Пропорциональность и подобие. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока: формирование у обучающихся компетенций о пропорциональности и подобии и их применении при решении задач.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие навыков умения работы с задачами практического содержания;
  • формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, умения работать с различными видами информации, используя разнообразные методы изучения теоретического и практического материала.

Развивающие:

  • развитие готовности к самообразованию.
  • формирование умений и навыков самоконтроля при самостоятельной работе над заданиями с использованием персонального компьютера;

Воспитывающие:

  • воспитание уважения к историческому наследию в области математики;
  •  воспитание альтернативного подхода к вопросу использования геометрических знаний в реальной действительности;
  • воспитание чувства долга, ответственности за порученное дело, добросовестности, чувства коллективизма, радости сопереживания успехам товарищей.

Ожидаемые результаты обучения:

  • учащиеся самостоятельно применяют знания о подобии и пропорциональности;
  • используют современные технологии для сбора и обработки информации;
  • приобретают опыт творческой деятельности и учебного сотрудничества в достижении общепоставленной цели;

Тип урока: комплексное применение знаний о пропорциональности и подобии при решении задач.

Средства обучения: персональные компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.

Использование компьютера при подготовке учителя уроку: подготовка презентаций для демонстрирования теоретического и практического материала, подбор Web-ресурсов для работы учащихся на уроке и дома, подготовка раздаточного материала, создание теста к уроку в системе тестирования INDIGO Приложение 5 (если нет программы INDIGO  можно использовать тест с презентации Приложение 7).

Таблица – Приложение 4.

План урока

  • Организационный момент;
  • Мотивация и целеполагание;
  • Проверка домашнего задания и повторение изученного материала;
  • Колесо истории (историческая справка). Творческие задания в парах;
  • Решение прикладных задач;
  • Компьютерное тестирование;
  • Задание на дом;
  • Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент, мотивация и целеполагание.

(Слайды 1, 2Приложение 6)

Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня мы проведем в кабинете информатики, т.к. сегодня для работы потребуются персональные компьютеры. Тема сегодняшнего урока «Пропорциональность и подобие». Мы должны повторить изученное, решить задачи с практическим содержанием и в конце урока хорошо справиться с тестированием.

II. Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.

(Слайд 3)

Для проверки домашнего задания прошу ответить на вопросы:

  1. Что такое пропорция, пропорциональность?
  2. Какие фигуры называются подобными? Что такое коэффициент подобия?
  3. Дайте определение подобных треугольников
  4. Сформулируйте первый признак подобия треугольников.
  5. Сформулируйте второй признак подобия треугольников.
  6. Сформулируйте третий признак подобия треугольников.

(Учитель задает вопросы, дети фронтально на них отвечают)

А теперь проверим, как вы умеете пользоваться вашими знаниями. Решаем задачи по готовым чертежам. (Слайды 4-8) Ответы записываем в карточку оценивания (Приложение 1), которые лежат у вас на столах. На всю работу 5минут. (Учитель листает слайды, дети решают задачи)

А теперь поставьте себе первую оценку за эти задачи. Сверим ответы. (Слайд №9) Ставим окончательную оценку за задание.

III. Колесо истории.

А сейчас, ребята, давайте совершим путешествие по времени. Для вас небольшая историческая справка. (Слайды 10-20)

Вы узнали сколько ученых внесли весомый вклад в развитие понятия пропорциональность и подобие. Для вас творческое задание №1 (Приложение 2). По ссылкам выходите в Интернет и в карточку оценивания записываете имена каких ученых у вас на портретах в карточке №1. На всю работу 5минут. (Дети выполняют задание) Ставим себе оценку за это задание. Сверим ответы. (Слайд 21)

А теперь при помощи палетки уменьшите рисунок. Лист Творческое задание №2 (Приложение 3). На нем приведен чертеж фигуры А и фрагмент подобной ей фигуры А1. Ваше задание достроить фигуру А1. На всю работу 3 минуты. (Дети выполняют задание) Выставите себе оценку за задание. Посмотрим верный рисунок. (Слайд 22)

IV. Решение прикладных задач.

Следующий этап работы – решение задач. Решаем задачи и ответы записываем в карточку оценивания. (Слайды 23-25) (Дети решают задачи)

V. Компьютерное тестирование.

Следующее задание для вас – тест. Откройте Тест на Подобие у вас на рабочем столе компьютера и начинайте его выполнять. (Приложение 7) Время выполнения 10 минут Оценку за тестирование выставить в карточку оценивания. Для тех, кто раньше других выполнить тестирование, резервное задание (Слайд 26)

VI. Домашнее задание.

Вы сегодня молодцы! Прекрасно поработали на уроке. Запишем домашнее задание.

(Слайды 27, 28)

VII. Итог урока.

Мы все плодотворно поработали, решили много задач, получили удовольствие.

А в заключение нашей работы я хочу пожелать, чтобы ошибки, которые вы допускаете, не приводили вас к унынию, а являлись импульсом для саморазвития. (Слайд 29)

Ты над задачкою не плачь,
Когда ответы сверить можно.
В конце учебников надежных 
Просты решения задач.
А жизнь длинна, полна сомнений,
И только через много лет 
Сумеет время дать ответ,
А верно ль было то решенье.

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

  1. Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А.: Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. М.: Просвещение, 1987.
  2. Атанасян Л.С. и др. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы, М.: Просвещение, 1990 и последующие издания).
  3. Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации к учебнику: книга для учителя. М.: Просвещение, 2003.
  4. С.С. Варданян Задачи по планиметрии с практическим содержанием – М: Просвещение, 1989.
  5. А.Д. Александров, А.Л. Вернер, В.И. Рыжик Геометрия 7. – М: Просвещение, 1985.
  6. Е.М. Рабинович Математика. Задачи на готовых чертежах 7-9 классы. – Москва-Харьков: «Илекса», «Гимназия», 2000.
  7. Гейзер Г.И.: История математики в школе. М. Просвещение, 1981.
  8. Энциклопедия для школьников по геометрии. М. Просвещение, 1974.
  9. ru.wikipedia.org/wiki/Архимед;
  10. ru.wikipedia.org/wiki/Стевин_Симон;
  11. ru.wikipedia.org/wiki/Аполлоний_Пергский;
  12. ru.wikipedia.org/wiki/Гиппократ_Хиосский;
  13.  ru.wikipedia.org/wiki/Фалес_Милетский;
  14.  ru.wikipedia.org/wiki/Архит;
  15. ru.wikipedia.org/wiki/Евклид;
  16. taina.aib.ru/biography/mihail-ostrogradskij.htm;
  17. ru.vikipedia.org/wiki/.