Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Экологическое равновесие"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • обобщение знаний учащихся по разделу "Природа России";
  • рассмотрение экологических связей в разных природных зонах;
  • формирование у учащихся представления об экологическом равновесии;
  • развитие познавательной активности и речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса и творческой активности.

 

1. Организационный момент. Введение в тему урока (Слайд 1).

Секретарь (в роле секретаря может выступать классный руководитель): Сегодня состоится Межгалактическое судебное заседание с участием Суда присяжных. Суд представлен Верховными старейшинами комитета наблюдателей за Вселенной.

Встать, Суд идёт. (Слайд 2).

Суд (представлен тремя учащимися): В открытом судебном заседании слушается дело по обвинению Человечества в безответственном отношении к планете, в неэффективном использовании ресурсов планеты, а также в жестоком обращении с живыми существами, населяющими планету Земля.

Обвинение представлено членами Межгалактического Экологического союза наблюдателей за планетой Земля.

Защиту представляют жители планеты Земля - Люди.

Присяжные - жители разных планет, находящихся в разных галактиках, которые давно научились жить в гармонии с природой.

Секретарь суда: человек (классный руководитель) - Зяблова Екатерина Николаевна.

Слово предоставляется обвинению.

2. Работа по теме урока. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний учащихся об экологических проблемах разных природных зон России.

Обвинители (один ученик - на одну природную зону):

Уважаемый суд, уважаемые присяжные не хватит времени никакого судебного заседания, чтобы перечислить все экологические преступления Человечества перед родной планетой.

Поэтому мы построим наше обвинение на перечислении нерешённых экологических проблем в разных природных зонах. (Слайд 3).

Итак, зона Арктических пустынь:

Основными экологическими проблемами этого региона являются (Слайд 4):

- изменение климата и таяние арктических льдов;

- загрязнение вод северных морей стоками нефти и химических соединений, а так же морским транспортом;

- сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания.

В целом по данным исследований температура в Арктике повышается быстрей, чем в остальном мире.

Согласно данным 2004 года за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину.

В XXI веке бомльшая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда. А к 2070 году Земля может полностью лишиться северной ледяной шапки (Слайд 5).

Основные источники загрязнения являются добывающая промышленность и транспорт, военные объекты, перерабатывающая промышленность. Ещё одной важной проблемой является - сокращение популяции арктических животных. Каждый год в начале марта детеныши тюленя появляются на свет. В возрасте 3-4 недель, когда маленькие тюлени не могут укрыться от опасности даже в воде, люди отлавливают их на льду тысячами и убивают ради шкурок (Слайд 6). Главным врагом песца является человек. Песец привлекает его своим роскошным мехом. Тысячи и тысячи этих животных уничтожаются ради роскошных шуб. По оценке специалистов заповедника "Остров Врангеля", браконьеры убивают в российской Арктике 200-300 особей белого медведя каждый год. (Слайд 7).

Зона тундры:

Спасибо коллега. Основными экологическими проблемами этого региона являются:

- нарушение поверхности почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибель растений;

- загрязнение местности нефтью во время её добычи;

- незаконная охота - браконьерство;

- вытаптывание оленьих пастбищ, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места. (Слайд 8).

Современное общество, явившееся на Север со своей тяжелой техникой за полезными ископаемыми - опасно для природы тундры. Тяжелый трактор неизбежно продавливает 30 см мягкой почвы до мерзлоты и таким образом вскрывает теплоизоляцию, обеспечивая доступ теплого воздуха к мерзлоте в летнее время. Разрушение этого слоя способствует таянию подземных льдов, образованию просадок и провалов. Достаточно гусеничному трактору проехать по тундре и разрушить мох, чтобы вскоре следы от гусениц превратились в канаву, а затем и в глубокий овраг. Расчищенная грунтовая площадка через несколько лет может превратиться в провальное озеро. Попадающие в грунт нефтепродукты при добычи нефти разлагаются очень плохо. Низкие температуры и незначительное содержание кислорода в почве способствуют длительному сохранению нефтяного загрязнения. Самоочищения в зоне многолетней мерзлоты практически не происходит. (Слайд 9). Наибольший вред геологоразведочные работы наносят оленьим пастбищам. Площади оленьих пастбищ существенно сократились. Ягель отрастает медленно. Необходимо 50 лет, чтобы он достиг высоты 6-8 см, при условии полного изъятия территории из хозяйственного оборота. Нарушенные ягельные пастбища практически не восстанавливаются. (Слайд 10).

