Профессиональная подготовка обучающихся с нарушением слуха

Разделы: Технология


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Система специального образования в России накопила значительный опыт, однако сегодня для всех очевидно, что она нуждается в тех изменениях, которые приблизили бы ее к цивилизованному пути развития, к общечеловеческим ценностям. В настоящее время наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к людям с особыми потребностями. Такое изменение отношения связано с повышением информативности общества о проблемах инвалидов, а также с общей тенденцией гуманизации социума в целом и системы образования в частности. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья является получение ими полноценного начального профессионального образования, для чего необходим поиск путей, способствующих повышению уровня образования данной категории.

Глухие и слабослышащие обучающиеся – особый контингент. Анализ трудностей и психологических характеристик выпускников спецшкол показывает, что в основном начальный уровень подготовки обучающихся с нарушением слуха достаточно низкий. При их обучении часто возникают специфические трудности, с которыми обычно сталкиваются преподаватели традиционных учебных заведений.

Основная часть

С 2008 года контингент обучающихся в профессиональном лицее № 33 им. Б.Г Макшанцева изменился, это обучающиеся с нарушением слуха. Администрация лицея № 33 и вечерней школы № 34 пошла по пути интеграции обучения и получения двух форм образования - общего и начального профессионального по профессии “переплётчик”. Это было сделано для того, чтобы помочь обучающимся с ограниченными возможностями найти в современном обществе своё место. Наша задача, как педагогов, не оставаться безучастными в дальнейшей судьбе этих выпускников, их трудоустройство и успешность их работы в выбранной профессии. Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

1.Исследовать современное состояние проблемы обучения учащихся с нарушением слуха и выявить социальные и психолого-педагогические аспекты профессионального обучения данного контингента учащихся;

2. Выделить принципы профессионального обучения учащихся с нарушением слуха, и на их основе осуществить поиск и теоретически обосновать пути, способствующие повышению уровня профессиональной подготовки данной категории обучающихся;

3. Разработать учебно-дидактический комплекс по профессии переплётчик и систему проведения уроков теоретического и производственного обучения, учитывающие особенности данной категории обучающихся;

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность функционирования методической системы начального профессионального обучения учащихся с нарушением слуха.

Первое, с чего начала работу, это ознакомилась с медицинской, педагогической, методической литературой, характеризующей обучающихся глухих и слабослышащих. А также имели место беседы с администрацией школы № 34 по поводу организации и проведения учебного процесса, о возможности использования характерных приёмов при обучении. Знакомить обучающихся с будущей профессией начала с экскурсии на полиграфическое предприятие “Идель-пресс”. В процессе экскурсии посетили цеха, предприятия и наблюдали различные технологические процессы, полиграфическое оборудование, познакомились с готовой полиграфической продукцией.

Собственный опыт работы позволил выделить проблемы, возникающие у глухих и слабослышащих обучающихся при профессиональном обучении:

– затруднения при проведении технологических операций, анализе зависимостей между различными операциями, выделении главных и второстепенных операций; устройство и принцип работы оборудования применяемого в полиграфии;

- сопоставлении полученных результатов с исходными, формулировании выводов;

– недостаточное развитие речи, приводящее к трудностям понимания полиграфических терминов и технологических операций;

– затруднения в логическом выражении; отсутствие образного мышления; недостаточно развита мелкая моторика;

