Окружающий мир "Классы животных". 2-й класс, УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

Обучающая: актуализировать и упорядочить знания детей о классификации животных и их групповыми признаками; дать представления о животных в процессе работы с текстом,; учить детей дружной коллективной работе.

Развивающая: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; расширять кругозор учащихся о животных.

Воспитательная: создать условия для формирования познавательного интереса к окружающему миру, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, любить и охранять животных.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Раздел: Природа

Оборудование:

  1. Учебник “Мир вокруг нас” 2 класс, часть 1 (А. А. Плешаков)
  2. Рабочая тетрадь 2 класс, часть 1 (А.А.Плешаков)
  3. Атлас- определитель “От земли до неба”
  4. Презентация.
  5. Раздаточный материал в конвертах.

Этапы

Ход урока

I.

Организационный момент. Мотивация учащихся

  • Пожелаем друг другу удачи (хлопки в ладоши друг друга с соседом по парте)
  • Пожмите руки.

II. Актуализация знаний.

Повторение изученного

  • Какое домашнее задание было вам задано? (Мы распределяли растения по группам.)
  • Домашнее задание я у вас проверю сама. А вот понятие “группы” мы возьмём сегодня на урок.
  • С точки зрения орфографии, что интересного в этом слове? (Удвоенная “п”)

ГРУППЫ

  • Сегодня мы с вами поговорим….
  • А вот о чём мы поговорим, вы мне скажите, когда сами разгадаете кроссворд. <Приложение 1>
  • Каждую отгадку открываю в презентации.(Слайд 2)
  •  

Летит ворон сам не черен,
есть рога- сам не бык,
шесть ног без копыт.
(Жук)

  •  

Словно ёлка,
весь в иголках
(ёжик)

  •  

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна
(Медведь)

  •  

Прилетает к нам с теплом
путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
из травы и глины.
(Ласточка).

  •  

Он в своей лесной палате
носит пёстренький халатик
Он деревья лечит,
постучит и легче.
(Дятел).

  •  

Хвост крючком,
нос пятачком
(Свинья).

  •  

Блещет в речке чистой
спинкой серебристой.
(Рыба).

  •  

Быстрый маленький зверёк,
по деревьям скок - поскок
(Белка).

  • Какое слово получилось в выделенных клетках (Животные)
  • Догадались, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О животных)
  • Давайте уточним тему?

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ

 
  • С несколькими группами животных мы уже знакомы.
  • К каким группам можно отнести животных в кроссворде? (Звери, птицы, насекомые, рыбы).
  • Как вы определили группы животных? (По их признакам)
  • Давайте повторим группы и их признаки.

<Приложение 2>

  • Насекомые. Какой у них общий признак? (Насекомые имеют 6 ног)
  • Назовите насекомых из кроссворда? (Жук)
  • Определите группу по признаку “Живут в воде, их тело покрыто чешуёй” (Рыбы). Есть ли название рыб в кроссворде? (Нет). Каких рыб Камчатки вы знаете.(Горбуша, чавыча, нерка)
  • Группа звери. Что общего у этой группы животных? (Тело покрыто шерстью). Назовите животных из кроссворда.(Ёжик, медведь, свинья, белка).
  • Тело покрыто перьями. Что это за группа? (Птицы).Название какой птицы в кроссворде? (Дятел)

По ходу работы схема открывается полностью.

  • Так какие группы животных вы уже знаете? (Звери, птицы, насекомые, рыбы)

  • Давайте отметим на лестнице знаний, где мы сейчас находимся. (Иллюстрация на доске) <Приложение 3>
  • Будем двигаться дальше.

III. Постановка проблемы.

Работа в парах.

  • Используя ранее полученные знания, разделите картинки животных по группам. Вспомните их особенности, признаки той или иной группы.
  • Испытали ли вы трудности во время работы? (Да мы не знали, в какую группу поместить лягушку и крокодила).
  • Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(Мы будем узнавать, к каким группам относятся крокодил и лягушка)

  • Какие цели мы поставим сегодня на уроке для себя.

Ознакомимся с новыми группами животных.

Будем определять их групповые признаки.

Повторим то, что знали ранее о животных.

Будем развивать любознательность, любовь к природе, к животным.

  • Планируемые результаты
  • Выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил?
  • Научимся определять животных новых групп.

- С помощью чего мы достигнем намеченных целей?

