Детский сад и семья как единое пространство развития ребенка

Разделы: Работа с родителями


Кажется, истина очевидна! В воспитании сегодняшнего малыша, будущего гражданина, заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить, хорошо воспитать малыша, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада " повернуться" лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Именно взаимодействие МДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение приобретает не вопрос о том, кто за что в ответе, кто "ведет", а кто "ведомый", кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы добиться максимальной пользы для психического, физического и нравственного благополучия ребенка.

Следовательно, обозначенная позиция предполагает переход от работы с родителями к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, целью которого является создание единого пространства развития ребенка.

Основные направления нашего взаимодействия:

Изучение друг друга. Кто мы такие? Чего мы хотим для, себя для ребенка, друг от друга.

Безусловно, такой подход к взаимодействию требует выверенных форм. Поэтому первым нашим шагом стало изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, для согласования воспитательных мероприятий на ребенка мы начали работу с анкетирования родителей нашей группы. (Приложение).

Анализ результатов анкетирования позволил нам сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Пока мы вырабатывали тактику своего общения с каждым родителем нашей группы, у них была возможность изучить нас (дни открытых дверей, самопрезентация в момент первой встречи.)

Следующий шаг - это организация совместных дел и, прежде всего, создание совместной программы действий.

Обсуждение этого управленческого документа позволил нам определить критерии "включенности" родителей в образовательный процесс:

Первый критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на совместных групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Второй критерий отражал качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил нам выделить три группы родителей:

  • Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители - критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • сторонние наблюдатели, живущие по принципу "меня воспитывали так же".

А это значит, что к каждой семье необходим специфичный подход.

Для скоординированной работы нашей группы и родителей мы поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:

  1. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  2. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство МДОУ.
  3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  4. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Зная, как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между сотрудниками МДОУ и родителями, нами была проведена деловая игра на тему "Я-Семья-Род-Народ". Мы подобрали музыку, приготовили пригласительные билеты, постарались создать в группе атмосферу уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра "Давайте познакомимся и, будем дружить" объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Игровые моменты помогли снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям нашей группы откровенно говорить о проблемах.

Эта деловая игра позволила нам совместно определить следующую встречу, которая состоялась за пределами МДОУ в Археологическом музее, где мы посмотрели выставку, а затем за кружкой чая обсудили интересующие всех проблемы. Непринужденная атмосфера помогла нам сблизиться и общаться в доверительном ключе.

К собраниям мы готовим выставку детских работ или фотостенд, где используем фотографии из семейных альбомов, жизни группы. Совместная подготовка сближает нас с родителями. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же. Наша группа принимала участие в конкурсе поделок из природного материала среди родителей и детей; в конкурсе построек "Снежная сказка двора", в котором заняла II место; также участвовали в IV городском конкурсе художественных работ под названием "Новый год на планете"; в выставке поделок из экологического материала "Эко-игрушка"; в семейном конкурсе под названием "Моя планета" и т.д.

На каждом собрании мы выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности за участие в каком-либо конкурсе.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьями детей дало определенные результаты: родители нашей группы из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками педагогического процесса, создана атмосфера взаимоуважения. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

От успешной совместной работы педагогов МДОУ и родителей во многом зависит качество семейного воспитания, и, следовательно, дальнейшее развитие ребенка. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация их работников, невозможно достигнуть цели гармоничного развития ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Такое взаимодействие определило наиболее эффективные формы:

1. Информационное:

  • Интерактивные формы работы: проведение опросов, анкетирование, дискуссии, "круглые столы", консультации специалистов
  • Познавательные: Семейные клубы, изучение лучшего опыта семейного воспитания, педагогическая библиотека для родителей

2. Наглядно-информационные: "Дни открытых дверей", информационные листы на стендах, выпуск совместной газеты.

3. Досуговые: Совместное проведение досуга, выставки семейных творческих работ, спортивные семейные и интеллектуальные состязания.

Педагоги детского сада изучают специальную литературу по проблемам общения, проводят тренинги для родителей, используют видео- и фотоматериалы, фиксирующие самостоятельную игровую деятельность, а также применяют изготовленные самостоятельно тематические папки для родителей. Это комплекты методических разработок, касающихся самых разных направлений воспитания и обучения детей.

Мы постоянно изучаем и влияем на формирование образовательных запросов родителей, проектируем условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся нашими единомышленниками.

Педагоги рассказывают о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным, создает единое пространство развития ребенка. (Презентация).