Открытый обобщающий урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • повторить и обобщить все знания об имени существительном, полученные за курс начальной школы;
  • повторить правописание безударных падежных окончаний имён существительных;
  • сравнить имя существительное в трёх различных языках: русском, немецком и английском и сделать вывод;
  • развитие учебной мотивации и познавательного интереса к тайнам родного языка и иностранных языков, изучаемых в школе;
  • развитие мышления, речи учащихся;
  • воспитание уважения к родному и иностранным языкам.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дети приветствуют гостей, садятся, проверяют готовность к уроку, записывают в тетрадях число, классная работа.

2. Введение в тему урока.

На экране (Презентация - слайд 2) появляется изображение волшебника, который со второго класса обозначало имя существительное.

Как вы думаете, какова будет тема урока? (Мы будем говорить об имени существительном). Совершенно верно, тема нашего урока: "Обобщение знаний по теме: "Имя существительное". (Слайд 3). Мы попытаемся вспомнить всё, что узнали за эти четыре года об имени существительном.

В качестве чистописания дети записывают зелёной ручкой (по середине строки) тему урока: Имя существительное.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, и ответьте, что в нём необычного (с точки зрения нашей сегодняшней темы).

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица:

(Оно почти целиком состоит из одних только существительных, а нам всё понятно).

Словарную работу мы проведём сегодня на основе этого стихотворения. Я буду медленно читать стихотворение, а ваша задача - выписать имена существительные (но не все, а) в форме именительного падежа и единственного числа.

Дети самостоятельно выписывают слова со слуха, а потом проверяют правильность их написания: шёпот, дыханье, серебро, колыханье, свет, ряд.

Молодцы.

3. Работа по теме урока.

Имя существительное - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи.

Что же обозначает само слово "существительное"? Во многих грамматиках - французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской - имя существительное обозначается словом, произошедшим от латинского "субстантивум", которое в прямом родстве с существительным "субстанциа", т.е. сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали, что слова, называющие предметы, вещи и живых существ, имеют дело как раз с самой сущностью мира (Слайд 4).

Я перечислила так много языков, и оказалось, что в них есть что-то общее. Сегодня я предлагаю на время нашего урока стать языковедами, и поработать над тем, чтобы сравнить имена существительные трёх разных языков: русского, немецкого и английского. Готовы? (Да). Тогда вперёд!

Но работать мы будем не одни, у нас будет три помощника: волшебник, который будет отвечать за русские слова, вы его уже знаете. А кто это? (Томми). Вы его тоже уже знаете. За слова какого языка будет отвечать Томми? (Немецкого). Ну а это новый герой, с которым вы ещё не знакомы, но обязательно увидите его в 5 классе - агент Кьют. Он будет заведовать словами английского языка (Слайд 5).

Упражнение 1.

Спишите слова, распределяя их в два столбика: растение, лисица, инженер, самолёт, der Junge, die Schule, boy, dog. (Слайд 6) - (Значение всех слов вам понятно?).

По какому принципу вы распределили слова? (В первый столбик попали одушевлённые имена существительные, а во второй - неодушевлённые).

Сначала проговариваем одушевлённые в русском языке, потом - неодушевлённые в русском языке. Одушевлённое и неодушевлённое - в немецком языке, одушевлённое и неодушевлённое - в английском языке.

Дети проверяют свою работу, сверяя с доской (Слайд 7 - 13).

Какой вывод можем сделать? (В русском языке имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. В немецком языке имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. В английском языке имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым именам существительным относятся только люди). (Слайд 14).

Упражнение 2.

Спишите слова, распределяя их в два столбика: облако, Георгий, der Stuhl, Tommi, cat, Cute.

По какому принципу вы распределили слова? (В первый столбик попали нарицательные имена существительные, а во второй - собственные). (Значение всех слов вам понятно?). (Слайд 15). Сначала проговариваем собственные имена существительные, а потом нарицательные.

Дети проверяют свою работу, сверяя с доской (Слайд 16 - 22).

Какой вывод можем сделать? (В русском языке имена существительные бывают собственные и нарицательные. В немецком языке имена существительные бывают собственные и нарицательные. В английском языке имена существительные бывают собственные и нарицательные. В русском и английском языках имена нарицательные пишутся с маленькой буквы, а собственные - с большой буквы. В немецком языке все имена существительные пишутся с большой буквы). (Слайд 23).

Упражнение 3.

Спишите слова, распределяя их в три столбика: озеро, пейзаж, равнина, das Buch, die Katze, der Schrank. (Значение всех слов вам понятно?). (Слайд 24).

По какому принципу вы распределили слова? (По родам). (Слайд 25).

Сначала заполняем мужской род, потом женский, потом - средний.

