Интегрированный урок (музыка + литература) по теме "Инструментальная музыка казахского народа". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Задачи развития:
  • развитие музыкальных способностей учащихся, чувства ритма, музыкального слуха,музыкальной памяти, умения слушать музыку;
  • расширение кругозора
Задачи воспитания:
  • воспитание понимания тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности до наших дней;
  • воспитание уважения и любви к народной музыке, являющейся основой развития музыкального искусства;
  • воспитание культуры слушания музыкальных произведений и певческой  культуры.
Задачи образования:
  • знакомство с творчеством поэта - земляка М. Чистякова;
  • знакомство с творчеством Жаяу Мусы, Кыздарбека, Курмангазы, Ыхласа;
  • слушание кюев «Сылқымқыз»,»Балқаймақ», «Ақ сиса», «Жез киык»;
  • знакомство с понятием «төкпе», «шертпе»;
  • исполнение песен авторов- восточноказахстанцев.
Оборудование: слайдовый фильм с портретами музыкантов, изображением музыкальных инструментов, стенд с записями новых слов
Оргмомент: музыкальное приветствие «здравствуйте!» двухголосное
Учитель музыки: Тема нашего урока- «Инструментальная музыка казахского народа», а помогут его провести учащиеся и преподаватели детской музыкальной школы.

Республика моя! Моя земля!
Приветствую твоё десятилетье!
Твои предгорья, реки и поля,
Твоих степей живое многоцветье!

О Родина моя! Мы все таим
К тебе любовь как к матери до боли.
Богата ты не только хлебом- солью,
Но и людьми- сокровищем своим.

Богаты люди Рудного Алтая
Хорошей песней, славой трудовой.
У них душа, как видно, золотая,
Овеянная радостью живой.
Глаза их отражают небеса,
Они с природой вместе расцветали,
У звонкой речки взяли голоса
И доброту у поля переняли.

Светлела жизнь на сотни вёрст в округе
От звонкой песни, кисти и пера.
И с давних лет, как верные подруги,
Дружили балалайка и домбра.
В горах снега горят, как самоцветы,
Звенят ручьи в хрустальной чистоте
И славят жизнь акыны и поэты
Во всей её извечной красоте.
М. Чистяков

- Ребята, о чём это стихотворение? (о Родине, о природе, о музыке)
- Верно. Автор этого стихотворения - наш с вами земляк - восточноказахстанец Михаил Чистяков.
Главная тема творчества М. Чистякова - наша родина Рудный Алтай, его замечательные люди, его прекрасная природа.
Земля Казахстана богата музыкальными традициями, и Восточного в том числе. Музыкальные произведения передавали из поколения в поколение исторические события, сказания. В прошлом у казахов имелось около 30 музыкальных инструментов, многие из них постепенно исчезли.
Ребята, объясните значение слова «кюй»? (ответ уч-ся)
Кюи звучали в исполнении сыбызгы, кобыза, домбры.Песнями и кюями начинались свадьбы, совещания аксакалов, в кюях воспевались батыры, прославленные скакуны.Кюй называли «философией на двух струнах».
Прекрасные слова принадлежат Густаву Зелинскому:

О киргизские напевы, сердцу близкие мотивы!
Вы грустны, как степи осень,
И ,как гладь небес, раздольны...
Вы стремительны, как стрелы,
Как пожар степной, вы жгучи
И прекрасны, как восходы.
О, когда поёт вас вольный
Сын степей свободной грудью.

Излюбленным инструментом народных казахских музыкантов была домбра.
Известный певец и композитор Байжанов Муса родился в Павлодарской области. Он умел играть на скрипке и гармони (самостоятельно научился), но больше всего любил домбру. Жаяу Муса побывал в Польше и Литве, Петербурге и Владимире.В то время это были дальние путешествия. Все свои путешествия он совершал в основном пешком (не зря его называли Жаяу Муса - пеший Муса). Одно из его произведений прозвучит сегодня- это кюй «Ақ сиса», который был больше известен как песня.
Слушание кюя
Домбры разных районов Казахстана имели свои отличительные черты - размеры, форму корпуса.
В основном домбры были двухструнные, но встречались и трехструнные.
Слайды с изображением разновидностей домбры.
Но кроме внешних различий, существовали и раздичия в манере исполнения (в зависимости от области Казахстана) . Так, в Западном Казахстане был распространненным стиль игры «төкпе».
«Төкпе»-(от слова «тогу»- льющийся). Сегодня мы послушаем кюй в стиле «токпе» известнейшего автора- Курмангазы.
Имя великого казахского композитора – классика Курмангазы известно всему миру.Его называют отцом кюя. В звуках его мелодий можно почувствовать красоту и дыхание степи.
Курмангазы- гордость казахского народа.
Сейчас прозвучит кюй Курмангазы «Балқаймақ» (стиль «төкпе»).Обратите внимание на мягкость и теплоту звучания
Слушание кюя.
Стиль «шертпе» является более сложным, чем «төкпе». «Шертіп ойнау» значит играть щипком, щёлкать пальцами. Этот стиль характерен для южного, северного, центрального и восточного Казахстана. Один из авторов, исполняющих кюи в стиле «шертпе»- наш земляк- восточноказахстанец Кыздарбек.. Один из его кюев- «Сылқымқыз»- «девушка- кокетка» послушайте сейчас.
Слушание кюя
Кроме домбры, с давних времён у казахов не менее распространённым инструментом был кобыз.
Слушателей поражал не только вид инструмента, но и его звучание.
Знаменитый учёный П. Паллас, путешествуя в 18 веке возле Семипалатинской крепости, услышал звучание кобыза и так описал его: « Звук онаго, когда по струнам из лошадиных волос смычком из оных же волос сделанным проводёшь,подобен лебединому крику , как и самый инструмент вид лебедя имеет.»
В мелодиях кобыза очень часто использовалось звукоподражание:вой волков, рычание и лай собак, ржание и бег жеребца, блеяние ягнят, звук пущенной стрелы.
Одним из видных исполнителей кобызовых кюев был уроженец Жезказганской области Ыхылас.
Талант игры на кобызе передался Ыхласу от отца и деда. Ыхлас создал множество кюев, связанных с легендами.
Один из них описывает случай на охоте, когда велась охота на сайгу.Ыхлас был наблюдателем на той охоте.Один из сайгаков был ранен и ,убегая, упал с горы и приземлился на рога, но остался жив.На Ыхласа эта охота произвела сильное впечатление, так появился кюй «Жез киык»( «Медная сайга). Послушайте его.
Слушание кюя
В наше время народные инструменты не забыты, на них исполняют как народную музыку, так и классическую и эстрадную.Примером этого может служить переложение для кобыза известного «Чардаша» композитора Монти.
«Чардаш»- это необычное название венгерского народного танца, существующего более 200 лет.
Слушание «Чардаша» в ансамбле с фортепиано
Ребята, сегодня мы говорили об инструментальной музыке казахского народа и слушали кюи для домбры и кобыза. Давайте повторим, что такое кюй, с какими авторами кюев мы сегодня познакомились, какие стили игдры на домбре сегодня стали вам известны?
Эти кюи написаны более 150 лет назад, но они живут, их исполняют современные музыканты.
В завершение нашего урока примите это стихотворение М. Чистякова как пожелание:

Пусть нас читают в зарубежном мире,
Пусть наши песни звонкие поют,
И по высокой музыке и лире
Восточноказахстанцев узнают.

Песни наших земляков – восточноказахстанцев К. Нургазина, М. Тарасенко подведут итог нашего урока.
Исполнение песен.