Урок ИЗО по теме "Осенью в лесу". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Цели

1. Учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни.
2. Развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки.
3. Способствовать воспитанию у детей любви и интереса к изобразительной деятельности, бережного отношения к природе, усидчивости и трудолюбия, чувства взаимопомощи, товарищества.
4. Укреплять межпредметные связи (литература, природоведение, музыка).

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа, практическая работа.

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие, игровые.

Используемые методы: наглядно-иллюстративный, словесный.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слайдовая презентация, раздаточный материал, гуашь и акварель, бумага формата А-3, кисти, банки для воды, палитра, стихи и загадки, музыкальные произведения: П.И.Чайковский “Времена года”, А Вивальди “Времена года”.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день, ребята. Проверьте свои принадлежности к уроку. Все ли у вас готово, чтобы начать наше занятие?

2. Повторение – Объяснение.

– Ребята, вы любите загадки? (Да.)
– А хорошо ли вы их отгадываете? (Да.
– Давайте мы проверим это. Я буду вам загадывать загадки, а отгадки вы будите наклеивать вот на этот лист бумаги (где изображены небо и земля).

1. Стоит Аленка – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан (береза).

2. Под кочкою крошка–
Только шляпка да ножка (гриб).

3. Зимой и летом одним цветом (ель).

4. Никого не обижает, а сам всех боится (заяц).

5. Рыжая сестрица бегать мастерица
По лесу бежала и в ямку попала (лиса).

6. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает (дерево).

7. Летают, кружатся на землю ложатся
С земли не встают и тут пропадут (листья).

– Ребята, посмотрите, какой красивый рисунок мы создали. А что на нем изображено? (Лес, пейзаж.)
– Ребята, а какие наиболее распространенные деревья в наших лесах. Сможете их отгадать по рисункам? (Да.)

(Показываю рисунки с изображением деревьев: ель, сосна, береза, дуб, липа, осина.)

– А какие еще вы можете назвать деревья? (лиственница, ольха, клен, ясень и т.д.)
– Ребята посмотрите у всех ли деревьев одинаковые листья? (Нет.)
– Ваше домашнее задание было собрать и принести в класс листья деревьев. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием (рассматриваем листья деревьев, называя к каким деревьям, они принадлежат: кленовый, липовый и тд., листья отличаются друг от друга по цвету, размер, форме у и даже по запаху.)
– Под шатром этих высоких великанов растут кустарники: ребята, вы можете назвать кустарники? (Калина, смородина, шиповник и т.д.)
– А самый нижний ярус занимают травы, грибы, мхи лишайники (демонстрация “Ярусы леса”).
– Ребята, всегда ли лес одинаков? (нет)
– С приходом нового сезона лес меняется. Давайте поиграем в игру: я буду называть время года, а вы должны будете дать характеристику леса с помощью прилагательных:

учитель ученики
“Летом лес…”
“Осенью лес…”
“Зимой лес…”
“Осенью лес…”
“зеленый, цветной…”
“золотистый, сказочный…”
“пушистый, белый…”
“ отдохнувший, свежий…”

(На каждое время года показываю рисунок с изображением леса).

– А какое время года сейчас? (Осень.)
– Что происходит осенью в лесу? (Готовится к зиме, улетают птицы в теплые края и т.д.)
– Многие художники, поэты и музыканты посвящали свои произведения этому времени года, красоте русского леса.
– Посмотрите как русский художник И.Левитан в своей работе “Золотая осень” показал красоту природы России, очаровательный задумчивый лес:

“Осень на опушке
Краски разводила
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник
И зардели клены,
В пурпуре осинки,
Только дуб зеленый.
Утешает осень:
– Не жалейте лета!
Посмотрите – роща
Золотом одета…” (Э.Федоровская)

– Сегодня ребята с вашего класса подготовили стихи об осени. Давайте их послушаем:

1-й ученик.

“Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженной тишиной” (И. Бунин)

2-й ученик.

“Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы”. (А. Пушкин)

– Ребята вам понравились стихи. Что вы представили себе, когда слышали строки из стихов.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Ребята вы тоже можете творить красоту. Творить с помощью кисти и красок. Ведь мы с вами маленькие волшебники – художники.

Задание: На больших листах бумаги (А3) под музыку мы будем изображать осенний лес. Работу выполняем без предварительного рисунка карандашом. Пока выполняете задание, подумайте, как бы вы назвали свою работу. (Во время работы учащихся звучат произведения Чайковского и Вивальди.)

4. Анализ работ учащихся.

(По мере выполнения работ, учащиеся вывешивают их на доску.)

Посмотрите, какая чудесная выставка работ у нас получилась. На каждой работе по-своему показана красота осеннего леса. Где-то солнечная безветренная погода, а вот здесь – подул ветерок и с березки полетели листья и кружатся-кружатся в воздухе. Посмотрите, а здесь родник зажурчал и побежал вдаль… (важно заметить не только аккуратные и “правильные” работы, но и отметить работы тех ребят, кто “не умеет” рисовать).

– Какая из работ больше всего вам понравилась?
– Почему?
– Какая работа самая яркая?
– На какой работе отчетливо показано настроение осеннего леса?

5. Подведение итогов и рефлексия.

– Ребята, что нового вы узнали?
– Чему научились?
– Довольны вы своим результатом?

6. Домашнее задание. Понаблюдайте за деревьями.