Планирование карьеры как элемент школьного экономического образования

Разделы: Экономика


Пожалуй, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что выпускники российских школ, которым предстоит принимать ответственные решения как в повседневной, так и в общественной жизни страны, должны знать основы рыночной экономики, владеть основными экономическими терминами, уметь анализировать причины экономических событий и явлений.

Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития. В связи с этим идея систематизированного экономического образования российских школьников находит все больше и больше сторонников.

Во многих школах начато преподавание экономики как отдельного предмета, который вводится, как правило, в старших, реже в средних и совсем редко - в младших классах. Государственная общеобразовательная школа № 506 является школой с углубленным изучением экономики, где изучение этого предмета начинается с первого класса.

Учащиеся нашей школы не просто получают фундаментальные знания экономической теории, а формируют необходимые знания, умения и навыки для жизни. Даже если выпускник нашей школы не связывает свое дальнейшее будущее с экономикой, все знания, полученные им в школе необходимы ему для жизни. Это и основы потребительских знаний, которые научат правильно делать разумные покупки, определять качество товаров и разбираться без помощи профессиональных экспертов в различных знаках и символах на этикетках и упаковках товаров, правильно относиться к рекламе, знать, где и как отстаивать свои интересы потребителя. Это и основы финансового образования, позволяющие человеку разобраться в зарплате, налогах, кредитах, процентных ставках, инвестициях, в составление личных финансовых планов и достижение финансовой независимости. В возможности не работать за деньги, а заставить деньги работать на себя.

Мы говорим: школа должна готовить к жизни. Но, как правило, подразумеваем под этим духовно-нравственное воспитание, совсем забывая, что нужно учить и зарабатывать на жизнь. Так как это одна из главных способов удовлетворения человеческих потребностей.

Задача введения курса “основы предпринимательства” - воспитание активной жизненной позиции, умения принимать осознанные решения, оценивать риски, брать на себя ответственность. Эти умения и качества затем могут транслироваться в профессию предпринимателя. Столкнувшись с жизненными проблемами, предприниматель не теряется, а знает, что делать. Такой подход к жизни школьники и должны перенимать.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Вопрос профориентации занимает очень важное место в системе среднего образования, как в центрах образования, так и в лицеях, гимназиях, прогимназиях и школах с углубленным изучением различных предметов.

Однако существенным тормозом развития профориентации становится то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Углубленный профиль обучения позволяет дать учащимся более широкий кругозор, формирует надпредметные и личностные компетенции, которые буду полезны в течение всего дальнейшего обучения и жизни. Это бесспорно позволит выпускнику чувствовать себе более активно, уверенно, спокойно, он сможет ставить перед собой цели и находить социально Основываясь на результатах исследования, проведенного в школе с углубленным изучением экономики № 506 среди учащихся 9–11 классов, можно утверждать, что углубленное изучение различных предметов оказывает непосредственное влияние на выбор будущей профессии в зависимости от профиля образовательного учреждения.

Изучение экономики, начиная с начальной школы, позволяет подготовить конкурентоспособных работников, экономически грамотных потребителей, владеющих достаточными знаниями для комфортного пребывания в современных экономических условиях. Ведь уметь правильно оценить товар, соотношение цены и качество, купли – продажи различного видов товаров и услуг, знать тонкости рыночной экономики, в которой мы живет в данный момент, помогают не только экономить деньги, но и получать и потреблять качественный товар, что является неотъемлемым желание современного человека.

Проведя исследование по выявлению у учащихся школы № 506 “предпринимательской жилки”, можно предположить, что экономический профиль образовательного учреждения позволяет выявить и развивать данное качество, которого может быть применено в различных сферах жизни человека.

Однако нельзя категорично утверждать, что выпускник, обучающийся в образовательном учреждении с углубленным изучением определенного предмета, будет выбирать свой дальнейший профессиональный путь, связанный именно с ним. Поэтому в рамках образовательных учреждений всех типов необходима реализация программ по профессиональному самоопределению.

Главная (идеальная) цель работы по профессиональному самоопределению заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, в корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного). А так же в готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно- значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. И именно образовательное учреждение должно предоставить выпускнику такую возможность.

Хорошо, когда человек выбирает работу по душе, но!!!

Профессиональная жизнь современного человека требует от него большого умения адаптироваться. А в недалёком будущем, каждому придётся много раз менять свою специальность, ведь уже сегодня происходят столь стремительные изменения технологий, что от большинства из нас требуется постоянная переквалификация. Социологи утверждают, что человек всё меньше и меньше будет подолгу задерживаться на одном рабочем месте. Только 1 год на рабочем месте - это вполне прогнозируемая ситуация уже сегодня. Это означает, что адаптационные способности человека будут подвергаться всё большему испытанию и становится особенно важным уметь быстро реагировать и приспосабливаться к изменяющимся условиям, быстро получать новые знания.

Труды, посвященные карьере и ее четкому толкованию, в доперестроечный период были довольно редким явлением и в основном базировались на понятиях, подогнанных под существующую в то время авторитарную систему социалистического бытия. Развитие России за последние годы заставляет в корне изменить отношение к карьере и требует рассматривать ее как творческий процесс, от которого во многом зависит эффективность зарождающегося российского менеджмента и бизнеса в целом.

Карьера - это индивидуальная, но осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанная с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни. Чаше всего карьера понимается, как продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии. Характер, тип и темп карьеры определяется как объективными отношениями, так и обстоятельствами жизни конкретного индивида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, состоянием здоровья и т.д.

Именно поэтому необходимо сделать ставку на разработку методики планирования карьеры, а не составление окончательного карьерного плана для каждого учащегося. Происходящие сегодня в мире процессы глобализации и интеграции ставят современного человека перед необходимостью быть постоянно готовым к перемещениям в социальном пространстве, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, гибко взаимодействовать с самыми разными культурными и социальными системами и субъектами. Возрастающие объемы и сложность информации требуют от него умения оперативно обновлять свои знания. Непрерывно изменяющиеся условия и качество профессиональной деятельности заставляют работника на протяжении всей трудовой жизни неоднократно повышать уровень образования и квалификации, менять место работы и даже профессию. Иначе говоря, чтобы сегодня быть успешным и востребованным, человек должен обладать определенными личностными качествами - быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.

В современном мире среди множества каналов формирования личностных качеств и способностей, необходимых компетенций и компетентностей, основным и наиболее значимым остается образование. Однако столь обширный, далеко не исчерпывающий перечень характеристик показывает, что образовательная задача целенаправленного формирования у учащихся профессиональной мобильности предъявляет особые требования не только к организации учебного процесса, учебной деятельности обучающихся, но и в гораздо большей степени к организации всего спектра внеучебной жизнедеятельности образовательного заведения. В связи с этим предлагается использовать в профоринтационной работе в школе следущие учебно-методические комплекты (на примере ГБОУ СОШ с углубленным изучением экономики №506).

Рекомендованный список УМК профориентационного направления в основной (полной) школе на примере предметов “Экономика” и “Право”. Приложение