  • С помощью ранее полученных знаний.
  • С помощью учебника.
  • С помощью учителя.
  • С помощью информации из словарей и энциклопедий.
IV. Физминутка. Давайте отдохнём. Представим, что мы с вами в лесу. Послушаем пение птиц и сделаем зарядку на дыхание. (Слайд 3)

1. Голову держите прямо перед собой

2. Положите правую ладонь на грудную клетку

3. Левую ладонь положите на живот

4. Через нос вдыхаем воздух грудью ( рука для контроля)

5. Выдыхаем весь воздух так чтобы выпятился живот

6. Проделываем упражнение 5 раз

V. “Открытие нового знания”. Решение проблемы.

Работа в группах

  • Поработаем в группах (класс делится на 3 группы)
  • Повторим правила работы в группе.
  1. Разговариваем в полголоса.
  2. Работаем дружно.
  3. Слушаем и слышим товарища.

1 группа. Читает текст. Узнаёт название группы животных, к которым относится лягушка. С помощью словаря и учебника стр. 51 объясняют название этой группы животных.

2 группа. Читает текст. Узнаёт название группы животных, к которым относится крокодил. С помощью словаря и учебника стр. 51 объясняют название этой группы животных.

3 группа .Читает текст. Ищет интересную информацию для себя и детей о лягушке и крокодиле.

  • На всю работу вам даётся 5 минут. Один из команды следит пусть за песочными часами на столе.

Отчёт первой группы.

Лягушка относится к группе земноводных . В названии два корня: земля и вода. Эти два корня указывают на то, что животное обитает и на земле, и в воде. Они могут жить в воде и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, животное теряет жабры и начинает дышать легкими, как все наземные животные.

Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.

Вывод: Группа земноводные - рождаются в воде, а живут на суше.

  • Что нового узнали о лягушке? (Слайд 4) Отчёт третей группы.

Мы часто видим лягушек и жаб. А это довольно загадочные животные. Зимой они спят голыми подо льдом и снегом. Могут дышать кожей. Даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта! Их выпученные глаза видят все, что находится впереди и сзади, одновременно. Но видят они только то, что шевелится.

Отчёт второй группы.

Пресмыкающимся или, как их еще называют, рептилии.

К этой группе животных относятся змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Все они пресмыкаются, то есть ползают. За что и получили свое название. Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детенышей. Кожа у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых из них роговые пластинки срослись с костями.

Вывод: группа пресмыкающиеся (рептилии) -тело покрыто чешуёй, рождаются на суше из яиц.

  • Что третья группа узнала интересного о крокодиле? (Слайд 5)

Название “крокодил” означает “каменный червь” Установить точный возраст крокодила можно только по распилу кости. Надо подсчитать годовые кольца, как у деревьев. За свою жизнь крокодил может поменять свои 60 зубов до сотни раз.. Крокодил может совсем ничего не есть целый год. Эти рептилии могут выпрыгивать из воды на 2х метровую высоту.

VI. Воспроизведение нового в практической работе.

  • Молодцы! Поработали дружно и плодотворно. Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточки. Пользуясь нашей схемой на доске, выполните задание.

Работа по карточке. <Приложение 6>

  • Мальчики подчёркивают название пресмыкающихся.
  • Девочки подчёркивают название рептилий.

Медведь, лягушка, снегирь, кузнечик, крокодил, сом, ящерица, жаба, мышь, черепаха, кузнечик, кобра, кошка.

Проверяем коллективно. Объясняем выбор.

VII. Итог урока

  • По какой теме урока мы сегодня работали?
  • Сколько групп животных вы теперь знаете?
  • Назовите группы животных.
  • Как узнать группу животного?
  • Давайте повторим группы животных и их признаки.
  • В начале урока вы поставили перед собой цели. Давайте проверим, достигли ли мы их.

Ознакомимся с новыми группами животных.

Будем определять групповые признаки.

Повторим то, что знали ранее о животных.

Будем развивать любознательность, любовь к природе, к животным

VIII. Рефлексия

  • Что вы интересного узнали для себя на уроке?
  • Скажите, а где мы можем применить эти знания в жизни? (Рассказать младшим детям, просто быть грамотным, разгадывать кроссворды и т. д.)
  • Давайте сейчас оценим свои знания по этой теме. На какой мы теперь ступеньки.

  • Почему мы с вами не дошли до конца? ( Мы не всё знаем о животных)
  • Где вы получите в дальнейшем эти знания? ( На уроках, сами узнаем из книг и словарей и т. д.)

IX. Домашнее задание.

Тетрадь с.21, с.22

Уч. с. 50-53

(Слайд 6)