Формирование музыкальных способностей детей дошкольного возраста в образцовой студии художественного чтения и музыкально-театрализованных представлений "Калейдоскоп"

Разделы: Работа с дошкольниками


В программе студии «Калейдоскоп» одним из разделов является музыкальное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Основной целью в этом разделе программы является: музыкальное развитие, развитие речи, развитие эмоциональной отзывчивости, мышлении и фантазии ребенка.

Работа с детьми дошкольного возраста ориентирована на формирование музыкальности ребенка с первых лет его жизни, поскольку современная наука признает раннее детство периодом, в котором происходит становление первоначальных музыкальных задатков человека. Самое интенсивное развитие ребенка происходит в раннем возрасте, поэтому приобщение его к музыке, развитие музыкальных способностей, памяти, внимания является важной задачей именно в дошкольном возрасте.

Задачами  раздела программы музыкальное воспитание является:

– формирование культуры слушания музыки
– воспитание интереса к музыкальным занятиям
– развитие музыкальных способностей
– приобщение к разным видам музыкальной деятельности
– развитие творческих способностей детей
– формирование средствами музыкального искусства опыта ценностного отношения ребенка к окружающей среде.

Программа представлена в виде  ступеней, каждая из которых соответствует одному  году жизни ребенка: первая ступень – 2-3 года, вторая – 3-4 года, третья – 5-6 лет.  Предусматривается последовательное освоение всех ступеней музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников, но поскольку задатки музыкальной деятельности не у всех одинаковы, темп музыкального развития каждого ребенка индивидуален, не всегда необходимо жестко привязывать такое разделение к определенному возрасту. Занятия построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В процессе музыкального воспитания необходимо учитывать особенности нервно-психического развития детей, поэтому при составлении программы учитывались характеристики возрастных возможностей детей, и они определены в программе.

Структурирование программы осуществлено, прежде всего, на основе традиционных подходов. На каждой ступени представлены все виды деятельности: слушание музыки, пение, движение под музыку, игра на шумовых инструментах, сюжетно-ролевые игры, музыкальное творчество.

Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, классической и современной музыки. Он четко структурирован и систематизирован по годам обучения – по принципу усложнения содержания, характера, выразительных средств музыкальных произведений.

Предусматривается целостность музыкального  образования: обучение, воспитание, развитие дошкольника.

Задачам музыкально-творческого развития детей придается главенствующее значение: формирование и развитие музыкального творчества ребенка рассматривается во всех его трех позициях в музыкальной деятельности: ребенок слушатель,  ребенок исполнитель, ребенок творец.

Музыка, речь, движение тесно взаимосвязаны друг с другом, благодаря этому развиваются голосовые данные, музыкальные способности, мышечный аппарат ребенка, речевой (артикуляционный) аппарат, поэтому занятия проводятся в интегрированной форме вместе с педагогом по развитию речи. Интенсивно растет словарный запас, ребенок разучивает наизусть стихи, песни, сказки. Речь становится средством общения с взрослыми и сверстниками. Развиваются коммуникативные навыки ребят, познавательные процессы и личностные качества.

В связи с развитием речи малыши приобщаются к пению. Формируются и развиваются певческие способности детей (напевное и протяжное голосоведение, четкая дикция, слаженность пения в ансамбле, сольное пение, формируются навыки выразительного исполнения). Развивается музыкальная память, слух, чувство ритма. Дети учатся не только правильно интонационно передавать мелодию песни, но и характер, изменение динамики исполнения. Овладевают определенными способами певческих умений и  параллельно  осваивают азы нотной грамоты.

Игра является основной формой для проведения занятий, как естественная деятельность ребенка, в процессе которой, ребенок лучше усваивает предоставленный ему материал, меньше утомляется, поэтому интерес и внимание держаться дольше.

Сюжетно-ролевая игра занимает большое место в программе. Дети активно участвуют  сюжетно-ролевых  играх, при этом стремительно расширяются их представления об окружающем мире, при  правильном воспитании у детей развивается эстетическое чувство. Дети готовы к музыкально-творческим проявлениям, как в пении, так и в играх драматизациях, в которых они импровизируют характерные особенности движений игровых персонажей.

Большое внимание уделено задачам музыкально-сенсорного восприятия, поскольку дошкольный возраст особенно благоприятен для его активизации.  Задачей педагога является поддержание интереса к музыке, развитие  музыкально-эстетических  потребностей  дошкольника, овладение основами  культуры слушания музыки, пополнение представлений о жанрах музыки, о ее разновидности.  Важной задачей является  активизировать дифференцированное восприятие музыки, учить самостоятельно давать оценку и выражать свои впечатления и отношение к прослушанной музыке, определять выразительные средства (темп, динамика, ритм, инструменты, характер музыкального произведения). В процессе слушания музыки продолжается активизация таких музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость, ладовый слух, чувство ритма. В отношении музыкально-сенсорных способностей можно с полным основанием утверждать, что первые пять лет жизни ребенка – это золотая пора их становления.

Восприятию помогает иллюстрация, которая играет роль основного материала. Она   нужна для качественного восприятия характера и содержания произведения. На занятиях  используется  дидактический материал (игрушки, карточки, картинки, музыкальные инструменты). Ребенок  лучше улавливает развитие музыкального образа, замечает изменение средств музыкальной выразительности, что говорит о дальнейшем развитии его музыкального мышления.

На занятиях дети легко усваивают упражнения, музыкально-дидактические игры, которые подобраны в соответствии с их возрастом. Активизируется восприятие музыки и движений в музыкальных играх и танцах. У детей становятся ярче первичные музыкально-творческие проявления, как в музыке, так и в движении. Ребята исполняют несложные пляски в кругу, в паре, могут передавать движения марша, веселой пляски, колыбельной, различные музыкальные образы,  легко вовлекаются в сюжетные игры, выполняя под музыку характерные движения игровых персонажей.

