Урок химии в 8-м классе по теме "Соли"

Разделы: Химия


Урок сопровождается презентацией.

Тип урока: урок изучения нового материала, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Цель:

Образовательные:

  • Формирование у учащихся представления о солях как производных кислот и оснований;
  • Познакомить учащихся с составом и номенклатурой солей, характеристикой отдельных представителей;
  • Формирование навыков работы с химическим оборудованием

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся на уроках химии;
  • Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся;

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение работать самостоятельно;
  • Воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи;
  • Воспитывать активную жизненную позицию у учащихся, умение самостоятельно принимать те или иные решения;
  • Способствовать формированию художественного вкуса у учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, HCl, мел, пробирка, штатив - на каждую парту, NaCl, CaCO3 мел, мрамор, раковины моллюсков, фосфориты, апатиты, образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли, солонка, каравай( "хлеб-соль")

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Прежде, чем начать урок мне хотелось бы прочитать такие слова: "Нам друг для друга нужно так немного: щепотку нежности да горсточку тепла" (слайд 3). Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Повторение

Сегодня на уроке мы повторим основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания. Изучим еще один класс неорганических соединений- соли, научимся составлять формулы и давать им название. Проведем химический опыт. " (слайд 4).

Итак,

Дать определение: " (слайд 5).

  • Что называют оксидами?
  • Какие вещества называются кислотами?
  • Что такое основания?

Назовите вещества: " (слайд 6).

Na2O CaO Al2О3 P2O5

NaOH Ca(OH)2 Al(OH)3

HCl HNO3 H2S H2SO4 H3PO4

Из перечня выписать: Оксиды; Основания; Кислоты (слайд 7).

CaO Ca(OH)2 HNO3

Al2(SO4)3 H3PO4 CO2

H2S NaCl Mg(OH)2 CaCO3

- Ребята, а вот те формулы, которые остались - это соли

Новая тема

На доске таблица:

  Na Ca Al
HCl      
HNO3      
H2SO4      
H3PO4      

(Учитель объясняет правило составления и название солей)

Ребята, посмотрите и скажите: из чего состоят формулы кислот?

- из металла и кислотного остатка.

Попытайтесь дать определение: что такое соль

- Соль - сложное вещество, состоящее из иона металла и кислотного остатка" (слайд 9).

Дать название: " (слайд 10).

MgSO4 Al2(SO4)3 Fe(NO3)3 CaCO3 NaCl

Составьте формулы следующих солей: " (слайд 11).

Хлорид магния Сульфат калия Нитрат алюминия Фосфат цинка

NaCl-поваренная соль. " (слайд 12). Учитель: хлорид натрия- это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. (Демонстрация образцов промышленных упаковок различных видов поваренной соли). Прочитайте о значении соли на стр. 110 в учебнике. Далее учитель рассказывает о русском гостеприимном обычае "хлеб-соль". ( На красивое вышитое полотенце положить хлеб и солонку из Хохломы или Гжели, который можно съесть на перемене. Рассчитывается, за какое время можно съесть пуд соли: в год каждый человек съедает 3-5 кг соли, а 16 кг - пуд, за 2 года.

CaCO3" (слайд 13). - нерастворимая в воде соль, из которой состоят покровы тела морских животных (демонстрация раздаточного материала- известняк, мел, мрамор, раковины моллюсков ).

Химический опыт" (слайд 14).

Учащимся предлагается проделать химический опыт: взаимодействие мела с соляной кислотой. (Проведение правил по ТБ)

Домашнее задание" (слайд 15).

Параграф 21 стр.109-113, упр.2,3

Подведение урока

Учащиеся достают из конверта "оценки" за урок:

Та так же активно принимаешь новые знания, как атомы неметаллов принимают электроны

Ты был(а) также активен(а), как натрий в воде

Ты активно делился полученными знаниями, как атомы металлов -электронами

Твои ответы были так же нужны, как кислород в процессе горения

Твои ответы были разными, как сложные вещества, и разноцветными, как неметаллы

Ты был(а) похож(а) на яркую химическую реакцию

Учитель: "Вы все похожи на изотопы - с разным массовым числом знаний, но одинаково большим и положительным зарядом возможностей. Спасибо за урок!" (слайд 17).