Как вы это делали со словами русского языка? (Пользовались приёмом: чей - мой - м.р. и т.д.). Как вы это делали со словами немецкого языка? (По артиклю).

Дети проверяют свою работу, сверяя с доской (Слайд 26 - 28).

Какой вывод можем сделать? (В русском языке есть три рода имён существительных: мужской, женский и средний. В немецком языке есть три рода имён существительных: мужской, женский и средний. В английском языке только одушевлённые имена существительные бывают мужского и среднего рода. Все остальные имена существительные относятся к среднему роду). (Слайд 29).

Приведена таблица - с использованием английских слов. (Слайд 30).

Упражнение 4.

Спишите слова, распределяя их в два столбика: заповедники, орнамент, викторины, комета, der Tisch, die Menschen, street, streets. (Значение всех слов вам понятно?). (Слайд 31).

По какому принципу вы распределили слова? (По числам). (Слайд 32).

Выполняем проверку по языкам (сначала русский, немецкий и английский). (Слайд 33 - 38).

Как вы это делали со словами русского языка? (Смотрели, обозначает ли слово один или несколько предметов). Во множественном числе у большинства существительных в русском языке - окончания - ы, - и. Как вы это делали со словами немецкого языка? (У существительных множественного числа всегда артикль die). А если это существительное женского рода, как быть тогда? (На помощь может прийти окончание -(е)n или форма глагола). Что помогло в английском языке - окончаниеt - s.

Какой вывод можем сделать? (В русском языке имена существительные изменяются по числам. Есть имена существительные, которые имеют только форму единственного или только множественного числа. В немецком языке имена существительные изменяются по числам. В английском языке имена существительные изменяются по числам. Но по числам изменяются только исчисляемые имена существительные. Неисчисляемые имена существительные употребляются только в единственном числе). (Слайд 39).

Упражнение 5.

Спишите слова, распределяя их в три столбика: полотенце, дверь, молодёжь, дядя, молоко, собака. (Слайд 40).

По какому принципу вы распределили слова? (По склонениям). (Слайд 41).

Зачем слова в русском языке разделены на склонения? (Слова одного склонения имеют одинаковые падежные окончания). Дети проверяют по склонениям (сначала первое, потом второе, потом третье. (Слайд 42 - 44).

А есть ли такие склонения в немецком языке? Дети уже должны знать, что существительные в немецком языке склоняются в зависимости от того, к какому роду они относятся, и в форме какого числа стоят. Сколько разных склонений получается? (Три рода в форме единственного числа и множественное число).

Скажите пожалуйста, а отличаются ли падежные окончания имен существительных множественного числа в русском языке? (Да, тоже отличается).

Какой вывод можем сделать? (В русском языке существует три склонения имён существительных. Склонение имён существительных зависит от формы числа. В немецком языке склонение имён существительных зависит от рода. Склонение имён существительных зависит от формы числа. В английском языке имена существительные не имеют склонений). (Слайд 45).

Упражнение 6.

Просклоняйте имена существительные: школа, die Schule, school.(Слайд 46).

Дети сначала указывают падежи русского языка (Слайд 47), затем склоняют слово школа (Слайд 48), называют падежи немецкого языка (Слайд 49), склоняют слово die Schule (Слайд 50). А вот слово school остаётся нетронутым (Слайд 51).

Как мы склоняем русское имя существительное? (В русском языке имена существительные склоняются (или изменяются по падежам). В русском языке шесть падежей. При изменении по падежам изменяются окончания. В немецком языке имена существительные склоняются (или изменяются по падежам). В немецком языке четыре падежа. При изменении по падежам изменяется артикль (реже окончание). ?). (Слайд 52).

Как изменяются слова в английском языке остается загадкой, решение которой дети узнают лишь в пятом классе.

Вывод: В рассмотренных нами трёх языках имена существительные имеют много общего. Но каждый язык имеет свои особенности и свои правила.

Изучение иностранных языков позволяет нам знакомиться с культурой других стран. (Слайд 53).

Что понравилось сегодня на уроке? Было ли что-то сложное?

4. Закрепление знаний о правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Откройте свои словари, повторите, пожалуйста, падежные окончания имён существительных, а также предлоги, с которыми употребляются падежи.

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте падеж и склонение имён существительных.

Спать в постельк:, встать с постел:, играть на площадк:, стоять на площад: .

Жил в город: Казан:, ехал по пустын: на верблюд:, котлеты из морков: .

Дети проверяют свою работу, сверяя с доской (Слайд 13).

5. Проверка знаний.

На завершающем этапе урока проводится тест по теме: "Окончания имён существительных".

6. Подведение итога.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что вам было делать интересно?

- Что на уроке вызвало трудности?

- Остались ли вопросы, которые вам не понятны до сих пор?

7. Рефлексия.

Приложение 1

Приложение 2