Цели:
- показать красоту природы, донести до учащихся сущность выражения «Земля – наш общий дом».
- Воспитывать уважение и любовь к природе, раскрыть некоторые экологические проблемы (используя краеведческий материал) и пути их решения, повышать культуру поведения в природе, закрепить полученные знания о природе.
- Через рассмотрение экологии как науки, познакомить с понятием «природное равновесие», выявить причины нарушения равновесия, опираясь на известные ученикам понятия и процессы «экологические цепочки», «цепи питания», «круговорот воды в природе», «круговорот веществ в природе».
- Развивать логическое мышление, умение прогнозировать конечный результат (работа над моделями «что будет, если…»), познавательную активность, речь учащихся, формировать общие приёмы мыслительной деятельности.
Оборудование: названия разделов экологии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка цели урока.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран (сл. №1). Что вы чувствуете, когда видите этот хрупкий голубой шар?
Ученики: Выслушиваются ответы.
Учитель: Мы живём на планете Земля. Это – наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас одна на всех лампочка и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер – ветрило.
- Сегодня на уроке мы будем учиться узнавать, любить и беречь дом, в котором мы живём.
А еще узнаем, как связана между собой живая и неживая природа, человек и природа, что такое природное равновесие, что значит охранять и беречь природу.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Давайте вспомним, как называется наука, которая рассматривает отношения между человеком и природой?
Ученики: Это наука экология (сл. №2).
Учитель: Как переводится слово экология с греческого языка?
Ученики: «экос» - дом, «логос» - наука.
Учитель: Действительно, экология - это наука о доме. А дом для человека, чаще всего, четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озёра, реки, а для всех вместе – это, конечно, наша планета Земля. Но жить вместе в одном доме (как и в одной квартире) разным существам совсем непросто (сл. № 4).
Одним из направлений науки экологии является изучение того, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной» квартиры не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Другими словами наука экология рассматривает взаимосвязь живой и неживой природы (сл. №5).
Учитель: А в природе всё устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки (сл. № 6). Давайте посмотрим,как выглядит экологическая цепочка леса.
Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ «строят» на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники – волки, рыси и лисы. Но ведь и волк, и лиса и рысь тоже не бессмертны. Проживут своё, и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются, как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.
Учитель: О каком процессе идёт речь?
Ученики: Это круговорот веществ в природе
Учитель: Можем ли мы сказать, что в данном случае существует равновесие между живой и неживой природой?
Ученики: Существует равновесие (сл. №7).
Учитель: Что значит «равновесие»?
Ученики: Это «равенство».
Учитель: Равенство между кем? и чем?
Ученики: Равенство между живой и неживой природой.
Учитель: Равенство между живой и неживой природой называют «природным равновесием».
Значит, другими словами, природное равновесие это взаимосвязь живой и неживой природой.
Учитель: Мы выяснили, что экология изучает взаимосвязь живой и неживой природы. Как по- другому можно сказать? Что изучает экология?
Ученики: Изучает природное равновесие.
Учитель: Но вот, что удивительно. Стоит кого – нибудь убрать из этого круговорота, как вся экологическая система начинает разрушаться (сл. №8).
Учитель: Что произойдёт, если бы вдруг в лесу не осталось хищников?
Ученики: Тогда травоядным было раздолье.
Учитель: Но рано радоваться. Когда у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю траву, все деревья и все кустарники в лесу – и лес погибнет. Кроме того, лисы выполняют санитарную функцию. Какую?
Ученики: Хищники питаются, в основном, больными, слабыми животными – ведь их легче поймать! И если бы не волки – больные зайцы и лоси заражали бы здоровых, и тем самым, способствовали распространению опасных болезней.
Учитель: Что вы можете сказать о природном равновесии теперь?
Ученики: Природное равновесие нарушено.
Учитель: Как вы думаете, что могло быть причиной исчезновения хищных животных в данном случае?
Ученики: Деятельность человека.
Учитель: Человек – самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается в дела земного дома. Он совершает ошибки, иногда осознанно, иногда по незнанию. Но они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров
Ученики:
В Канаде, в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски.
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог,
Засохли клёны, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который, понял важность рек,
Решил он всё поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.
Учитель: Что вы можете сказать о природном равновесии?
Ученики: Природное равновесие нарушено.
Учитель: Что является первопричиной нарушения равновесия в природе?
Ученики: Истребление бобров.
Учитель: Кто виновник этой беды?
Ученики: Виновник этой беды – человек.
Учитель: Зачем надо перекрывать речку, чтобы исправить положение?
Ученики: Чтобы она была полноводной и поила растения и животных.
Учитель: Какой выход? Как спасти речку, лес, животных?
Ученики: Выслушиваются разные варианты ответов.
Учитель: Послушайте, что произошло дальше (Сл. №9).
Ах, как помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Всё сделают толково…
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
Учитель: Еще одним направлением науки экологии является изучение воздействие человека на природу (Сл. №10).
Учитель: Наука экология, кроме всего, стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды, продуктов питания.
Учитель: Послушайте пример неправильного воздействия человека на природу.
Ученики:
Недавно как - то, мой дружок,
Изобретён был порошок
От вредных насекомых,
Давно нам всех знакомых:
От гусениц и саранчи –
Вредителей посева.