Дети охотно осваивают шумовые музыкальные инструменты, обучаются способам игры на них, развивая при этом чувство ритма. Получают первоначальные знания о музыкальных инструментах, учатся узнавать их по звучанию, по тембру. Дети учатся распознавать средства музыкальной выразительности. Поддерживается стремление самостоятельно выражать свои впечатления о музыке, исполненной на музыкальных инструментах, умение сравнивать, словесно давать характеристику и оценку.

В результате обучения дети могут участвовать в различных инсценировках, создавать разноплановые образы посредством музыки, речи, движения, все это позволяет повысить интерес к занятиям, пробудить мысль и фантазию ребенка.

Воспитываются личностные качества ребенка:

  • Самостоятельность – при исполнении несложных произведений всех видов музыкальной деятельности, при освоении разучиваемого репертуара.
  • Инициативность – поощрение готовности задавать вопросы взрослому, проявлять инициативу в выборе песни или игры.
  • Креативность – побуждение ребенка творчески передавать развитие образа в песенной, в пластической деятельности, импровизации, умение передать свое впечатление в простейших суждениях, в рисунке.

Развиваются познавательные процессы: восприятие, мышление, речь, внимание, совершенствуется память, расширяется опыт и представления, на этой основе формируется воображение. Интенсивно растет словарный запас, изменения происходят в речевом и в умственном развитии. Повышается интеллектуальная активность.

Средствами музыкального искусства формируется опыт ценностного отношения к окружающей действительности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, желание быть внимательным, добрым, заботливым, вежливым, проявлять сострадание, бережное отношение к животным, к природе.

Формируется любовь к своему родному краю, к своей малой родине, чувство патриотизма.

Каждый год обучения предполагает свои задачи и предполагаемые результаты.

Задачи музыкального  воспитания и развития первого года обучения:

  • Формирование культуры слушанья музыки.
  • Формирование музыкально-сенсорного восприятия некоторых средств музыкальной выразительности (высотные, ритмические, тембровые и динамические отношения музыкальных звуков).
  • Способствовать элементарным музыкально-творческим проявлениям.
  • Приобщать ребенка к восприятию певческой культуры.
  • Прививать элементарные певческие навыки.
  • Приобщить ребенка к восприятию музыкально-ритмической культуры.

Задачи музыкального  воспитания и развития второго года обучения:

  • Формировать средствами музыкального искусства опыт ценностного отношения ребенка к окружающей действительности.
  • Развивать музыкальные способности ребенка.
  • Формировать музыкальные впечатления, музыкально-слуховые певческие и музыкально-двигательные представления.
  • Развивать память, речь, мышление, воображение ребенка.
  • Приобщать к песенному творчеству.
  • Воспитывать личностные качества: самостоятельность, инициативность.

Задачи музыкального  воспитания и развития третьего года  обучения:

  • Развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного, классического и современного репертуара разнообразной тематики.
  • Продолжать формировать музыкально-слуховые певческие представления.
  • Активизировать дифференцированное восприятие музыки.
  • Учить выразительному исполнению песен народного, классического и современного репертуара.
  • Продолжать формировать музыкально-двигательные представления.
  • Развивать творческие способности ребенка.

Предполагаемые результаты первого года обучения:

  • Ребенок должен иметь определенный запас музыкальных впечатлений,  развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку.
  • Должен овладеть  некоторыми элементарными певческими умениями.
  • Может определять темп, динамику, высоту, длительность звуков.
  • Эмоционально исполняет несложные пляски в кругу, в паре
  • Легко вовлекается в сюжетные игры, выполняя под музыку характерные движения игровых персонажей.
  • Охотно осваивает шумовые музыкальные инструменты.
  • У ребенка становятся ярче первичные музыкально-творческие проявления, как в пении, так и в движении.

Предполагаемые результаты второго года обучения:

  • Ребенок должен иметь определенный объем музыкальных впечатлений, самостоятельно узнавать музыкальные произведения, прослушанные в течение года, владеть элементарной культурой слушания музыки.
  • Ребенок способен различать выразительные особенности музыки (характер, интонацию, темп, динамику, регистр).
  • Передает в движениях характер марша, веселой пляски, колыбельной, различные музыкальные образы
  • Может самостоятельно исполнять песни,  разученные в течение года, владеет элементарными приемами голосоведения.
  • Ребенок  владеет первоначальными навыками исполнительской деятельности на музыкальных инструментах.
  • Совершенствуется речь ребенка, мыслительная деятельность, устойчивость внимания.

Предполагаемые результаты третьего года обучения:

  • Имеет разнообразный запас музыкальных впечатлений.
  • Обладает основами культуры слушания музыки.
  • Умеет распознавать выразительные особенности музыки (характер, наиболее яркие интонации, развитие и изменение художественного образа.)
  • Эмоционально переживает и реагирует на прослушанную музыку, самостоятельно умеет передавать свои впечатления.
  • Умеет  правильно  передавать не только интонации и характер песни, но и изменения в разных куплетах, изменение характера и динамики.
  • Владеет определенными способами певческих умений.
  • Может выразительно передавать в движении характер музыки и специфику игрового образа.
  • Умеет выражать свои музыкальные впечатления в собственных суждениях, движениях, пении и рисунке.
  • Различает способы выполнения  движений:  основных, сюжетно-образных,  танцевальных.
  • Ребенок  должен освоить азы нотной грамоты.
  • Пополняется словарный запас ребенка, появляется наглядно-образное мышление, укрепляется произвольное внимание.

Свои знания и умения ребята показывают на открытых занятиях и  на отчетных концертах  образцовой студии «Калейдоскоп».