Зона лесов:

Спасибо коллега. Основными экологическими проблемами этого региона являются:

- вырубка лесов;

- незаконная охота - браконьерство. (Слайд 11).

Нетронутым лесам севера России грозит уничтожение. К ним вплотную подбирается человек, который испытывает острую необходимость в стройматериалах. Россия на сегодняшний день является лидером по темпам и объемам вырубки лесов. Ученые выделяют несколько причин такого сокращения лесов: быстрое развитие городов, увеличение лесозаготовок, увеличение количества лиственных деревьев, добыча торфа, строительство плотин, а также увеличение количества пожаров. (Слайд 12). Изучая причины возникновения лесных пожаров в период с 1995 по 2005 годы, ученые вывели тенденцию, что после 2002 года большинство пожаров происходило в результате деятельности человека. (Слайд 13).

Среднегодовое количество растительных (особенно лесных) пожаров в последние 6 лет стало наибольшим за всю историю изучения этого явления - ими ежегодно было охвачено почти 9 млн га. С одного гектара горящего леса в атмосферу выбрасывается: от 80 до 100 тонн дымовых частиц. В результате анализа ресурсов лесов умеренной зоны, который проводился ООН, было выявлено, что Россия имеет наибольший темп потери леса - 1,2 млн. га каждый год. (Слайд 14).

Зона степей:

Спасибо коллега. Основными экологическими проблемами этого региона являются следующие:

- многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина - в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля;

- на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. (Слайд 15).

Длительное время юг России украшали целинные степи. Их процветанию способствовали климат, равнинный рельеф, чистые реки, плодородные почвы, разнообразный растительный и животный мир, отсутствие активного вмешательства человека. Люди занимались в основном охотой, ловлей рыбы, сбором растений, ягод и плодов. Позднее степь длительное время стала восприниматься только как "дикое поле", "пустое место", которое нужно распахать. Хозяевами степей всегда были копытные животные. Некоторые виды (бизон, европейская дикая лошадь тарпан, тур) были практически истреблены человеком, количество других сильно уменьшилось, как, например, прежде многочисленных сайгаков. (Слайд 16). Лошади прежде повсеместно водились в степях. Сейчас диких лошадей сменили табуны домашних, которые пасутся на степных пастбищах. Перевыпас уплотняет почву и сильно угнетает растения. Падает качество и урожайность пастбищ. Степь теряет одно из своих важнейших качеств - устойчивость к засухе. Особенно негативно на степные пастбища влияет выпас овец. (Слайд 17).

Зона пустынь:

Спасибо коллега. Основные экологические проблемы этого региона следующие:

- неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли;

- из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах.

Территория пустыни с незапамятных времен используется человеком для скотоводства и орошаемого земледелия. Человек давно научился жить среди песков. Более того, он заставил пустыню служить своим нуждам. Ее животных он сделал предметом охоты, травы и кустарники - кормом для скота, деревья - топливом. Он сумел использовать все дары этой скудной природы. (Слайд 18). Хозяйственная деятельность населения этой зоны оказывает огромное влияние на условия обитания, распространение и численность почти всех животных - обитателей пустынь. Все крупные млекопитающие оттеснены на небольшие охраняемые или непригодные в настоящее время к хозяйственному использованию территории. Численность их сокращена. Исчезают и пресмыкающиеся. Причиной этого явилось уничтожение естественных мест обитания животных. Еще одна беда пустыни - засоление почв. Неумеренное орошение приводит к тому, что в почвах накапливается много соли. Земледелие в таких районах становится невозможным. В связи с интенсивным развитием орошаемого земледелия некоторые животные - типичные обитатели зоны пустынь - превратились в сельскохозяйственных вредителей. Многие пустынные грызуны, особенно песчанки, являются потенциальным источником опасных заболеваний, в том числе и чумы. (Слайд 19).