Хоть эта братия молчит,
Но вред приносит всем нам.
Давай те начисто убьём
Их ядовитым порошком,
И всем растениям тогда
Не будет угрожать беда.
Но вот прошёл какой – то срок,
И этот самый порошок
Был обнаружен в молоке
Коров, пасущихся в траве.
Да, в молоке коровьем,
А он вредит здоровью.
Тут удивляться нечему,
Тотчас видна причина
Но порошок нашли к тому ж
В печёнке у пингвина.
Во льдах не сеяли поля,
Там не возделана земля,
Там нету паразитов.
Где ж тайна тут зарыта?
Учитель: Как же у пингвина в печенке оказался порошок?
Ученики: Выслушиваются варианты ответов.
Учитель: Послушаем, что об этом говорится в стихотворении.
Ученики:
Так вот, проклятый порошок
С полей смывает ручеёк
И далее по плану,
Плывёт он к океану,
Где ходит рыба в устьях рек,
А рыбу ловит человек,
А тех, что увильнули,
Пингвины заглотнули.
Далёкий и опасный путь.
Его продумать не забудь.
Учитель: Давайте ещё раз повторим путь ядовитого порошка от полей до печени пингвина (Сл. №11).
Ученик: Почва – ручеёк - река – океан – рыба – пингвин.
Учитель: А какую еще можно составить экологическую цепочку? На кого еще оказал воздействие ядовитый порошок?
Ученик: Растение – травоядные животные – молоко – человек.
Учитель: Можно еще составить экологическую цепочку?
Ученик: Почва – ручеёк – река – рыба – человек.
Учитель: Мы рассмотрели несколько примеров нарушения природного равновесия. Какой вывод можно сделать?
Ученики: Выслушиваются варианты ответов.
4. Закрепление материала.
Решение экологических задач.
Учитель: А сейчас давайте сами станем учеными - экологами и попробуем спрогнозировать конечный результат.
Решите экологическую задачу (СЛ. №12).
Лес и река… Можно ли сказать, что между ними существует природное равновесие?
Ученики: Существует природное равновесие.
Учитель: Давайте представим, что в результате вырубки леса или погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями на лес, и лес погиб. К каким последствиям это приведёт?
Ученики: Выруби лес – высохнет лесная речка – звери без питья пропадут – испортится земля – испортится воздух (лес, источник кислорода).
Учитель: Какие связи в природе нарушились?
Ученики: Круговорот воды в природе, круговорот веществ в природе, цепи питания.
Учитель: Посмотрите на следующие весы. Что можете сказать о равновесии?
Ученики: Природное равновесие нарушено.
Учитель: Почему лес превратился в безжизненную песчаную пустыню? Какая деятельность человека привела в такое состояние лес?
Ученики: Выслушиваются ответы.
Учитель: (Сл. №13) Действительно, это нарушение природного равновесия характерно для нашего края. Ханты – Мансийский и Ямало – Ненецкий автономный округ главные газо - и нефтедобывающие районы страны, они дают около90% российского газа и более 50% нефти. Но освоение месторождений привели к тяжелым последствиям. Из–за нарушения почв и растительности мёрзлый грунт начинает таять, происходит просадка, оползни грунта, исчезает тонкий слой плодородной почвы. На нефтяных буровых вышках «черное золото» часто бьет фонтаном, сырая нефть попадает в воду, растекается по поверхности земли. Гибнет всё живое. Главная река региона Обь собирает и несёт загрязняющие вещества на север в Обскую губу и Карское море.
5. Обобщение знаний и умений.
Учитель: Ребята работали в группах и приготовили сообщения. Давайте их послушаем.
Ученик: 1. Я расскажу о ранах больших (Сл. №14).
С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо.
Но часто, чтобы построить город или проложить дорогу приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины. Вот почему на планете с каждым годом остаётся всё меньше лесов.
Всё больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды, с различными вредными веществами. От этого страдает не только сам человек, но и растения, животные. Многие растения и животные стали сейчас редкими. Они внесены в Красную книгу.
Растениям, животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова или странствующий голубь.
Ученик 2. Я расскажу о маленьких ранах (Сл. №15).
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвёшь всего 3 – 4 цветка?
Да, природе будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё – что же станет с природой?
Учитель: Наука экология охраняет растительный и животный мир.
Вы еще школьники, но уже можете помочь нашему общему дому. Как?
Ученики: Не наносить природе маленьких ран.
6. Итог урока.
Учитель: Что такое «природное равновесие»?
(Взаимосвязь живой и неживой природы).
-Что нужно делать человеку, чтобы не нарушать природное равновесие?
(Беречь и охранять природу).
Учитель: Что изучает наука экология (Сл. №16)?
Учитель: Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились. И в заключение предлагаю послушать небольшое стихотворение, в котором содержится очень важная для всего человечества мысль. Выделите эти строчки (Сл. №17).
Ученики:
Наука экология показывает нам,
Что в мире всё завязано по четырём углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырёх углов.
Учитель: О чем же должен помнить человек? В каких строчках стихотворения об этом говорится?
Ученики:
Ты - царь природы,
Но - один из четырёх углов.