Урок производственного обучения "Решетчатые сварные конструкции" (изготовление подставки под цветы "Велосипед")

Разделы: Технология


Тема программы: Сборка и дуговая сварка простых деталей.

Учебно-производственные работы: изготовление сварной конструкции для ландшафтного дизайна (подставка под цветы “Велосипед”).

Цели урока:

1. Формирование устойчивых профессиональных навыков и умений при изготовлении сварных конструкций по конкретному образцу.

2. Развитие познавательной самостоятельности, логического мышления, эстетического восприятия окружающей среды.

3. Стимулирование потребности в формировании ответственности, аккуратности, социальной коммуникации.

Метод обучения: инструктивно-репродуктивный: упражнения.

Задачи:

1. Уметь применять на практике полученные знания и умения по изготовлению сварных конструкций из простых деталей по конкретному заказу.

2. Способствовать развитию внимания, памяти, логического и творческого мышления, самостоятельности, рациональности при выполнении конкретного задания;

3. Прививать любовь к предстоящей трудовой деятельности через творчество, искусство, элементы профессионального дизайна.

Тип урока: комплексное применение знаний и практических умений.

Межпредметные связи: черчение; материаловедение; электротехника; технология изготовления сварных конструкций; технология электросварочных и газосварочных работ; охрана труда.

Место проведения: кабинет вводного инструктажа, сварочный цех.

Методическое обеспечение урока: инструкционно-технологическая карта, оценочная ведомость, фотографии - слайды; презентация в электронном виде, видеопроектор, компьютер.

Оборудование и инструмент:

  • сварочный выпрямитель ВД306,
  • многопостовой сварочный выпрямитель на 8 рабочих мест,
  • сварочные трансформаторы ТД 350 – 3 шт,
  • электрододержатели – 12 шт,
  • электроды МР-3С – 5 кг,
  • зубила сварочные – 12 шт,
  • молотки – 12 шт,
  • комплект напильников – 12 шт,
  • подставка под цветы “ Велосипед” - образец.

Заготовки (на 1 изделие):

  • втулки (внутренние кольца подшипников - img1.gif (172 bytes) 80 мм; img1.gif (172 bytes) 45 мм) – 2 шт.;
  • диск стальной (img1.gif (172 bytes) 70 мм, h = 5 мм) – 4 шт.
  • полоса стальная (h = 5 мм; L = 1500 мм; b = 50 мм) – 1 шт.
  • полоса стальная (h = 5 мм, L = 350 мм; b = 50 мм) – 1 шт.
  • пруток стальной шестигранный (img1.gif (172 bytes) 10iм, L = 800 мм) – 2 шт.
  • труба стальная (img1.gif (172 bytes) 20 мм; L = 1000 мм) – 3 шт.
  • труба тонкостенная (img1.gif (172 bytes) 10 мм; L = 200 мм) – 2 шт.
  • ролики деревянные для декорирования – 9 шт.

Материалы (на 1 изделие):

  • проволока стальная (img1.gif (172 bytes) 4мм, L = 10 м);
  • пруток стальной (img1.gif (172 bytes) 8мм, L = 6,5 м)

Ход урока

  1. Организационный момент:

Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих и их готовности к уроку (наличие соответствующих средств индивидуальной защиты).

Разбивка на бригады – двойки.

Назначение дежурных.

2. Вводный инструктаж:

2.1. Сообщение темы урока, постановка цели.

2.2. Повторение и обобщение имеющихся знаний по теме “Сборка и дуговая сварка простых деталей. Решётчатые сварные конструкции”.

Ответы на вопросы:

  • Что нужно учитывать при сборке решётчатой конструкции?
  • - Какими качествами должен обладать собранный сваркой узел?
  • - Что применяют для облегчения сборки сварных конструкций?
  • - Какие данные содержит сварочный чертеж?
  • - В чем заключаются особенности технологического процесса изготовления отдельных деталей сварной конструкции? Изделия в целом?

- Какие требования охраны труда и правил техники безопасности следует соблюдать при изготовлении сварных конструкций?

- Знакомо ли вам выражение “ландшафтный дизайн”?

- Назовите примеры сварных конструкций ландшафтного дизайна.

- Есть ли они на территории нашего города? Лицея? Приведите примеры.

2.3. Выступление обучающегося с сообщением (домашние задание прошлого урока) с показом фотографий – слайдов изделий ландшафтного дизайна (Приложение).

2.4. Пооперационное объяснение мастером производственного обучения предстоящих сборочно-сварочных работ с указанием соблюдения необходимых правил охраны труда и техники безопасности.

п/п

Наименование операции

Эскизы

1.

Сварка трубы в обруч (“колёса”)

2.

Сборка и сварка “спиц” с втулкой (элемент “колёс”)

3.

Сборка и сварка “спиц” с обручами для “колёс”

4.

Сборка и сварка “рамы” и “крыла”

5.

