Открытый урок окружающего мира в 4-м классе "Пустыни"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обучающая: сформировать у учащихся понятие “пустыня”; учить выделять главное, применять полученные знания на практике; уметь излагать материал
  • развивающая: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира; развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность
  • воспитывающая: воспитывать экологическую культуру учащихся, умение работать в группах, сотрудничать.

Оборудование: проектор, компьютер, географический атлас, хрестоматия “Хочу все знать”, словари, учебные справочники, учебник “Окружающий мир” 4 класс, часть 1. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова.

Ход урока

1. Организационный момент. – 1 мин.

– Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.

2. Сообщение темы и целей урока. – 3 мин.

– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам надо разгадать кроссворд.

– Молодцы, вы узнали название природной темы, по которой сегодня нам предстоит путешествовать, узнать об ее особенностях, животном и растительном мире и о том, какие экологические проблемы пустыни могут возникать.

Вопросы к кроссворду:

  1. “…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и маки и много-много других”.
  2. В какой экосистеме мхи и лишайники являются главными “кормильцами”.
  3. Над рекой широкой
    Сумраком покрыт.
    В тишине глубокой
    … густой стоит.
  4. Зона ледяных пустынь.
  5. Средний ярус в лесу.
  6. Снега копытами касаясь,
    Ходит по тундре красавец.
    Ходит смело и легко,
    Рога раскинув широко.
  7. Наука о взаимодействии живых организмов с нашим общим домом – природой.

Ключевое слово: пустыня.

3. Проверка знаний. – 5 мин.

Перед тем, как продолжить изучение природных зон, а именно изучение пустыни, мы должны убедиться, что хорошо знаем особенности других природных зон, о которых мы говорили ранее. Давайте все вместе заполним таблицу. (Таблица на слайде.) А следить за правильностью заполнения будут наши консультанты.

  Арктика Тундра Лесная зона Степь
Географическое положение        
Климатические условия        
Растительный мир        
Животный мир        
Деятельность человека        

(Класс на уроках окружающего мира делится на 4 группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. В каждой группе выбирается консультант, который является ведущим в организации работы.)

– Если мы правильно заполним таблицу, то сможем полюбоваться видом этих природных зон.
– Что же мы знаем об этих природных зонах, каковы их особенности?

(Коллективное заполнение таблицы при помощи групп).

(По мере заполнения таблицы, учитель показывает слайды).

4. Физкультминутка. – 1 мин.

По родному краю дружно мы шагаем. (Ходьба на месте.)
Справа от нас зеленый луг, (поворот)
Слева находится лес. (Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку – скок. (Прыжки.)
Сова крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух. (Махи руками)
Солнце над деревьями светит нам, (повороты головы)
Мы рады ягодам и грибам. (Наклоны.)

5. Введение в тему. – 1 мин.

Покинув ледяные просторы Арктики, холодную тундру, приветливые леса и степное раздолье, мы с вами оказались на самом юге России, а точнее на юго-западе.

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

– Вот как выглядит пустыня.

– Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, везде, куда упадет взгляд и еще дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыни такое же необъятное, как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары – вот такая пустыня.

6. Изучение нового материала. 15 мин.

а) работа в группах

– Изучать пустыню мы будем по плану:

  • Границы зоны.
  • Поверхность в пустыни.
  • Климат.
  • Растительный и животный мир.
  • Население, деятельность людей.
  • Охрана природы.

– Каждая группа, используя текст учебника, хрестоматию “Хочу все знать”, словари, наши справочники подготовят рассказ о пустыни.

1-я группа – географы.

Задание: При помощи атласа попробуйте определить границы зоны пустынь. Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни? Не забудьте исследовать поверхность пустынь.

2-я группа – ботаники.

Задание: Используя текст учебника, подготовьте краткое сообщение о том, какова же будет растительность в пустыни.

3-я группа – зоологи.

Задание: Используя иллюстрации и текст учебника, ответьте на вопрос: “Верно ли утверждение: “Пустыня – мертвая местность”?

4-я группа – экологи.

Задание: выявите экологические проблемы пустыни и пути их решения. В это вам поможет текст учебника.

б) выступления детей

(После подготовки – выступление от каждой группы. Во время выступления детей учитель показывает слайд – таблицу.)

  Пустыня
Географическое положение Расположена на юго-западе нашей страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона.
Климатические условия Лето в пустыни жаркое: поверхность нагревается днем до +70°, а в тени выше 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

В пустыни мало выпадает осадков, лето длится 5 месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12° и длится 2–3 месяца.

Растительный мир Верблюжья колючка, колосняк, джузгун, кактус, саксаул, песчаная осока, солянка, песчаная акация
Животный мир Верблюд, змеи, ящерицы, кулан, пустынный хорек – перевязка, земляной зайчик, джейран.
Деятельность человека Скотоводство и земледелие на орошаемых территориях
Экологические проблемы
  • Неумеренное орошение.
  • Выпас скота.
  • Браконьерство.

7. Закрепление изученного материала. – 6 мин.

– Чтобы закрепить наши знания, предлагаю вам составить “синквейн”. Сначала каждый

работает самостоятельно, а затем вместе в своих группах. Лучший “синквейн”, по-вашему, мнению, вы озвучиваете.

(Рекомендации по составлению “синквейна” всегда находятся у учащихся в учебнике.)

Правила написания синквейна:

  • На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  • Пятая строчка – это слово-резюме, т.е. слово, отражающее суть темы.

(Ответы детей. Например:

Пустыня.
Необъятная, песчаная.
Печет, обманывает, завораживает.
Жарко и хочется пить.
Природная зона.)

8. Рефлексия. – 1 мин.

– Закончите, пожалуйста, фразу: Сегодня на уроке я:

Научился…

Было интересно…

Было трудно…

(Те, учащиеся, которые желают вслух озвучить свою фразу – высказываются.)

9. Выставление оценок. – 1 мин.

(Оцениваются те учащиеся, кто составил лучшие “синквейны”, кто активно и результативно работал на уроке).

10. Домашнее задание. – 1 мин.

– Нарисуйте пустыню так, как вы ее себе представляете. Думаю, что это задание будет вам всем интересно, ведь фантазия человеческая безгранична.

Разноуровневое задание:

1-й уровень: назвать отличительные признаки пустыни;

2-й уровень: рассказать о растениях и животных пустыни, занесенных в Красную книгу;

3-й уровень: рассказать об экологических проблемах пустыни и как их можно предотвратить.

(Проводится инструктаж по выполнению домашнего задания, обращая внимания на различные уровни сложности.)

– Спасибо всем за работу!