Черноморское Побережье Кавказа:

Спасибо коллега. Берег Чёрного моря - это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море. Человек бывает безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, обламывает ветки деревьев и кустов, обрывает цветы, ловит жуков и бабочек, уничтожает медуз и крабов. Из-за такого небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская, растения иглица колхидская, тис ягодный. (Слайд 20). Пластиковая бутылка, выброшенная несознательным туристом, приехавшим на юг, имеет немалый срок разложения - около 300 лет. Легко представить, сколько поколений наших потомков увидит этот "удивительный" предмет из прошлого. У нас всё, уважаемый Суд.

Суд: спасибо стороне обвинения. Слово предоставляется защите.

Защитники (один ученик - на одну природную зону - (Слайд 21):

Зона арктических пустынь:

В 1991г. восемь арктических стран - Канада, Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики (AEPS). В 1996г. Министерства иностранных дел стран арктического региона подписали Оттавскую декларацию и образовали Арктический совет, который призван в том числе обеспечить программу по всестороннему внедрению устойчивого развития. (Слайд 22). Одной из первых организаций, которая встала на защиту тюленей является Международного фонда защиты животных IFAW . Именно охрана бельков гренладского тюленя явилась причиной создания этой организации. http://oopt.info/fareast.html - mapВ 1976 году был создан заповедник "Остров Врангеля". Это самый северный из заповедников Дальнего Востока. Территория заповедника "Остров Врангеля" вопреки своему названию раскинулась на двух островах - Врангеля и Геральд. Площадь заповедника равна 2 225 650 га, 1 430 000 из которых - морская акватория. (Слайд 23). Именно здесь появляются на свет малыши белых медведей и находится единственная в России гнездовая популяция белого гуся. (Слайд 24). Многие животные Арктических пустынь занесены в Красную книгу. В Красную книгу РФ занесено более 20 видов млекопитающих. Среди них особо выделяются белый медведь, северный олень, а так же китовые: северный синий кит, горбач, нарвал и дельфины: атлантический белобокий и беломордый. (Слайд 25).

Зона тундры (Слайд 26):

image029.png (5065 bytes)

Спасибо коллега. Таймырский заповедник - создан в 1979 году. Один из крупнейших заповедников России, расположенный на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр. Площадь 1 781 928 га, филиал включает 37 018 га морской акватории моря Лаптевых. В заповеднике отмечен 21 вид млекопитающих, здесь существует самое крупное в мире стадо северного дикого оленя. На территории заповедника произрастают 430 видов высших растений, 222 вида мхов и 265 - лишайников. Встречено 116 видов птиц, 74 из них гнездятся, в реках и озёрах водится свыше 15 видов рыб. (Слайд 27). Один из самых замечательных видов орнитофауны равнинной тундровой территории - краснозобая казарка. Более двадцати лет назад в таймырской тундре начали эксперимент по расселению овцебыка. Теперь около полутора тысяч этих интересных животных расселились по восточному Таймыру. (Слайд 28).

Зона лесов (Слайд 29):

Спасибо коллега. На левом берегу Оки, недалеко от города Серпухова сохранился островок нетронутой природы - Приокско-террасный заповедник, единственный в Подмосковье. Заповедник был основан в 1945 году и изначально создавался как ботанический, с целью сохранения уникального сообщества степных видов растений. Сегодня целью заповедника является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экосистем. (Слайд 30). Леса Подмосковья восстанавливают добровольцы. На территории Орехово-Зуевского лесхоза отряд добровольцев принял участие в лесовосстановительных работах. Мероприятие прошло в рамках межрегиональных "Дней Леса" при участии и поддержке московских экологических организаций (Центр охраны дикой природы, Международного социально-экологического союза, Дружины охраны природы МГУ) и просто неравнодушных людей. Создаются системы контроля за лесом, а именно - выделение специальных площадей для наблюдения влияния человека на лес. Постоянно вводятся ограничения на вырубку леса при лесозаготовках, строительстве плотин. Повышается эффективность работы по сокращению числа лесных пожаров". В настоящее время  охота на  лесных зверей строго регламентируется органами надзора  иохраны охотничьих животных, а незаконная охота на них является уголовным преступлением. Отстрел животных производится строго по лицензиям. (Слайд 31).

