Проект совместной деятельности педагогов, родителей и детей отряда юных инспекторов движения "Огоньки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта.

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Поэтому обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий часто являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Ребенок 3–5 лет (а часто старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него вязаны приятные впечатления. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль – будь то игрушечный или настоящий. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать такого опасного поведения можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Обучая безопасному поведению на дороге, необходимо внушать, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Еще до того, как они пойдут в школу, дети должны уметь ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу. Для достижения желаемых результатов необходимо обучать дошкольников ПДД не только в учебное время, но и во всех видах детской деятельности (творческих играх, изобразительной деятельности, на интегрированных занятиях, прогулках, утренней гимнастике).

Приняв все это во внимание, педагогический коллектив МБДОУ “ЦРР – детский сад” г. Нурлат Республики Татарстан счел своевременным и необходимым создание отряда юных инспекторов движения (ЮИД).

Пояснительная записка.

В отряд юных инспекторов движения набирались дети из числа победителей конкурсов по правилам дорожного движения. Таким образом, в отряд вошло 10 детей старшей группы, из их числа выбран командир отряда. Целевая группа состоит из детей, курирующей группы, родительского актива и старшей медицинской сестры. В курирующую группу вошли: воспитатели группы Пылина В.В., Ахсанова А.В., учитель-логопед Дорожкина Н.В., музыкальный руководитель Евлахина И.Н., педагог-психолог Ефимова Е.А.

Место реализации “Центр развития ребенка – детский сад” г. Нурлат Республики Татарстан. Целевой группой были разработаны общие положения работы отряда ЮИД, модели совместной работы субъектов воспитательно-образовательного процесса, модель сотрудничества и модель планирования. Намечены цели и задачи, ожидаемые результаты.

Совместно с детьми придуманы и выбраны: отличительные значки, девиз, песня и речевка отряда. Родительским активом разработаны и изготовлены костюмы юныхюидовцев.

Общие положения.

1.1. Отряд юных инспекторов движения – добровольное объединение дошкольников, которые создаются в целях применения усвоенных ими знаний Правил дорожного движения (ПДД); воспитания у них чувства социальной ответственности, культуры участника дорожного движения,
профессиональной ориентации; широкого привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди сверстников и детей младшего дошкольного возраста.

1.2. Основные цели создания отрядов ЮИД:
активизация деятельности детских образовательных учреждений по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ)
– организация активного досуга детей;
– создание условий для привлечения воспитанников ДОУ к пропаганде безопасного поведения детей на дорогах и улицах;
– формирование основ профессиональной ориентации дошкольников на службу в органах ГИБДД и работу водителей;
– создание условий для правового и гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

1.3. Важнейшие задачи отрядов юных инспекторов движения:
– изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения;
– работа по пропаганде Правил дорожного движения в детских садах и других детских учреждениях.

Цель:

Обучение детей основам Правил дорожного движения с использованием современных методов и технологий обучения.

Задачи:
– сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды;
– развитие адекватного восприятия возможных опасных ситуаций;
– формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения;
– формирование реакции, быстроты мыслительных действий и практической деятельности.

Ожидаемые результаты:
– снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
– адекватное восприятие возможных опасных ситуаций;
– сформированность знаний, умений и навыков в сфере дорожного движения;
– выработанная система творческого саморазвития личности.

Девиз отряда:

Огоньки в глазах горят
У юидовцев-ребят.
Правила движения
Учим от души,
Вот из нас инспекторы
Будут хороши!

Речевка:

Сигналы светофора
Мы будем соблюдать
И правила движения
Все будем уважать.
Тогда не приключится
Нигде и никогда
С примерным пешеходом
Дорожная беда.

Наша песня:

Медленно минуты уплывают вдаль,
На дорогах наших не пройти
Красный, желтый и зеленый свет с тобой,
Не спеши дорогу перейти.

Припев: Скатертью, скатертью
Дальний путь стелется
И упирается прямо в переход
Каждому, каждому в лучшее верится,
А на дорогу здесь смотрит пешеход.

Вот автобус быстро удаляется,
Скорый “Мерсик” набирает ход.
Пешеходы знают свои правила,
А инспектор знает в этом толк.

Модель планирования разделена на отдельные рубрики, такие как “Немного из истории”, “За безопасность движения всей семьей”, “Играя, учим ПДД” и др. (см. Приложение 1)

Центром модели совместной работы субъектов воспитательно-образовательного процесса и модели сотрудничества являются дети отряда ЮИД. (см. Приложения 2.,Приложение 3)

Базовые средства: автокласс с магнитными настольными играми, электронным светофором, напольной разметкой и пешеходной дорожкой, дорожными знаками.

(Приложения 4)

Дети отряда ЮИД активно вовлекаются в проведение профилактической работы по предупреждению ДДТТ среди малышей и сверстников, организуют различные пропагандистские мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях, участвуют в конкурсах “Зеленый огонек” города и района, сотрудничают с ГИБДД, телевидением “Нурлат ТВ”, газетой “Дружба”.

Проект является пилотным, так как дети, выпускаясь из детского сада” передают эстафету самым активным детям другой группы.

Одной из основных форм работы отряда является работа с родителями.

Например, в теме “Транспорт. Правила дорожного движения” родителям даются задания-рекомендации по работе с детьми дома:

Задание 1.

Родителям рекомендуется:

  • понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;
  • закрепить названия видов транспорта;
  • спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;
  • спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;
  • вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;
  • провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда – нет;
  • рассказать ребенку о профессии регулировщика.

Задание 2. Совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.

Задание 3. Вспомнить загадку о транспорте.

Задание 4. Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).

Задание 5. Дидактическая игра “Подбери признак”: машина (какая?) – ..., самолет (какой?) – ....

Задание 6. Дидактическая игра “Почему так называются?” (образование сложных слов): самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

Задание 7. Дидактическая игра “Подбери предмет к признаку”: старый ..., новый ... , маленькая ... , мощный длинный ... , грузовой ... , трехколесный ..., быстроходный ..., летящий

Задание 8. Подобрать синонимы к словам: ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

Задание 9. Подобрать антонимы к словам: взлет – посадка, взлетать приземляться, приезжать – ..., приплыть –....

Задание 10. Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под.

Задание 11. Дидактическая игра “Четвертый лишний”. Самолет, лодка, пароход, корабль.

Задание 12. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола: ехать.

Машина из гаража... Машина к дому.... Машина от дома.... Машина в ворота.... Машина до дома.... Машина с моста....

Задание 13.

Выучить стихотворение.

Шла по улице машина, шла машина без бензина,
Шла машина без шофера, без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.

Задание 14.

Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора.

Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.
Желтый – предупрежденье,
А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт”. (Светофор)

Задание 15.

Дидактическая игра “Кто на какой машине работает”.

На “скорой помощи” работает врач. На пожарной ....

Форму работы считаем интересной, полезной и увлекательной как для детей, так и для всех участников целевой группы.