхание угарного газа?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель: Сегодня мы изучили оксиды и их практическое значение в природе, в жизни человека, используя картины известных русских художников. Урок был интересен тем, что изучая науку, мы смогли прикоснуться к искусству и познакомились с некоторыми шедеврами великих русских художников. Надеюсь, что вы не только приобрели новые знания по химии, но и заинтересовались прекрасным, окружающим нас.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 18. Выполнить упражнения 1,4 стр. 97-98, выписать из параграфа названия и формулы всех бинарных соединений и дать им названия по систематической номенклатуре

Список использованных источников

  1. М.В.Ломоносов "Избранные философские произведения" Госполитиздат, Москва, 1950 г. с.164-181. http://djvu-books.narod.ru/lomonosov.html
  2. Степан Щипачев. Стихотворения. Россия - Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в 50 книжках. Москва: Художественная литература, 1967. http://www.litera.ru/stixiya/authors/schipachev/drugogo-nichego-v.html
  3. Картина К. Брюллова "Последний день Помпеи" http://help-computers.ru/Last-Day-of-Pompeii.html
  4. Картина И.И. Левитана "Цепь гор. Монблан" http://www.nearyou.ru/levitan/tr97monbl.html
  5. Картина И.К. Айвазовского "Остров Иския" http://gallerix.ru/album/aivazovsky/pic/glrx-495837402
  6. Картина И.И.Шишкина " Пруд в старом парке" http://gallerix.ru/album/Shishkin/pic/glrx-463922119