Зона степей (Слайд 32):

Спасибо коллега. Заповедник "Даурский" создан в 1987 году. Заповедник расположен в Юго-Восточном Забайкалье. Заповедник организован с целью восстановления и сохранения в естественном состоянии степных, озерно-степных и водно-болотных комплексов Юго-Восточного Забайкалья, а также для охраны гнездовых местообитаний околоводных птиц, в частности, единственных в России гнездовий реликтовой чайки. Заповедник состоит из нескольких изолированных озерных и степных участков общей площадью 45 790 га. Заповедные участки окружены охранной зоной площадью 163 530 га. В марте 1994 года в Улан-Баторе по поручению правительств трех стран было подписано Соглашение о создании "в районах, прилегающих к российско-монгольско-китайской государственной границе, совместного заповедника". В октябре 1996 года были приняты официальная символика и название заповедника: Международный российско-монгольско-китайский заповедник "Даурия". В настоящее время заповедник номинируется для включения в список участков Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Слайд 33). В Красную книгу занесены следующие животныестепи: степной орел, журавль - красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, растение пион тонколистный. Есть еще одна проблема - это браконьерство. Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорёнными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. (Слайд 34).

Зона пустынь:

Спасибо коллега. Заповедник "Черные земли" образован в 1990 году.

Основной участок заповедника расположен на Прикаспийской низменности.

Он учрежден в связи с антропогенным опустыниванием территории Черных земель. (Слайд 35).

image041.jpg (41854 bytes)

Также при создании заповедника "Черные земли" ставилась задача сохранения популяции сайгака, находящейся на грани исчезновения. Эта задача выполняется на основном участке "Черные земли", представляющем малонарушенные пустынные и полупустынные ландшафты. Озеро Маныч-Гудило является водно-болотным угодьем международного значения, здесь находятся гнездовья и зимовки многих редких видов водоплавающих и околоводных птиц (лебедь-шипун, серый гусь, краснозобая казарка, розовый и кудрявый пеликаны, стрепет, дрофа, журавль-красавка и многие другие). Площадь участков: "Черные земли" (степной) - 94 300 га, "Маныч-Гудило" (орнитологический) - 27 600 га. По инициативе ООН была создана специальная комиссия по изучению проблемы расширения территорий пустынь и выработке целевой программы путей ее решения. Целевая программа профилактики опустынивания включает комплексное экономическое изучение пустынь, их охрану, а также систему мер для предотвращения их расширения. (Слайд 36).

Черноморское Побережье Кавказа:

Для охраны окружающей среды в районе Чёрного моря в 1998 году было принято соглашение, где одним из основных вопросов стоит охрана дельфинов и китов. Основным международным документом, регулирующим вопросы охраны Чёрного моря, является Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения, подписанная шестью черноморскими странами - Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной в 1992 в Бухаресте (Бухарестская конвенция). (Слайд 37). Также в июне 1994 года представителями Австрии, Болгарии, Хорватии, Чешской Республики, Германии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Украины и Европейского союза в Софии была подписана Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай. Как результат указанных соглашений, были созданы Черноморская комиссия (Стамбул), и Международная комиссия по охране реки Дунай (Вена). Данные органы выполняют функцию координации природоохранных программ, осуществляемых в рамках конвенций.

Мы закончили, уважаемый Суд. (Слайд 38).

3. Работа по теме урока. Знакомство с понятием "экологическое равновесие".

Суд: спасибо стороне защиты. А теперь суд заслушает экспертов.

Эксперты (в роли экспертов выступает пять учащихся):

Почему же происходит так, что человечество старается не вредить природе своей планеты, а "здоровье" планеты с каждым днём становится всё хуже и хуже. Человечество должно понять очень важное. Все в природе взаимосвязано - животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая и неживая природа. Ничто не существует, обособлено, отдельно, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга, зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует " равновесие". А что же такое " равновесие"? Если посмотреть толкование этого слова в словаре С. И. Ожегова, то мы найдём:

 

Равновесие - устойчивое соотношение между чем-либо. (Слайд 39).

Давайте рассмотрим это на конкретном примере зоны лесов.

Я вам сейчас расскажу один пример из жизни реки и леса: По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими и здоровыми. Почему это так было? ( Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже отдавали реке воду). А как деревья отдавали реке воду? ( Лес притягивал к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки). То есть происходил обмен: Река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Как вы думаете, что произошло потом с рекой? Не получая питания она обмелеет и может совсем высохнуть.

