Урок физики по теме "Электромагнитное поле". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Тип урока: закрепление пройденного.

Цели урока.

  • Образовательные:
  • закрепить знания учащихся о магнитном поле,
  • повторить: виды магнитов, их магнитные спектры, силовые линии магнитного поля, вектор магнитной индукции, магнитное поле проводника с током, правило буравчика, действие магнитного поля на проводник с током, правило левой руки, величины, характеризующие  электрическое и магнитное поля,  единицы измерения.
  • Развивающие:
  • развивать  мышлениe,  внимание,  память, формировать представления о процессах научного познания.
  • Воспитательные:
  • воспитывать умение работать в группе, чувство ответственности каждого за свой выбор, трудовой процесс и его результат.

Задачи:

  • формировать умение  выдвигать гипотезы исследования,
  • самостоятельно планировать свою деятельность,
  • развивать коммуникативные компетенции: умение выступать перед аудиторией, слушать друг друга.

Методы:

  • наблюдение;
  • формулирование вопросов;
  • выдвижение гипотез (что будет, если …);
  • конструирование теоретических моделей;
  • целеполагание;
  • рефлексия.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование:  мультимедиа-проектор, катушка-моток, дугообразные, полосовые постоянные магниты, проволочная рамка, магнитная стрелка (компас), железные опилки, катушка, установленная в оргстекле, выключатели, источники тока (4В), компьютерная презентация  (опыт Эрстеда, опыт Ампера), интерактивная доска.

Программное обеспечение: Power Point;  диски « Открытая физика», «Практикум».

Учебник: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Физика, 9 класс М., Дрофа, 2009г.

План урока:

1) Организационный момент

2) Актуализация опорных знаний

Сообщения учащихся:

а) компьютерная презентация: опыт Эрстеда, показывающий взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки,  опыт Ампера – взаимодействие двух проводников с током;
б) сообщение: «Правило буравчика», показать на примере определение направление линий магнитного поля;
в) сообщение: «Вектор магнитной индукции» (формула, единица магнитной индукции, линии магнитной индукции)

3) Динамическая пауза
4) Групповая экспериментальная работа
5) Подведение итогов исследования
6) Вывод
7) Подведение итогов урока.

Этапы урока:

Актуализация имеющихся знаний через сообщения учащихся и вопросы, задаваемые ими  (с применением интерактивной доски), учащиеся сами оценивают ответы (раздают фишки красного и синего цвета):
– Что называется магнитным полем?
– Назовите источники магнитного поля, гипотеза Ампера о природе магнетизма.
– Что такое магнитные силовые линии? Как они направлены? Какими свойствами обладают?
– Доказательство существования магнитного поля тока (опыты Эрстеда и Ампера).
– Что определяют с помощью правила буравчика? Как?
– Как определить направление силы, действующей на проводник с током, находящийся в магнитном поле (правило левой руки).
– Как определить существует ли вокруг данного прямого проводника магнитное поле? Как определить направление индукции этого магнитного поля? 

Динамическая пауза

Работа в группах

Устная рефлексия: что мы узнали? Что будем делать?

Эвристическая ситуация: убедиться на опыте в существовании магнитного поля, в его действии на проводник стоком.

Алгоритм действий:

  1. Тема исследования
  2. Цель исследования
  3. Объект исследования
  4. Предмет исследования
  5. Гипотеза
  6. Этапы исследования: опыты, схемы, рисунки опытов
  7. Анализ: что происходит? Почему происходит?
  8. Вывод.
  9. Защита работ

1-я группа: Наблюдение линий магнитного поля, определение полюсов катушки стоком

  • Самостоятельно подключает катушку, установленную в оргстекле, к источнику тока и ключу последовательно.
  • Замыкает электрическую цепь, и аккуратно насыпает на пластину из оргстекла железные опилки. Размыкает ключ.
  • Зарисовывает получившуюся картину силовых линий магнитного поля катушки с током (обращают внимание на магнитное поле внутри катушки, чем они отличаются от обычных линий магнитного поля).
  • Определяет полюса катушки с током при помощи магнитной стрелки. Объясняет расположение линий магнитного поля направлением векторов магнитной индукции.

2-я группа: Изучение магнитного поля катушки с током (правило правой руки)

  • Самостоятельно составляет электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата и катушки, соединив их последовательно. Замыкает цепь, магнитную стрелку подносят к одной стороне катушки, а затем к другой стороне катушки, определив, таким образом, полюса катушки.
  • Изменив направление тока в катушке, снова определяет полюса катушки. Подтверждает полученный результат, применив правило правой руки, определяет направление магнитных силовых линий у концов катушки, и на основании этого-полюса магнита.

3-я группа: Исследование действия магнитного поля на проводник с током

  • Самостоятельно составляет электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата и проводника в виде трехсторонней рамки, соединив их последовательно. Замыкает цепь, помещая проводник между полюсами  дугообразного магнита , затем меняет расположение полюсов   магнита.
  • Наблюдает действие магнитного поля на проводник с током. Изменив направление тока в катушке, снова наблюдает. Убеждается, что направление силы Ампера можно определить по правилу левой руки.

Работая в группе, школьники учатся распределять между собой действия и планировать их, обмениваться результатами, оценивать сделанное с позиции достижения общей цели.
Каждая группа выбирает представителей для защиты своей работы (лидера).
Защита работы – решение эвристической ситуации.
Оценки, тем, кто делал сообщения, кто защищал работы  ставит учитель, тех, кто работал активно в группах оценивает лидер (по фишкам).

Домашнее задание: повторить по учебнику А.В. Перышкина «Физика 8 класс» стр.133,  «Электромагниты и их применение».