Урок развития речи "Дикие животные: еж, медведь". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить с дикими животными – медведем и ежом.

Задачи:

  • Образовательные: формирование первоначальных представлений о еже и медведе; отработка умения правильно и точно подбирать слова – признаки; составлять рассказ по схеме; расширение словарного запаса.
  • Коррекционные: коррекция мышления на основе упражнений в сравнении; отработка умения составлять связное высказывание на основе анализа особенностей диких животных; коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии непроизвольного запоминания;
  • Воспитательные: воспитание мотивации к учению, интереса к учебе.

Предмет: Развитие речи

Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.

Учебник: Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных(коррекционных) школ VIII вида.3 класс. – М.:АРКТИ, 2006

Оборудование: 6 картинок (лиса, тигр, заяц, медведь, коза, еж), схема – описания животных, название темы, рисунки ежа и медведя, карточки со словами: еж, ежиха, ежонок, медведь, медведица, медвежонок; карточка с описанием свойств иголок ежа, рисунок “найди медведя”, опорные слова внешности, учебник, аудиозапись голоса медведя.

Ход урока

1. Организационный момент.

Упражнение по развитию памяти: запомнить 6 картинок с изображением животных. (время – 30с.)

 

– Назовите животных? (Кто назвал, садится.)
– Какое животное лишнее, ведь оно не живет в лесу? Как называется такое животное?

2. Повторение.

– С какими животными мы познакомились на прошлом уроке?
– Опишите по схеме козу. Приложение.

– Кто полезнее человеку: маленькое или большое животное?

– Задание: Составь пару. (индивидуальное) на доске.

Кто и какую пользу приносит. Соединим стрелками.

3. Знакомство с темой урока.

– Как одним словом назвать всех остальных животных, кроме козы? (Дикие.) Почему?

– Тема нашего урока: Дикие животные.

– А вот какие, отгадайте.

Загадка:

Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это…(еж).

– Летом бродит без дороги между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.)

– Итак, тема нашего урока: Дикие животные. Еж. Медведь.

4. Новая тема.

А)Узнавание и описание ежа.

Смотрим на рис.

– Кто это? Он – …(еж). Она-…(ежиха). Детеныш-…(ежонок). Открываю карточки со словами.

Еж
Ежиха
Ежонок

– Что мы знаем о еже? (Дикое животное.)

– Чем покрыто тело ужа? (Иголками.)

– Для чего нужны ему иголки? (Защита от врагов.)

– А какие иголки у ежа? (Длинные, тонкие, острые, колючие.) На карточках эти слова.

– Давайте покажем, какой ежик колючий. (Делаем пальчиковую гимнастику.)

Б) Пальчиковая гимнастика “Ежик”.

1. Ежик, ежик колкий,
Покажи иголки.
Вот так, вот так,
Покажи иголки.
“замок”
Выпрямляем пальцы
2. Ежик, ежик колкий,
Убери иголки.
Вот так, вот так,
Убери иголки.
“замок”
нажим на “замок”

– Внимательно рассмотрим ежика.

Назовите части его тела. Рис.14 (Мордочка, тело, лапки, ушки.)

– Какого цвета ежик? (Серый.)

– Что случится, если его испугать? (Он свернется в комочек.)

– Чем питается еж? (Питается ягодами, орехами, желудями, насекомыми, лягушками, змеями, птенцами, корешками растений.) Можно сказать, что он хищник?

– Что делает еж зимой? (Наступила зима, спрятались букашки, нет грибов и другой еды, еж спит до весны.)

– Где спит? (Делает гнездо-норку.)

– Опишите ежа по схеме. (3 человека). Приложение.

В) Работа по учебнику.

Стр.103. Задание.1.

Г) Динамическая пауза.

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика.)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубочком.)
Получился шар колючий,
День у волка невезучий. (Дети встают.)

Д) Узнавание и характеристика медведя.

– Как называется это животное? Рис.15

– Он…(медведь)Она…(медведица) Детеныш…(медвежонок).

(Чтение слов хором и индивидуально по карточкам.)

Медведь
Медведица
Медвежонок

– А почему медведя так назвали? (Мед – ведать.)

– Какое это животное? (Дикое.)

– Медведь – это большое, сильное животное. Он только кажется неуклюжим, неповоротливым из-за густой шерсти. На самом деле он очень ловкий, он быстро бегает, лазает по деревьям. Кто видел медведей в цирке? Они настоящие артисты.

– Чем питается. (Он ест мясо животных, всех от лося до мышки, а также ягодами, орехами, грибами, травой, ловит рыбу, медом.)

– Медведь – это хищник.

 Рис.16

– Какого цвета шерсть у медведя? (Бурая, коричневая, черная.)

– Кто знает медведя с другой по цвету шерстью? (Белый медведь.)

Рис.17

– Для чего ему белая шерсть? (Он живет на Севере, там снег. А на белом снегу белого медведя не видно.)

– Задание: Найдите на рисунке бурого медведя.

 Рис.18

– Помогает цвет шерсти медведю прятаться, маскироваться? (Да.)

– Назовите части тела медведя.

 Рис.19 (Голова,тело,4 лапы, мал. хвост.)

Карт. с доп. словами:

Морда
Глаза
Мех
Лапы
Хвост
Походка

– Как осенью медведь готовится к зиме? (Строит берлогу, нагуливает жир.)

Е)Работа по учебнику.

Стр.105. Задание1. Прочитаем слова, а теперь выберите те слова, которые подходят к слову “медведь”.

– Составим предложения с этими словами.

– Опишите по схеме. (3человека) “Хозяин леса”. Приложение.

– Почему медведь – хозяин леса? (Сильный, большой, злой, звери боятся его.)

– Послушаем голос медведя. Аудиозапись.

5. Закрепление.

– Что общего у медведя и ежа? (В ходе обобщения приходим к следующим выводам):

1. Дикие животные.
2. Зимой спят.
3. Хищники.

– Чем отличаются медведь и еж?

1. Медведь большой и сильный, а еж маленький и слабый.
2. Медведь ловкий, а еж неуклюжий.
3. Медведь покрыт густой шерстью, а еж – иголками.

Итоговый опрос: задаю вопрос, отвечаете, кто это – медведь или еж.

1. Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Это…еж.
2. Любит купаться и ловит рыбу. Это…медведь.
3. Питается насекомыми, лягушками, грибами, ягодами. Может поймать змею. Это…еж.
4. Осенью запасает жир, устраивает себе берлогу и засыпает. Это…медведь.
5. “Хозяин леса” Это …медведь.

6. Итог урока.

– О каких животных мы говорили на уроке?

– Что узнали о них?

Оценка деятельности детей.

Дом. задание: 1-й ряд – составить таблицу общего между медведем и ежом.

2-й ряд – составить таблицу различий между медведем и ежом.