В настоящее время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого? Сейчас мы с вами попробуем в этом разобраться. Вот пример цепи питания (Слайд 40):

Растения - Насекомые - Насекомоядная птица - Хищная птица

К чему может привести уничтожение браконьерами хищных птиц? Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников, из числа птиц, приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки. Вывод: Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий. Есть у русского народа пословица "Как аукнется, так и откликнется". Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой. Сейчас людям известно много примеров нарушения экологического равновесия. Это случается в разных странах. (Слайд 41).

На островах Малайзии ведется борьба с малярийными комарами, переносчиками различных опасных болезней. Окрестности одной из деревень были обработаны специальным порошком против комаров. Комары были уничтожены, но в этой местности водились тараканы, которые не погибли как комары. А ядовитый порошок стал накапливаться в их организмах. Тараканы шли в пищу ящерицам, которые стали теперь тоже напичканы ядом. Ящерицы слабели и стали легкой добычей для кошек. В итоге перевелись и кошки, и ящерицы. Но в результате в округе развелось огромное количество крыс. Необходимо было восстановить экологическое равновесие. Для этой цели на остров были привезены кошки. (Слайд 42).

А в Китае однажды решили уничтожить воробьев - за то, что они клевали зёрна на полях. Но, истребив огромное количество воробьев, китайцы заметили, что на полях размножились насекомые и губят урожай. Оказывается, воробьи клевали не только зёрна, но и этих самых насекомых, оберегая от них культурные растения. (Слайд 43).

В Австралию около 150 лет назад завезли диких кроликов. Никто и предположить не мог, что вскоре кролики станут бедствием для Австралии. Невероятно размножившись, они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так случилось? В Австралии почти нет хищников, и кроликам оттого раздолье... Экологическое равновесие в окружающем нас мире - это очень важно, потому что в природе всё взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

Суд: спасибо нашим экспертам. Теперь слово присяжным. (Слайд 44).

4. Закрепление.

Старшина: сейчас нам предстоит вынести решение о том, стоит ли давать Человечеству еще один шанс, а именно испытательный срок, за который люди должны будут наладить свои отношения с планетой Земля. Какие у вас есть мнения по этому вопросу.

Присяжные (присяжными являются все оставшиеся ученики класса) высказывают свои мнения.

Старшина: Уважаемые присяжные, прошу Вас проголосовать.

И, приняв решение, голосуют (используя красные и зелёные карточки).

Старшина: Уважаемый Суд, присяжные вынесли свой вердикт: большинством голосов принято решение - дать Человечеству испытательный срок - 50 лет.

Суд: На основании решения присяжных Суд выносит решение о назначении Человечеству испытательного срока - 50 лет (для налаживания взаимовыгодных отношений с планетой Земля (с живой и неживой природой). Решение окончательное и обжалованию не подлежит. (Слайд 45).

5. Подведение итогов.

По итогом суда "корреспонденты" (в роли корреспондентов выступает два ученика), присутствующие на судебном заседании создают газету "Межгалактическую правду" (специальный выпуск) с призывами к Человечеству (учащимся школы) о бережном и уважительном отношении к природе планеты.

22 ноября 2011 года на базе Московской школы № 1212 прошло "Межгалактическое судебное заседание с участием Суда присяжных". В открытом судебном заседании слушалось дело по обвинению Человечества в безответственном отношении к планете, в неэффективном использовании ресурсов планеты, а также в жестоком обращении с живыми существами, населяющими планету Земля.

Суд вынес решение о назначении Человечеству испытательного срока - 50 лет. Суд решил, что люди успеют за этот срок исправить свои ошибки.

Люди, как моль, истребляют родную планету. Даже дети могут этому помешать. Они могут сделать следующее: не разбрасывать мусор, ухаживать за деревьями и цветами у школы, двора, сада. Защищать своих пернатых и бездомных четвероногих друзей. Стараться в домашних условиях вырастить деревья и цветы.

Обращение к Землянам:

Вы в поход пришли, ребята...
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться:
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки...
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу чужой,
Заберём его с собой.

Не обижай лесных насекомых

В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки:
Природа мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути -
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий, и пустой...

(Слайд 46).

Учитель: ребята, большое спасибо вам за работу. Я думаю, что сегодняшнее "судебное заседание" станет хорошим уроком для вас, и каждый сделает выводы о том, как относится к окружающей нас природе.