Для активизации мыслительной деятельности данной категории обучающихся и улучшения восприятия ими изучаемого материала наиболее эффективным, по моему мнению, является упорядоченное сочетание наглядности и всех видов речи (устной, письменной, жестовой). В связи с тем, что обучающие глухие, то на каждом уроке теоретического и производственного обучения присутствует сурдопереводчик. Обучающиеся не обладают должным словарным запасом и не всегда сразу понимают значение многих терминов и операций, поэтому моя задача состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать им о технологических процессах. На уроках заостряю внимание на сложные полиграфические операции, особое внимание уделяю работе на полиграфическом оборудовании. Продумывая содержание урока, обязательно готовлю теоретический материал по каждой изучаемой теме и предлагаю его каждому обучающемуся, а так же данный материал постепенно создаётся в электронном виде. Что дает возможность обучающимся по какой - либо причине пропустившим урок, изучить данный материал. На уроках теоретического и производственного обучения все новые полиграфические термины выписываются на доске и объясняются, для этого активно используется интерактивная доска. Часто в начале урока провожу “пятиминутку”, цель которой уточнить значение ранее изученных слов или объяснение новых полиграфических терминов. Часто использую возможности интернет ресурсов, например, если необходимо познакомить обучающихся с образцами полиграфической продукции. На уроках теоретического обучения использую таблицы, с целью успешного овладения технологическими операциями, графики (где показана необходимая температура при выполнения тиснения), схемы, рисунки, фотографии оборудования предлагаю обучающимся в виде электронных презентаций. В рамках урока использую презентации на тему: “История возникновения письменности”, “История возникновения бумаги”, “”Первопечатник Иван Фёдоров”, “Как создаются книги”, “Появление первых печатных машин, типографий”. Использование презентаций в виде занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, способствует развитию интереса к учению. С целью проверки знаний используют тесты, карточки-задания. Например, определить виды фальцовки, указать виды комплектовки, указать виды сшивания корешков книжного блока, указать кругление корешка книжного блока. Актуализацию знаний с обучающимися с нарушением слуха проводить сложно, т. к. им сложно составлять логический рассказ. С этой целью использую кроссворды, а также предлагается схема с пропущенными технологическими операциями и обучающимся необходимо записать недостающие технологические операции. Предлагаются такие задания, как указать типичные неполадки в работе швейных аппаратов и причины их вызывающие. При подготовке к уроку определяю, какой вид мыслительной деятельности определён тем или иным учебным заданием. Если уровень мыслительной деятельности при выполнении задания не достаточно высок, то учитывая познавательные возможности обучающихся, вношу изменения в содержания задания, чтобы сделать его не только средством усвоения знаний, формирование умений и навыков, но и средством их развития. Для обучающихся с нарушением слуха была разработана иная форма итоговой аттестации. Для итоговой аттестации были разработаны тесты трёх уровней. Считаю, что для данных обучающихся это самая приемлемая форма итоговой аттестации.

Психофизические особенности обучающихся с нарушением слуха предъявляют свои требования и к формам реализации образовательных программ. Занятия организуются в следующих формах: лекционно-практическое занятие, практическое занятие, индивидуальная консультация, корректирующее занятие. Методическая система профессиональной подготовки лиц с нарушением слуха включает приемы по формированию необходимых трудовых навыков, развитию логического мышления, что, в свою очередь, способствует повышению уровня профессиональной подготовки данной категории обучающихся.

Для раскрытия содержательного компонента разработаны основные составляющие учебно-дидактического комплекса: программа по курсу “Технология брошюровочно-переплётного производства”, “Материаловедение”, составленная с учетом особенностей обучающихся с нарушением слуха, словарь полиграфических терминов. Комплекс упражнений на развитие логического мышления, учебно-методические презентации, тематика контрольных работ, промежуточное тестирование.

При разработке учебно-дидактического комплекса, при выборе заданий и способов преподнесения учебного материала учитывались особенности восприятия, памяти, утомляемость и физические возможности глухих обучающихся. Внедрение в учебный процесс электронных курсов, методических пособий, планирования учебных занятий и пр. позволяет рационально использовать учебное время.

Разработанная автором программа курса “Технология брошюровочно-переплётных процессов”, программа призводственного обучения для 1 и 2 курса составлена с учетом особенностей усвоения глухими слабослышащими обучающимися знаний и формирования практических умений и навыков, содержание курса разработано таким образом, чтобы соблюдались принципы последовательности, систематичности, согласованности, расширения и углубления знаний, доступности. Для этого были внесены некоторые коррективы, сделана доработка уже существующей программы.

Одним из факторов становления познавательной деятельности человека является развитие мышления, совершенствование логического аппарата. Развитие логического мышления является необходимым условием успешного обучения глухих и слабослышащих обучающихся. Использование специальных заданий (тестов) в процессе введения новых понятий, усвоения полиграфической терминологии, формирования умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения знаний и т.п. способствуют формированию и развитию логического мышления, интереса обучающихся к предмету, являются элементом словарной работы.