Сборка и сварка “стоек”

с “колёсами”, “рамой” и “крылом”

6.

Сборка и сварка элементов “руля” с втулкой переднего “колеса” и “рамой”

7.

Сборка и сварка опоры для “дополнительных колёс” c “дополнительными колёсами” и втулкой заднего “колеса”

8.

Сварка трубы - основание “корзины”

img1.gif (172 bytes) 180 iм;

9.

Сборка и сварка каркаса для “корзины”

10.

Сборка и сварка каркаса для “корзины” с “рамой”

11.

Плетение “корзины”, декорирование изделия

12.

Обработка сварных швов, устранение дефектов  

2.5. Выдача инструкционно - технологических карт, заготовок на изделия, расстановка бригад-двоек по рабочим местам.

3. Текущий инструктаж

Во время выполнения учебно-производственных работ проводятся целевые обходы с оценкой выполнения каждой операции с учётом соблюдения правил техники безопасности.

Целевые обходы:

№ п/п

Целевой обход

Примечание, контроль

1.

Проверка соблюдения технологии сварки трубы в обруч (“колёса”) стыковое соединение: соосность; заполнение оценочной ведомости

2.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с втулкой (элемент “колёс”) угловые стыковые соединения: симметричность и равномерность; заполнение оценочной ведомости

3.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с обручами для “колёс” стыковые соединения: симметричность и равномерность; заполнение оценочной ведомости

4.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “рамы” и “крыла” нахлёсточное соединение: параллельность боковых поверхностей; заполнение оценочной ведомости

5.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “стоек” с “колёсами”, “рамой” и “крылом” стыковые соединения: симметричность и равномерность; заполнение оценочной ведомости

6.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки элементов “руля” с втулкой переднего “колеса” и “рамой” стыковые соединения: симметричность; заполнение оценочной ведомости

7.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки опоры для “дополнительных колёс” c “дополнительными колёсами” и втулкой заднего “колеса” стыковые соединения: симметричность, параллельность, расположение шва по центру; нахлёсточное соединение: параллельность; заполнение оценочной ведомости

8.

Проверка соблюдения технологии сварки трубы - основание “корзины” стыковое соединение: соосность; заполнение оценочной ведомости

9.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки каркаса для “корзины” угловые стыковые соединения: симметричность и равномерность; нечетное (!) число прутков каркаса; заполнение оценочной ведомости

10.

Проверка соблюдения технологии сборки и сварки каркаса для “корзины” с “рамой” стыковые соединения: симметричность, параллельность; заполнение оценочной ведомости

11.

Проверка соблюдения технологии сборки (плетения) и сварки “корзины”,

декорирование изделия

прихватка проволоки в начале и конце плетения, параллельность витков; заполнение оценочной ведомости

12.

Обработка сварных швов, устранение дефектов устранение дефектов, набрызгов, окалины, заусенцев, подварка (в случае необходимости); заполнение оценочной ведомости

4. Заключительный инструктаж:

  • анализ результатов выполненных учащимися учебно-производственных работ с указанием типичных ошибок, а также элементов рациональности и творческого подхода;
  • ознакомление с результатами оценочного листа, выявление авторов лучших работ, выставление оценок за урок;
  • выдача домашнего задания (продумать и подобрать материалы для декорирования своей сварной конструкции);
  • уборка рабочих мест и сварочного цеха дежурными.

План и хронометраж урока

№ п/п

Этапы урока

Время

1

Организационный момент.

5 мин

2

Вводный инструктаж:

45 мин

  Перемена

10мин

3

Текущий инструктаж:

4 часа

30 мин

  1. Проверка соблюдения технологии сварки трубы в обруч (“колёса”)

2. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с втулкой (элемент “колёс”)

3. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “спиц” с обручами для “колёс”

50 мин

  Перемена

10 мин

  4. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “рамы” и “крыла”

5. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки “стоек” с “колёсами”, “рамой” и “крылом”

6. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки элементов “руля” с втулкой переднего “колеса” и “рамой”

50 мин

  Перемена

10 мин

  7. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки опоры для “дополнительных колёс” c “дополнительными колёсами” и втулкой заднего “колеса”

8. Проверка соблюдения технологии сварки трубы - основание “корзины”

9. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки каркаса для “корзины”

50 мин

  Перемена

10 мин

  10. Проверка соблюдения технологии сборки и сварки каркаса для “корзины” с “рамой”

11. Проверка соблюдения технологии сборки (плетения) и сварки “корзины”,

декорирование изделия

50 мин

  Перемена

* мастер производственного обучения подводит итоги работы учащихся по оценочной ведомости

20 мин

  12. Обработка сварных швов, устранение дефектов

30 мин

4.

Заключительный инструктаж.

20 мин

Мастер производственного обучения ________________________________

Согласовано: “__” ______ 2012 г.

___________________________