Применение информационных технологий при обучении на уроках теоретического обучения лиц с нарушением слуха, позволяет решить ряд проблем. Компьютерные средства обучения дают возможность:

  • визуализировать изучаемый объект (например, графики, схемы, технологические процессы),

  • развить определенный вид мышления (например, наглядно-образный, теоретический).

Глухие и слабослышащие обучающиеся имеют индивидуальные психофизические особенности: различный уровень развития остаточного слуха, уровень умственного развития (обучаемость или способность к учению), обученность (уровень приобретенных знаний) и т.д. Наличие этих особенностей указывает на необходимость представления учебного материала в форме, доступной для всех учащихся. Поэтому, например, при выборе способов подачи теоретического материала оптимальным является использование всех четырех видов речи: жестовой, дактильной, письменной, устной. При работе с данной категорией обучающихся необходима опора на наглядность. Разработана методика проведения учебных занятий по теоретическому обучению, имеющих некоторые особенности, позволяющие снизить нагрузки, в частности:

  • представление информации с использованием наглядности (применение компьютерных технологий) и активизации мыслительной деятельности (постановка различного рода вопросов);
  • представление материала малыми дозами;
  • комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи;

  • хорошая артикуляция;
  • немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

  • неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;

  • обучение работе со зрительными образами: работа с графиками, таблицами, рисунками, схемами и пр.;

  • тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, схем.

Неотъемлемой частью любого занятия с глухими и слабослышащими обучающимися является словарная работа. Словарная работа не может подменять собой обучение предмету, а должна строиться в непрерывном единстве с ним. Активизация словарного запаса зависит от уровня подготовки обучающегося. Задачи словарной работы заключаются в следующем:

  • раскрыть значение слов, терминов, выражений, фраз, необходимых для понимания смысла изучаемого материала;

  • ввести новые понятия в активный фонд речи обучающихся с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса;

  • развить письменную речь.

Словарная работа, которая проводится в процессе занятий, включает в себя:

  • введение новых терминов при изучении каждой темы (выписывание новых терминов) на доске, расстановку ударений, дактилирование, объяснение термина;
  • проговаривание вслух нового термина каждым обучающимся; ведение словаря;

  • активизацию устной речи (устный опрос; защиту домашней работы; работу с логическими тестами);

  • развитие письменной речи (выполнение упражнений, содержащих вопросы теоретического характера; словесные пояснения по ходу решения тестов).

Таким образом, комплексное использование средств обучения по каждому разделу курса в рамках предлагаемой методической системы обучения (компьютерное сопровождение, индивидуальные задания, словарная работа и пр.), система контроля знаний обучающихся, адаптированная к лицейной позволяют активизировать самостоятельную работу обучающихся, определять уровень усвоения знаний на различных этапах обучения и корректировать его.

В заключение приведены основные результаты и выводы в работе с обучающимися:

1) выявлены основные проблемы, возникающие у глухих и слабослышащих обучающихся при профессиональном обучении;

2) установлено, что учебный процесс с опорой на образное мышление способствует более глубокому пониманию основных полиграфических понятий обучающихся с нарушением слуха;

3)выделены основные принципы профессионального обучения учащихся с нарушением слуха (индивидуализации, наглядности, коммуникативности), и на их основе осуществлен поиск и теоретически обоснованы пути, способствующие повышению уровня профессиональной подготовки данной категории обучающихся;

4) разработана и внедрена в учебный процесс методическая система обучения профессии, сочетающая принципы индивидуализации, наглядности, коммуникативности, с использованием информационных технологий, что способствует повышению уровня профессиональной подготовки обучающихся с нарушением слуха на основе развития логического мышления.

В перспективе на будущее для себя определила: шире использовать информационные технологии и знакомить обучающихся с новым оборудованием на базе типографии “Логос”, расширять связь с базовыми полиграфическими предприятиями.

Надо отметить, что обучать учеников с отклонением слуха - это напряжённый труд, постоянное самосовершенствование. Пришлось пережить не удачные уроки, просмотреть специальную литературу, отобрать из многочисленных свою методику, в работе с глухими и слабослышащими.

См. презентацию.